Оригинал взят у
youroker в
Вкратце. Патенты и танки.Изучая патенты различных стран, начинаешь выделять некоторые закономерности. Рисунки в американских патентах часто подробны в деталях, но крайне схематичны в общем, французы уделяют много внимания схемам, а в России иллюстративная часть патента чаще всего нарисована плоховато и несёт минимум информации. На этом фоне особенно приятно смотреть на немецкие патенты, часто выполненные с должным порядком. О некоторых интересных танковых патентах с родины "бронированного зверинца" поговорим ниже.
Сначала хочется отметить, что задача патента - отобразить главную идею, заключённую в нём. Иные, несвязанные вещи часто схематичны и не подробны. Потому о некоторых моментах мы можем только предполагать, и не всегда догадки будут верными. Относитесь к некоторым предположениям ниже с здоровым скепсисом.
Качающаяся башня по-немецки.
Первый патент подан на оформление в 1957 году фирмой Rheinmetall, тема патента - новое устройство башни и размещение в ней орудия. Как известно, с 1956 года в ФРГ стартовала разработка первого немецкого послевоенного танка - будущего Leopard 1. В то время проект ещё носил простое название Panzerkampfwagen der 30t-Klasse (танк 30-тонного класса) и имел 5 опорных катков на борт. Можно предположить что это патент относится к одному из ранних этапов работы над этим танком.
Один из вариантов Panzerkampfwagen der 30t-Klasse.
Основная идея патента - максимальное уменьшение высоты башни танка. Сделать плоскую и низкую башню легко, но в итоге у орудия получаются ужасные углы наведения по вертикали, особенно вниз. Для решения этой проблемы в низкопрофильной башне на крыше сделан вырез,в который может подниматься казённая часть орудия. Для обеспечения должного уровня защиты экипажа и танка на казённике установлен бронированный короб, закрывающий казённую часть орудия при её выходе за пределы башни. Короб открытый, не препятствующий заряжанию орудия. Можно заметить некоторое сходство этой идеи с качающимися башнями, вот только тут качающая часть минимальна по размерам и только прикрывает орудие.
Конструкция башни и качающейся части более подробно.
Минусы подобной идеи хорошо видны - невозможность обеспечить герметизацию танка, неудобство заряжания орудия, его уязвимость при отрицательных углах наклона. Да и в дождик ездить в этом танке не очень бы хотелось. Как по мне эти минусы значительно перевешивают возможность использовать низкопрофильную башню, потому и неудивительно что до воплощения в металле этой идеи дело не дошло.
Что только не сделаешь ради УВН.
Патент подан на оформление в 1963 году фирмой Henschel-Werke. Несмотря на то, что от предыдущего патента этот отделяет промежуток почти в 6 лет, они похожи общей идеей, потому можно предположить, что они относятся примерно к одному начальному периоду проектирования будущего Leopard 1. Как и в патенте выше - основная идея - сделать силуэт танка как можно ниже, при этом успешно обойдя проблему плохих углов вертикального наведения. В этот раз низкопрофильную башню установили под углом 10 градусов к горизонту, в итоге в переднем секторе орудие, не способное опустится в башне больше чем на пару градусов, относительно танка имело отличные углы вертикального наведения вниз и похуже вверх. Поворот башни осуществлялся при помощи электромотора, были предусмотрены средства фиксации.
Почему подобный концепт не нашёл путь в реальность, тоже можно понять. Хорошие углы были только в переднем секторе, а при повороте башни только на 90 градусов, они уменьшались до неприемлемо минимальных.