Семейство тяжёлых танков Национальной республики Литвы "Ietis".

May 25, 2015 18:30




Наступление тяжёлых танков "Ietis". Территория Союза Свободных земель. Предположительно 1987 год.
Продолжение статьи: http://ru-papertanks.livejournal.com/109452.html
После неудачного завершения войны с Союзом Ганзейских Городов в 1975 году, танковые войска Литвы находились в серьёзном упадке. На вооружении оставалось большое количество устаревших средних танков "Šarvai-3", денег даже на модернизацию не хватало. Тем не менее Заводы Rytas в инициативном порядке приступили к разработке перспективного тяжёлого танка. Основной идеей стала попытка создания самодостаточной боевой единицы, способной действовать долгое время без снабжения, а так же обладающей должной огневой мощью и защитой. Танк получил предварительное название FR-23. Проект был завершён в 1976 году и не был востребован Литовским правительством. Но после заключения в 1977 году соглашения о взаимопомощи с Железным Протекторатом Британии (более известен под названием "Фист") в армию Литвы потекли немалые деньги, и проект FR-23 был извлечён из под сукна и рекомендован к постройке малой испытательной серией.


Прототип тяжёлого танка FR-23. 1978 год.
ТТХ FR-23:
Боевая масса, т.: 62
Экипаж, чел.: 4
Вооружение: 120-мм нарезная пушка М4, 12-мм крупнокалиберный пулемёт М50 на турели, 8-мм пулемёт М64 спаренный
Боекомплект: 62 снарядв 120-мм в укладках в башне и корпусе, 1000 12-мм патронов в 5 коробах по 200, 1000 8-мм патронов в непрерывной подаче
Двигатель: Ритус -90НТ дизельный
Мощность двигателя, л.с.: 1010
Скорость по шоссе, км/ч.: 45
Средняя скорость по бездорожью, км/ч.: 30
Запас хода, км.: 600

Первые 2 машины были готовы в апреле 1978 года и сразу вышли на испытания. Отличали машину её достаточно огромные размеры: 2,90 метров высоты (без турели) и 8,60 метров длинны (корпуса). Объяснялось это желанием разместить в немалом боевом отделении максимальный запас боеприпасов и топлива. Для повышение выживаемости машины в бою была установленна гидропневматическая подвеска, позволявшая уменьшать высоту до 2,45 метров. В целом машина прошла исптытания и удовлетворила военных. но требовались и доработки. Отмечалась высокая отдача орудия после выстрела, сбивающая наводку, недостаточная для поражения современых ЛБМ мощь 12-мм пулемёта, а так же избыточная мощность двигателя. В результате в следующем варианте машины были внесены изменения: на орудие установленн дульный тормоз. усилены противооткатные механизмы за счёт убирание 8-мм спаренного пулемёта, увеличенна командирская башня и на ней размещаенна 20-мм пушка в дистанционно управляемой установке, установлен более компактный дизельный двигатель c малосерийного тяжёлого танка "Onagras" благодоря этому боевое отделение смещенно назад из-за увеличения веса установленна новая подвеска, увеличен запас топлива и возимый боекомплект, установленны противокумулятивные экраны. Осенью 1978 года новая машина прошла исптыания ив 1979 году было начато массовое производство нового тяжёлого танка "Ietis" (Копьё).



Тяжёлый танк Ietis первых годов выпуска. 1980 год.
ТТХ Ietis:
Боевая масса, т.: 71
Экипаж, чел.: 4
Вооружение: 120-мм нарезная пушка М4, 20-мм пушка М75 на турели
Боекомплект: 74 снарядв 120-мм в укладках в башне и корпусе, 8000 20-мм снарядов в непрерывной подаче
Двигатель: Ритус -80TSD-4 дизельный
Мощность двигателя, л.с.: 750
Скорость по шоссе, км/ч.: 30
Средняя скорость по бездорожью, км/ч.: 22
Запас хода, км.: 900

Танк получился ещё больше чем прототип: высота 3,05 метров без турели и длинна 9,30 метров. Впервые танк был показан на параде в честь Революции в 1980 году и произвёл большое впечатление на делегации многих стран. По официальным данным до 1983 года было выпущенно 4500 танков Ietis, но многие историки оспаривают эти цифры, считая их пропогандистким и указыват цифру в 1200.

Почти сразу после начала серийного выпуска машины, на его базе было решенно создать машину ПВО с возможностью совершать броски на равне с Ietis. На шасси решено было установить башню от недавно разработанной ЗСУ "Мedžiotojas" на шасси среднего танка Riteris. Башня совмещала в себе как пулемётное так и ракетное вооружение. Благодоря её компактным размерам в передней части шасси удалось разместить башню с оборонительным пулемётом, управляемым механиком по обслуживаю радаром. Проектирование было завершенно в 1980 году и пропустив стадию испытаний (считалось что башня уже испытана на ЗСУ "Мedžiotojas") машина принята на вооружение под названием "Uždanga" (Завеса).



Зенитная самоходная установка "Uždanga". 1981 год.


Для более точной зенитной стрельбы Uždanga опускалась на грунт и уравнивалась домкаратами.
ТТХ Uždanga:
Боевая масса, т.: 63
Экипаж, чел.: 4
Вооружение: 2х10-мм шестиствольных пулемёта М66, 2хПусковые установки зенитных ракет "Adata", 8-мм пулемёт М64
Боекомплект: 2000 10-мм патронов, 8 ракет "Adata" в пусковых установках и 8 в укладках в корпусе, 400 8-мм патронов
Двигатель: Ритус -80TSD-4 дизельный
Мощность двигателя, л.с.: 750
Скорость по шоссе, км/ч.: 30
Средняя скорость по бездорожью, км/ч.: 25
Запас хода, км.: 850

Uždanga была выпущенна малой серией из-за большой стоимости и отсуствия особых приемуществ перед ЗСУ Мedžiotojas, производство было свернуто в 1982 году после выпуска 54 машин. После в части с танками Ietis поставлялись ЗСУ Мedžiotojas. В войсках Uždanga обрела популярность не как ЗСУ а как хорошо защищённая машина поддержки тяжёлых танков. Использовалась в отдельных частяхъ до конца Межконтинентальной войны.

Первые месяцы боёв с Поднебесной Империей в ходе Межконтинентальной войны показали, что имеющиеся на вооружении Литвы самоходные комплексы ПТУР часто плохо защищены. Поэтому перспективный ПТУР было решенно разместить на шасси тяжёлого танка. ПТУР "Kaltas" (Долото) являлся лицензионной копией ПТУРа Железного Доминиона Мк-853. Ключевой возможностью комплекса является способность обнаруживать и поражать цели вне зоны прямой видимости машины. Обнаружение происходит при помощи камер на подъёмной штанге. Получив изображение наводчик определяет на нём цель с последующим наведением на нее ракеты. Команды управления, передаваемые по волоконно-оптическому кабелю на борт ракеты, вырабатываются цифровым устройством. Ракета запускается вертикально, а затем совершает горизонтальный полет. Штанга и пункт наводчика размещенны в передней части корпуса, тридцать пусковых шахт на месте боевого отделения. Немалые размеры комплекса привели к необходимости серьёзно уменьшить запас топлива машины. Для самообороны так же был установлен крупнокалиберный пулемёт. Первые комплексы "Kaltas-S" были собранны в 1986 году.


Тяжёлый комплекс противотанковых управляемых ракет "Kaltas-S". 1987 год.


Kaltas-S готовится к ведению огня по целям за разрушенным домом.
Приблезительно 1988 год.ТТХ Kaltas-S:
Боевая масса, т.: 61
Экипаж, чел.: 2
Вооружение: ПТУР "Kaltas", 12-мм крупнокалиберный пулемёт М50 на турели
Боекомплект: 30 ракет в пусковых установках, 800 12-мм патронов в 4 коробах по 200
Двигатель: Ритус -80TSD-4 дизельный
Мощность двигателя, л.с.: 750
Скорость по шоссе, км/ч.: 30
Средняя скорость по бездорожью, км/ч.: 25
Запас хода, км.: 650

Kaltas-S производился в ходе всей Межконтинентальной войны, в основном путём переделок повреждённых тяжёлых танков. Количество выпущенных машин оценивается около 700 единиц. В войсках комплекс пользовался значительным уважением, часто применялся и не против бронетанковых целей.

В 1988 году в ремонтных мастерских Мусульманской Республики Руси, так же имевшей на вооружение переданные Литвой тяжёлые танки Ietis был разработан проект танка-истребителя на его базе. Предполагалось разместить 3 членов экипажа в корпусе, в защищенной капсуле, а в боевое отделение установить необитаемую башню с 90-мм гладкоствольной пушкой высокой баллистики с автоматом заряжание. Броня дополнительно усиливалась блоками ДЗ. К сожалению, на проект, получивший наименование "Шейх Урус Старецкий" не было выделено денег. А власти Литвы он не заинтересовал.



Предполагаемый внешний вид истребителя танков "Шейх Урус Старецкий". 1988 год.

После первых столкновений с Поднебесными атомными танками "Железный змей" в Заводах Rytas в 1987 году был начат инициативный проект атомного танка FR-39 на узлах Ietis. Предполагалось оснастить танк реактором мощностью в 1800 лошадиных сил, весь экипаж разместить в башне в экранированной капсуле. Вооружение и общий уровень защиты сохранялись аналогичными танку Ietis. Проект не нашёл поддержки у военных и в 1989 не выйдя из стадии чертежей был закрыт.


Предполагаемый внешний вид атомного тяжёлого танка FR-39. 1989 год.

Опыт войны выявил многочисленные недостатки тяжёлого танка Ietis - недостаточная бронезащита, слишком большие размеры, часто ломающаяся подвеска, большая стоимость производства. В 1987 году Заводы Rytas получили задание разработки новой модификации танка, с исправлением недостатков. Проектирование было законченно зимой 1987-88 года. На выходе вышел, по сути, новый танк. Была установлена боле проста подвеска с тележками на рессорах, ради уменьшения танка отказались от большого запаса снарядов и топлива, была серьёзно усиленна лобовая броня машины. Часто поражаемую турель с 20-мм пушкой перенесли на борт башни и забронировали, был установлен новый более мощный двигатель. Получившаяся модификация была названа "Ietis-2" и встала на конвейер в 1988 году.


Тяжёлый танк "Ietis". Полевая модификация с установкой крупнокалиберного пулемёта у командира. 1989 год.
ТТХ Ietis-2:
Боевая масса, т.: 68
Экипаж, чел.: 4
Вооружение: 120-мм нарезная пушка М4, 20-мм пушка М75 на турели
Боекомплект: 40 снарядов 120-мм в укладках в башне и корпусе, 1000 20-мм снарядов в непрерывной подаче
Двигатель: Ритус -80TSD-6H дизельный
Мощность двигателя, л.с.: 800
Скорость по шоссе, км/ч.: 33
Средняя скорость по бездорожью, км/ч.: 25
Запас хода, км.: 400

Ietis-2 быстро вытеснил своего предка из войск и концу войны стал основным тяжёлым танком Литвы, так же передавался и союзникам. Всего было выпущено 1650 машин. В войсках пользовался заслуженной любовью как надёжная и верная машина.

Параллельно разработке нового танка, для борьбы с тяжёлыми машинами противника было решено разработать противотанковую САУ. В качестве основного вооружения было выбрано морское 170-мм орудие, размещённого в слабобронированной рубке в задней части корпуса. Двигательное отделение было перенесено вперёд, был установлен новый более мощный двигатель. Машина получила наименование "Griovėjas" (Разрушитель) и в 1988 году вышла на испытания.


Противотанковая самоходная установка "Griovėjas". 1988 год.
ТТХ Griovėjas:
Боевая масса, т.: 66
Экипаж, чел.: 5
Вооружение: 170-мм нарезная пушка М16, 8-мм пулемёт М64 спаренный
Боекомплект: 22 снаряда 170-мм в укладках, 800 8-мм патронов в 8 коробах по 100
Двигатель: Ритус -90НТ-2К дизельный
Мощность двигателя, л.с.: 1000
Скорость по шоссе, км/ч.: 37
Средняя скорость по бездорожью, км/ч.: 28
Запас хода, км.: 400

На вооружение армии Литвы САУ не поступала, но производилась малой серией для Мусульманской Республики Руси. Всего было выпущено 125 таких машин.

Мои другие работы, выполненные в том же стиле можно найти тут:
Здесь (на английском языке).
Здесь (на русском, выкладывается с небольшим отставанием).

Спасибо за внимание!)

Бронетанковая техника, фантазия, ракетный танк, альтернативная история, САУ, тяжёлый танк, Небывальщина

Previous post Next post
Up