Семейство МВТ-70.

May 12, 2014 18:07

Многие знают программу MBT-70 исключительно по её результату - самому МВТ-70 и его немецкого брата KpfPz.70. Некоторые слышали про удешевлённый вариант МВТ - ХМ803. Но помимо этих машин в "семье" МВТ ещё немало интересных и необычных машин, так и не вышедших с чертёжной доски. О них и хочется поговорить ниже.

MBT MR.


Данный проект можно считать "дедушкой" всего семейства МВТ. В 1960 году, когда уже стало ясно, что Т95 не оправдал возложенных на него надежд, появился этот проект. Как раз в этот момент армию США охватила страсть на ракетное оружие и на пушки-пусковые установки. Именно такую пушку, а точнее орудие от "Шеридана" ХМ150Е4 и являлось основным вооружением танка. Так же в машине были применены многие решения, которые станут почти классическими для всей серии. Весь экипаж танка, в том числе и водитель, разместились в корпусе. Это помогло уменьшить размеры танка и обеспечить его лучше радиологической защитой, чем танки с обычным расположением экипажа. В 1960-1961 году были подготовлены два проекта, отличавшихся друг от друга только двигателями. Один вариант имел дизель AVDS-1100 второй дизель LVDS-1100, основным отличие моторов были лишь габаритные размеры и производитель. Но в том же 1961 году программу остановили, решив просто установить башню с пушкой-пусковой установкой на шасси М-60 и особо не мудрить. Но как уже я говорил выше , хотелки этой программы не были забыты и были использованы в программе МВТ-70.

Варианты МВТ-70.
В ходе создания программы МВТ-70 конструкторами были опробованы некоторые достаточно необычные варианты компоновки машины. Все концепты имеют схожее вооружение: пушку-пусковую установку ХМ140Е5, 20мм автоматическую пушку, 7,62мм пулемёт.


Одним из первых таких вариантов можно считать прототип МВТ с установкой орудия в неподвижной рубке. Сразу видно торчащие из этого проекта уши шведского Strv103, достаточно нового шведского танка заинтересовавшего своими необычными решениями почти всё западное танкостроение. Спроектировать схожую машину решили и в США. При этом из-за использования более совершенного автомата заряжания исчезла необходимость жёсткого закрепления орудия в лобовом листе как у Strv103. Орудие имело углы наводки только по вертикали, по горизонтали орудие наводилось движениями корпуса. Так же как и на других ранних прототипах МВТ на этой машине ещё не было подвески с изменяемым клиренсом и ещё предполагалось использование ГТД. Так же стоит отметить что этот вариант являлся самым защищенным из всех предложенных, на уровне защиты достигнутой на М1 "Abrams" в лобовой части, что в годы проектирования означало, что танк даже теоретически невозможно поразить в лоб из всего известного противотанкового вооружения. Но к созданию проект так и не был принят. Если шведские Strv103 готовились воевать в почти танконедоступной местности, где часто обходы и фланговые маневры танками невозможны и противника можно ждать только с одной стороны, то американцам предстояло воевать на просторах достаточно ровной Центральной и Восточной Европы или на ещё более ровных просторах Ближнего Востока, где отсутствие башни стало бы критическим минусом танка.



Другой крайностью стал проект танка с полностью необитаемой башней и размещением всего экипажа в капсуле в корпусе. Данный прототип создавался с оглядкой на обеспечение максимальной радиологической защиты экипажа. Это и было сделано за счёт размещение экипажа в дополнительно защищенной свинцом капсуле. В башне размещалось вооружение и автомат заряжания, обслуживание башни могло осуществляться только снаружи. Как и другие ранние проекты этот не имел подвески с изменяемым клиренсом, но уже и не оснащался ГТД. В целом из всех прототипов МВТ этот проект обеспечивал экипажу максимальную радиологическую защиту, по сути, на танке можно было воевать в эпицентре ядерного взрыва через пару минут после самого взрыва и не списывать экипаж после этого. Но создание полноценной необитаемой башни грозилось вылиться в большие проблемы и в ещё большие затраты, поэтому от данного проекта отказались.



Не стоит считать, что в разработке МВТ участвовали только американские инженеры, приложил руку к проекту и "сумрачный немецкий гений" создав проект танка с башней, стабилизированной в трёх плоскостях. Реализовано это было по типу карданной подвески. Таким извращением немцы хотели решить проблему понижения точности танка при выстрелах с наклоном и при движении, вовремя которого так же возникают наклоны. При этом немецкий гений поступил достаточно радикально и закрепил основное орудие в лобовой плите башни, оставив наводку по вертикали только при помощи качания всей башни, так же осуществлялась и стабилизация в движении. Если вспомнить, что бедный водитель, как и на других прототипах, находился в башне, то сложно представить все ощущения от вождения этого танка. Ради подобной башни пришлось отказаться и от АЗ, так как он мешал наводке по вертикали. Интересно отметить, что немцы в своём прототипе в турели установили пулемёт, а 20-мм пушку перенесли в башню, аргументируя это тем, что пушечная турель излишне усложняет и утяжеляет конструкцию. Так же на танке уже была применена подвеска с изменяемым клиренсом. Но в ходе испытаний, на стендах башни стабилизированной в трёх проекциях оказалось, что пользы от неё на порядок меньше чем проблем, и к тому же стоит она не мало. Потому от этого прототипа отказались.

KpfPz.70 образца 1966 года.


Немецкие танкостроители достаточно активно участвовали в разработке танка по программе МВТ-70/KpfPz.70. Многие американские решения казались им спорными или излишне революционными. Немцы с подозрением относились к идее пушки-пусковой установки, сомневались в необходимости размещения всего экипажа в башне. В 1966 году немецкими специалистами был подготовлен полноценный проект по немецким пожеланиям. Основным изменением в машине оказался перенос водителя в корпус. Немецкие инженеры считали, что размещение всего экипажа в башне повышает уязвимость самого танка и экипажа, так же из-за необходимости выделения места под водителя в башне не получалось установить более совершенное СУО. Для сохранения высоты танка равной высоте американского варианта проекта водителя разместили полулёжа (в будущем это решение применят и сами американцы на Абрамсе). Это привело к увеличению длины танка, что позже было поставлено в недостаток проекту американскими инженерами. Вынос водителя из башни позволил установить в танк более совершенное СУО и более быстрый автомат заряжания. Так же интересным кажется то, что на проекте была установлена 152-мм пушка-пусковая установка из американского проекта но при этом 120мм гладкоствольная пушка так же предполагалась к установке. ещё одним интересным решением проекта стала установка 20-мм автоматической пушки в контейнере-туреле на левой стороне башни. Сделано это было для уменьшения общей высоты танка. Углы возвышения турели от -10 до +55 градусов. В целом проект можно охарактеризовать как наиболее обычный и спокойный из всех известных, но к сожалению американцы отказываться от размещения водителя в башне не собирались и проект не приняли.

ЗСУ "Matador" на шасси основного танка МВТ-70.


Вместе с созданием основного танка МВТ-70 предполагалась и разработка различных вспомогательных машин на его шасси. Одной из таких машин должна была стать ЗСУ на базе МВТ-70 для непосредственного прикрытия наземных войск. ЗСУ предполагалось принять на вооружение и в США и в ФРГ. Для создания было использовано шасси МВТ без изменений. Башню и комплекс вооружений было поручено разработать немецкой фирме Rheinmetall. К 1968 году был готов эскизный проект зенитной башни, получившей наименование "Matador". Башня была оснащена двумя РЛС - целеуказания MPDR-12, расположенной в задней части башни, и орудийной наводки «Альбис», расположенной спереди. Впоследствии такое размещение РЛС стало традиционным для многих ЗСУ. Основное вооружение две 30-мм автоматические пушки с боезапасом в 400 выстрелов. Так же в башне было предусмотрено и стабилизированное место механика-водителя. Как должен был чувствовать себя водитель стабилизированный в башне со скорость вращения 100 градусов в секунду - не уточняется. Но к моменту завершения конструкторских работ сотрудничество между США и ФРТ прекратилось, и башня осталась без шасси. В последствии она была серьёзно переделана под установку на танк Леопард 1. Где в свою очередь проиграла ЗСУ "Гепард".

Инженерный танк ХМ745.


Ещё одна вспомогательная машина созданная на базе МВТ-70. Данный инженерный танк разрабатывался исключительно для армии США и по американской концепции. Оснащение машины можно назвать стандартным для подобного класса техники: 165-мм пушка-гаубица стреляющая снарядами со взрывчаткой для разрушения завалов и сооружений, бульдозерный отвал и многоцелевой ковш-кран. Из необычного стоит отметить установку оборонительной 25-мм автоматической пушки в дистанционно-управляемой турели, строение турели не предусматривало зенитную стрельбу. Изначально так же рассматривался вариант приспособления под эту машину обычной 152-мм пушки, но данная идея не прошла. Основным изменением в конструкции машины стало убирание автомата заряжания для пушки и замена его на четвёртого члена экипажа - заряжающего. Иных глобальных изменений в конструкции не было. В 1967 году этот проект был рассмотрен комиссией американской армии и признан слишком дорогим для реализации. Решено было разработать аналогичную машину на шасси более дешёвого М-60.

Если вдруг кому-то интересны простенькие бумажные миниатюры этих машин - прошу по ссылкам:
http://youroker.livejournal.com/10226.html
http://youroker.livejournal.com/11426.html

1970, ОБТ, 1962, история, США, Основной боевой танк, танки США, нереализованный проект, 1961

Previous post Next post
Up