Оригинал взят у
gmichailov в
Бизнес и власть. Точки соприкосновенияВ сегодняшнее, сложное время, когда доллар ставит антирекорды один за другим, нефть падает в цене, все острее встает вопрос, как жить дальше? Об этом и шла речь на ежегодной конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату». Власть и бизнес пытались донести свою точку зрения на проблему. Оказывается, в их взаимодействии за последние годы многое изменилось к лучшему. Мы не должны мириться с низкими темпами экономического развития страны, мы должны увеличивать эти темпы. Об этом и шел разговор, как добиться прорыва. Бизнес не просит нереальных уступок, он просит соблюдать правила игры и не мешать излишним контролем.
За последние годы наблюдается улучшение позиций нашей страны во всех мировых бизнес-рейтингах: мы занимаем 62 место в Doing Business и 43 место в рейтинге Bloomberg. Однако место в рейтинге - это не главное. Потому что, если посмотреть в разрезе цифр по отдельным позициям, то мы находимся далеко. Например, 156 место - по получению разрешения на строительство, 143 - по подключению к электросетям, 100 - по защите инвестора. Вот по этим болевым точкам и надо работать.
Общение продолжалось и в коридорах.
Очень показательно было голосование, которое прошло после пленарного заседания «Инициативы улучшения инвестиционного климата и реальная практика. Точки зрения бизнеса и власти». Какие направления Вы считаете актуальными для делового климата? Результат на лицо: самое главное - это доступность финансовых ресурсов. Это и понятно, когда из-за санкций для бизнеса закрыт мировой рынок финансирования. А наша власть, вместо помощи, повышает ставки кредитов.
На втором месте - стабильность налоговой нагрузки. Бизнес просит не менять правила игры и ввести мораторий на новые инициативы. А этих инициатив предостаточно. Если налоги формально не меняются, то фискальная нагрузка увеличивается, за счет изменения базы для расчетов. Последний пример - расчет налога на недвижимость, исходя из кадастровой стоимости.
На третьем месте - избыточный контроль надзорных органов, если говорить простым языком, безопасность ведения бизнеса. Бизнес высказал свои пожелания, посмотрим, услышит ли их власть. Буквально через неделю должно состояться послание президента парламенту.
В основе развития любого бизнеса должна быть, прежде всего, стабильность. При этом основное внимание необходимо направить на борьбу с коррупцией и устранение излишнего административного давления, тогда можно говорить об улучшении инвестиционного климата. Но как этого добиться?
Об этом и говорили на дискуссионной площадке «Реформа контрольно-надзорных функций». Я сам долгое время работал в налоговых органах и поэтому хорошо знаю нашу систему. Если ты пошел на проверку, то обязательно должен найти нарушение и оштрафовать. Поэтому я согласен с губернатором Ульяновской области, который предлагает при проведении первичных проверок законодательно исключить возможность наложения штрафов, обязав уполномоченные органы выдавать только предписания об устранении выявленных недостатков.
Кстати, в Ульяновской области введен новый уникальный проект - НЭП (Новая экономическая политика), который действует до 2020 года. Основные цели проекта - расширение комфорта и делового климата, расширение внутренних инвестиций и усиление антикоррупционной деятельности.
Также у нас принят еще один документ - Стандарт делового климата. Он обеспечивает наличие специального института государственных гарантий предпринимательской деятельности. Существует орган досудебного регулирования конфликтов - эта рабочая группа помогает развивать бизнес и пройти бюрократию. Также документом введена материальная ответственность должностных лиц за решения или бездействие. Уже наказано 2 чиновника.
Эксперты отметили три основных направления работы: увеличение комфортности и безопасности ведения своего дела, запуск «мотора» внутренних инвестиций и усиление мер по недопущению коррупции мотора.
- В основе развития любого бизнеса должна быть, прежде всего, стабильность. При этом основное внимание необходимо направить на борьбу с коррупцией и устранение излишнего административного давления, тогда мы можем выполнить задачи, которые ставит Президент Российской Федерации. Именно поэтому мы в Ульяновской области поддерживаем и будем поддерживать малый и средний бизнес. Сегодня у нас проводится перенастройка всей системы работы, самого формата поддержки бизнеса на интересы местных предпринимателей, в сторону не ухудшения условий их существования, - сообщил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. С ним трудно не согласиться, тем более Ульяновская область показывает хорошие результаты на фоне других регионов.
Но беда регионов, что очень многое зависит от конкретных людей, так сказать, человеческий фактор. Где сильные губернаторы и команда, туда инвестиции текут рекой. Можно привести пример, Калужской и Ульяновской области.
Необходимо запустить свой собственный рейтинг инвестиционной привлекательности внутри РФ среди ее субъектов. Важно запустить конкуренцию между ними по улучшению инвестклимата. К сожалению, сейчас не все регионы уделяют этому внимание. Посмотреть, как обстоят дела в каждом из них, можно с помощью специального инструмента - Инвестиционного портала регионов (
http://www.investinregions.ru/). На нем есть все основные данные по состоянию региональных экономик, а с помощью Навигатора мер поддержки предприниматели могут выяснить, чем им могут помочь местные власти.
«Сейчас мы находимся на переломном моменте. Три года мы занимались Национальной предпринимательской инициативой (НПИ) на федеральном уровне, была проведена очень большая работа, сейчас она завершается и, с этого года, мы начали эту работу перемещать в регионы. Это связано с тремя факторами. Первое: мы создаем ориентир для каждого региона. Второе: там формируются команды, которые будут заниматься изменениями. Третье: контроль за этими изменениями будет осуществляться через ежегодный рейтинг», - пояснил помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов.
Отмечу также огромную роль Агентства Стратегических Инициатив в улучшении условий для ведения бизнеса на территории нашей страны. Которая как раз и работает с регионами и бизнесом над созданием «теплого» инвестиционного климата. В целом работа АСИ ожиданием бизнеса соответствует, однако остается ряд нерешенных проблем, которые тормозит развитие благоприятного инвестиционного климата. Это непредсказуемость системы налогообложения, контрольно-надзорная деятельность и затрудненная возможность доступа к финансовым ресурсам.
З.Ы. Как думает власть прислушается к бизнесу?