Я шёл в первых рядах, с лидерами, Яшиным, Рыбаченко, Навальным. Нас было много, минимум тысяча. Шли мирно, не громя, только лозунги кричали против выборов, едра и путина. Один раз прорвали оцепление.
К памятнику Грибоедова я приехал ещё без четверти семь. Людей было много, настолько, что перед рамками уже собралась пробка. Но я, к счастью, успел пройти, и встать перед сценой, в десятке людей от неё. Это сыграло огромную роль, определив всю мою судьбу тем вечером.
Митинг получился прекрасный. Динамичный, ёмкий: чуть больше часа всего. Вели Илья Яшин и Анастасия Рыбаченко. Настя порой сбивалась, но в целом отлично справилась: у неё было главное, вдохновение и энергия, которой она, как и все выступавшие, заряжали толпу весь час. А толпа собралась громадная, я не видел ей конца: весь Чистопрудный бульвар. И вдоль ограды бульвара стояли люди, которых не пустила полиция. И за сценой. Со сцены говорили о двух тысячах людей перед рамками, и семи тысячах внутри. Но людей могло быть и больше. Тысяч десять собралось. Как минимум.
И надо сказать, что люди собрались достойные. Неравнодушные. Толпа ревела, издали, с её конца, с другого края бульвара, до нас, впереди стоящих, докатывались лозунги. Чаще всего кричали "Россия без путина", "Едро в ведро".
Выступавшие говорили в основном о жуликах и ворах, критикуя прошедшие выборы. Не буду вдаваться в детали, главное в моём рассказе другое. Если кому интересно, напишу про сам митинг отдельно.
Важно, чем он закончился. Сперва Рыбаченко, а потом и Яшин, объявили поход на Лубянку. Без флагов и лозунгов, без перекрытия улиц, по тротуару, тихое мирное шествие по Мясницкой на Лубянку, к зданию ЦИК.
Объявив это, Настя Рыбаченко тут же лихо спрыгнула со сцены, видимо, отправившись возглавить шествие.
И все эти собравшиеся тысячи двинулись вперёд. Представляете? Какое движение, какой порыв! Я тут же рванулся вместе со всеми, поторопился, и успел выйти с Тургеневской площади. Мясницкую ООН уже перекрыл, естественно, вместе с автомобильным движением. И мы, перейдя Мясницкую, двинулись вдоль бульвара, а затем свернули в переулок.
Это было нечто! Трудно передать словами ощущения подъёма и восторга, которые я испытывал, идя в такой громадной толпе тысяч единомышленников, вместе с ними крича самые популярные лозунги "Путин - вор!", "Россия без путина!", "Это наш город!" и "Москва без едра!". Ещё кричали "Революция!", "Свободу".
И никто нас не останавливал, мы шли, кто быстрее, кто медленнее, и людская река тянулась без конца.
Из Милютинского свернули в Сретенский, вышли на Большую Лубянку, и дошли до площади Воровского. По проезжей части тоже шли - но только потому, что там была пробка, и мы общались с водителями. Многие одобрительно сигналили в ответ.
На Воровского нас опять собралась большая толпа. Около тысячи человек примерно. Сперва мы свернули налево, на Фуркасовский, чтобы выйти к Мясницкой. Но там нас уже ждали. Отряд ООНа появился с Лубянки, и успел перебежать вперёд, заблокировав дорогу.
Толпа упёрлась в цепь ооновцев. Цепь вскоре стала двойной. Все были вооружены дубинками, со щитами.
Пока лидеры, Навальный в том числе, вели переговоры с ментоначальством, мы, передовой отряд, собрались в кучку, десятка три, и попытались прорвать цепь.
Не получилось. ООНовцыв цепи вели себя, как звери, сорвавшиеся с цепи: работали дубинками, и кулаками. Я стоял во втором ряду, и видел, как били ребят впереди меня, слышал звук ударов - зверьё в камуфляже било по корпусу, по рёбрам.
Но никого не задержали. Мы отступили. Начали кричать "Фашисты". Тут Навальный взял слово, и попытался всех успокоить. "Не надо такое кричать, тихо, спокойно, идём к метро".
Народ не понял и не принял такое предложение Навального. Как? Сдаться и отступить сейчас? Ни за что! Мы были настроены решительно. На победу.
Поэтому развернулись, и ушли через площадь на Кузнецкий мост. Тут я догнал Яшина. Он, и Рыбаченко, пару раз притормаживали, чтобы подсобрать народ, растянувшийся за нами.
Естественно, мы прошли мимо метро, и свернули на Рождественку. Там нас ждали: поперёк улицы стояла жидкая цепь солдат внутренних войск, в зелёных мундирах, со щитами и дубинками. Мы собрались перед ней. Яшин пытался добиться от их начальника освобождения прохода. Но не успел. Как только нас собралось достаточно много, мы пошли на прорыв. Цепь вевешников распалась моментально, солдатики не успели даже пустить в ход дубинки, лишь закрылись щитами. Путь был свободен.
Вскоре мы вышли на Театральный проезд. Вдали показалась Госдума.
Но улица была полна ментами и нас остановили, на этот раз окончательно, перед подземным переходом, то есть, прямо перед Театральной площадью. Я шёл впереди, мы бежали, обгоняя ООН, торопившийся по проезжей части перекрыть нам дорогу, как вдруг из подземного перехода вынырнули несколько озверевших ооновцев, и напали на нас. "Куда?! Назад" грубо орали они, кидались в драку.
Разумеется, драться с ними никто не стал. Не те люди собрались. Абсолютное большинство - интеллигентные молодые люди, много девушек, много людей среднего возраста, 30-40 лет.
В общем, мы остановились, и тут ооновцы окружили нас, взяли в кольцо. Затем рассекли на две части, два квадрата.
Я понял, что всё кончено. Теперь будут хватать. С Моховой подкатили автобусы. Бежать было некуда. Я приготовился к винтилову, нашёл за кадкой с декоративным деревом укромное место для девушек, чтобы им не досталось от потерявших человеческий облик ментов
Но тут случилось неожиданное. Кто-то в нашем квадрате попытался прорваться, соединиться с задней частью колонны. Менты не пропустили, но чуть подались назад, и их цепь разомкнулась. Между стеной дома и ментом появилась брешь в полметра.
Через неё я и выскользнул. Встал, один-одинёшенек между спинами ментов. Пошёл к автобусам, свободно. Приткнулся к толпе блогеров и фотографов, несмотря на пустые руки, притворился одним из них. Тут мне невольно помог знаменитый Илья zyalt Варламов.
Менты выгоняли фотографов, снимавших жёсткие задержания, и то, как людей запихивали в автобусы, подальше от машин. Один мент схватил Варламова и толкнул, тот налетел на меня, а его камера больно врезалась мне в переносицу. Я аж осел от такого неожиданного и сильного удара тяжёлым фотоаппаратом.
Но менты вытокали фотографов из зоны окружения, и я вышел вместе с ними. Ходил, смотрел, как задерживали, пытался пройти - бесполезно, перекрыли все пути к Лубянке. Тогда я ушёл по Дмитровке, и, сделав круг, по Кузнецкому мосту, вернулся на Лубянку.
Там, напротив "Библио-Глобуса", противостояние продолжалось. Большая толпа людей с митинга, несколько сотен человек, не успевших за нами в переулки, и пошедших по Мясницкой, были остановлены ментами перед Лубянкой. Я зашёл с другой стороны ,так что опять оказался в тылу противника, за спинами ментов. Один стоял с собакой.
Но со мной было много участников митинга. Мы стояли по обе стороны ментоцепи. Но соединиться не могли: не было лидера, и сил. Слишком спокойные люди стояли, не готовые прорывать цепи ментов.
Поэтому нас быстро разогнали. Забавно было наблюдать, как менты двинулись на разгон мимо своего коллеги, державшего на поводке служебную овчарку. Едва кто-то из ментов прошёл мимо, она тут же попыталась цапнуть его! Он испугался, отпрыгнул. Я поддержал пса, призвав его "Куси, куси его, плохого".
Но, к сожалению, собака была в прочном наморднике. Хотя она не могла меня не услышать!
На этом всё закончилось, и мы отправились в ОВД, помогать взятым в плен товарищам. Сперва заглянули в Тверское.
Там уже была пара человек, и прямо при нас из автобуса вывели остальных, человек десять. Передав им еду, мы отправились дальше, в Мещанское. Там простояли уже часа два.
19 человек было в том ОВД. Мы передали им воду, колбасу, сыр и два батона.
С ментами в ОВД схватился правозащитник "Солидарности" Денис Юдин. А как только истекло три часа задержания, он стал настаивать на освобождении всех задержанных, раз менты протоколы не успели составить.
Им обещали успеть. Попросили две минуты - и, конечно, не успели. Тут Денис вывел одного парня. Потом ещё одного. А потом ещё десяток выбежали из ОВД, перекинулись с нами парой слов, и ушли к метро "Сухаревская". Они сказали, их отпустили.
Но через пару минут выбежали менты, и принялись их искать! Оказалось, никто ребят не отпускал. Они сами ушли. Сбежали. И никто не почесался. Тревогу подняли фсбшники из центра "Э", приехавшие фиксировать экстремистов.
Ох, что тут началось в ОВД. Крики, ругань. Начальство костерит почём зря своих ментов. Те выбегают, судорожно начиная искать сбежавших. Три машины уехали в ночь в поисках беглецов, дано уже ехавших в метро по домам. Бардак и фарс! Мы смеялись над ментами громко и долго. Это ж надо быть такими безалаберными, чтобы упустить 13 человек!
Жаль, шестеро остались, и менты из мести не стали их выпускать, оставили на ночь. После чего и мы, уже около часа ночи, разъехались домой.