Лукашенко. Судьба Милошевича или Чаушеску?

Apr 12, 2011 11:09


Некогда спокойная Беларусь, буквально, на глазах закипает. События последних месяцев правления неизменного Лукашенко АГ., увы, в очередной раз убеждают, что любые авторитарные системы рано или поздно заканчиваются мучительными, болезненными выплатами «по векселям». Несмотря на убежденность  иных товарищей  в том, что в Беларуси построена эффективная система управления, на самом деле все выглядит совершенно иначе. Лукашенко всегда жил в долг. И только. Все его «инновации» сводились исключительно к безвозмездным заимствованиям у соседа.

Последние жирные мазки системы Лукашенко просто поразительны. Вначале была грубая,  бессмысленная, беспощадная и поражающе-кровавая финальная точка в последних президентских выборах.  19декабря 2010 года центральные минские улицы были основательно орошены кровью мирных людей. Тысячи избитых, сотни арестованных. Спецоперация - формально якобы пресекающая попытку мифического гос/переворота - была тщательно подготовлена и отрепетировано. Что само по себе шокировало и внутренний, и внешний мир.

Даже самые закоренелые прагматики и циники, рассматривающие любые межгосударственные отношения исключительно через призму получения конкретного дохода, отвернулись от «белорусского царя-самородка». Но ему - этому «самородку» - показалось мало просто пустить кровь своим согражданам в третьем тысячелетии.  На протяжении почти трех месяцев по всей Беларуси шли массовые аресты, обыски и допросы активистов любых альтернативных движений. Не только оппозиционных. Тюрьмы для почти всех альтернативных кандидатов в президенты. Подписки о невыезде для тысяч рядовых активистов. Все это - прямой результат так как называемой «элегантной победы»  человека, которому неконтролируемый никем ЦИК приписал результат в 86% «поддержки. Анализировать данную цифру бессмысленно - в ней нет и толики правды. 
После выборов случилось резкое нарастание финансового кризиса в одной отдельно взятой стране. Периодически проблемы возникают в национальных экономиках многих стран. Но Беларусь «заболела» на фоне собственного полного здоровья.  Оказалось, что эта страна - действительно банальный «дотационный проект». Дают деньги - страна живет. Нет - начинаются катастрофические проблемы. Сейчас имеет место резкий рост внутреннего дефицита. Денег нет вообще. Ни на что. Рынки для белорусских товаров постепенно закрываются.  Национальная валюта де-факто девальвируется. Банки отказываются продавать валюту. Обменные пункты закрываются в преддверии банальных людских штурмов. В магазинах ажиотажные очереди и истерия. Продуктовые товары стремительно разметаются. Никто никому уже не верит. Пропаганда не может погасить панические настроения.


Наконец, третий - самый страшный - штрих, объемно характеризующий «лукашенков финал», который уже самореализуется, но еще принесет много больших и малых проблем. Страшный взрыв в перегонах пересадочных станций метрополитена «Октябрьская» и «Купаловская». Беларусь никогда еще в своей новейшей истории не встречалась с таким явлением. Страна не готова к этому ни морально, ни организационно. Это ведь не Москва, которая не единожды переживалачто-то подобное.  А главное - никто не сможет внятно ответить на ключевой вопрос «зачем?». Тем более, что сразу начинали работать странные версии произошедшего.

Взрыв действительно произошел в самом центре Минска. Рядом - действительно расположена резиденция президента Лукашенко. Некоторые наблюдатели из столь банального факта молниеносно сделали фундаментальный вывод - это «теракт, направленный исключительно против АГ.» Прежде, чем я продолжу, просто задам элементарный вопрос - «а разве АГ. Лукашенко когда-либо в своей президентской жизни ездил на метро? Разве для проезда его кавалькады улицы Минска не «чистят» от зевак?»  Нелепые вопросы и нелепые ответы - убивать простых людей ради устрашения человека, никогда не пересекающего с этими людьми и имеющего самую большую личную охрану в Европе?

Белорусская пропаганда (очень, кстати, примитивная и рассчитанная исключительно на внутреннего пользователя, который почти не имеет информационной альтернативы, а потому потребляет примитивизм) пытается увязать взрыв и резиденцию в единое целое. И ключевой вывод: «это, несомненно, теракт, рассчитанный на страх Лукашенко».  Согласен, теракт. Вопрос - чей?

Сразу о главном. В Беларуси сегодня нет никаких реальных подпольных групп. Вообще нет. В Беларуси нет «горячих точек», провоцирующих какую-либо напряженность. В стране нет межнациональных, межрасовых, межрелигиозных, иных конфликтов. Это (приходится повторять) не Россия с ее множественностью линий напряжения. Беларусь не ведет никаких войн.  Ни внутренних (подобных чеченской), ни внешних. Внутри белорусской оппозиции нет радикальных течений. Это, уж поверьте, стопроцентно.  И оппозиционеров местных  - как профессиональных революционеров - не существует уже лет десять. Единственный из «новейших беларусов», кто реально мог составить какой-то радикальный революционный  план - первый вице-спикер парламента Виктор Гончар - кроваво исчез осенью 1999 года.

Почему исчез? Вопрос сегодня так не стоит. Вопрос стоит иначе: когда энная (хорошо известная) группа людей даст показания по факту его исчезновения. В любом случае, если говорить о сегодняшнем дне, то после масштабного разгрома оппозиции, инициированного взбешенным Лукашенко в декабре прошлого года, ее сегодня в Беларуси вообще нет. Или - если хотите -  вся она на домашнем аресте. Или в бегах за пределами страны. Или просто дрожит. Или спит. Итоговый вывод в этом случае, между прочим, не требует особого интеллектуального напряжения - в современной Беларуси априори (на сленге Лукашенко - «в натуре») нет альтернативных групп, способных обеспечить реализацию задачи,… в результате которой гибнет 12 человек и 149 получают тяжелые ранения.

А что есть? Как версия. Мощная, ресурсно насыщенная, но интеллектуально крайне слабая спецслужба - название роли не играет. Она сейчас в Беларуси, по сути, единая - а все стандартные и классические  силовики (КГБ, МВД, Госконтроль, Генпрокуратура) выполняют, скорее, оперативно-обеспечительные  функции при этой спецслужбе. Между классическими силовиками, конечно, периодически вспыхивают жестокие войны  за право «крышевать» того или иного бизнесмена. Впрочем, суть не в этом. А в том, что у Лукашенко к сегодняшнему дню возникла просто таки неразрешимая проблема - как обеспечить ресурсами собственный четвертый срок?  А проблема - если судить по тому, что происходит в белорусской экономике - действительно убийственная. Еще и не доигранная до конца.

Так, во-первых, именно в эти дни (сегодня/завтра) условный Совет министров Еврозоны должен был провести голосование… по введению жестких экономических санкций против Беларуси. В связи с масштабными издевательствами Лукашенко над собственными согражданами. По сути, речь шла о полном закрытии рынков для Беларуси. На фоне того, что и россияне нынче весьма жестко (в финансовом плане) разговаривают  с АГ - итоговый тренд абсолютно понятен. Жесточайший коллапс в считанные мессы. Вторая проблема: стремительный  рост социального недовольства. Люди уже буквально готовы штурмовать магазины, банки, обменники, рынки. Их сильно напрягает игра с валютными курсами и начинающийся дефицит товаров в магазинах. Социальное недовольство в таком масштабе - это не привычная для Лукашенко игра-избиение тысячи-другой оппозиционеров.

И оно уже становится неуправляемой. Ресурсов ведь действительно у страны нет. Третья проблема: Лукашенко нужно все-таки поставить эффектную точку в арестном триллере, которым завершились президентские выборы. Об этом я уже говорил - людей брали пачками, сажали в «американку» (СИЗО КГБ), не допускали адвокатов, пытали. Теперь все это необходимо оправдать. Просто взять и сказать,  что безоружные люди готовились совершить переворот и при этом штурмовать милицейский спецназ - нелепо.

Теракт в метро - идеальное, как это ни цинично, грубо и мерзко звучит - технологическое решение.  Для внешнего пользователя - «в Беларуси начинает поднимать голову некий радикализм. Его природа пока неизвестна, но вывод очевиден:  только неизменный Лукашенко - гарант стабильности. А значит, надо закрыть глаза на его кровавые действия и поддержать финансово». И кто с этим тезисом выйдет на публику? А скажем те же литовцы из условного пропрезидентского бизнес-пула, все еще пытающиеся приватно договориться с Лукашенко о большой собственной бизнес-игре. Естественно, консолидированное европейское решение о «закрытии для Беларуси рынков» будет отложено на неопределенное время.

Выгода? Выгода. Но для кого?  Дл внутреннего пользователя - немедленное ведение чрезвычайного положение, резко запрещающего все эти попытки добраться… до обменных пунктов. Или как-то выразить свое возмущение.  Вполне осязаемые дивиденды. И еще кое-что. Есть такой человек - Виктор Лукашенко (старший сын). Не очень большого ума человек, но очень большой агрессии. И без всяких моральных ограничителей. Именно он нынче контролирует, скажем так, силовое крыло клана/семьи Лукашенко. Не сам по себе. Не самостоятелен он, конечно. Без Папы ничего не делает. Но нити держит. Нити, явно ведущие к организаторам. Идея теракта, место, подготовка, способ и последующее тотальное отключение мобильной связи по всему городу - прямые указания на то, что все это жестко контролировалось и преследовало базовую цель - провоцирование максимальных панических настроений.  О стрелочниках, которых уже скоро «поймают», речь вести не будем. И о «внешнем следе», о котором уже заявил Лукашенко-старший, тоже. Из-за очевидной нелепости. 
Разумеется, никаких утверждений. Все-таки речь идет о президенте соседней страны. Просто элементарный анализ плюсов и минусов для конкретных людей. Ничто (или, если хотите, Никто) ведь не может осуществлять тщательно продуманные теракты. Теракты - даже постановочные - это всегда  чья-то конкретная задача с далеко идущими планами. И всегда ведь есть вполне четкий ответ - кому это выгодна именно сейчас и здесь? Применительно к Беларуси - никому (категорически). Кроме одного человека. Хитрые глаза его уже семнадцать лет надоедливо и нагло взирают на утомленных и морально/искалеченных людей с безальтернативных пропагандистских плакатов.

Вопрос теперь - после того, как человек пустил большую кровь - только в том, как именно этот человек закончит свою странную карьеру. А вариантов-то у него не так много. Всего два. «Путь Милошевича» (через публичный и очень унизительный международный суд, который, несомненно, докажет и причастность к эксцессам, и наличие огромного личного состояния). «Путь Чаушеску», когда толпа, доведенная до исступления маниакальными желаниями этого человека удержаться у власти любой ценой,  просто растерзает его.  Увы, авторитарные режимы - и сегодняшние события в Египте, Ливии, Тунисе, прочих странах - неизменно заканчиваются кровавыми трагедиями. Таков исторический закон. Беларусь идет по этому пути. И чем дальше, тем более полными становятся… реки крови.

Автор: Михаил ПОДОЛЯК

obozrevatel.com/editor-column/lukashenko.-sudba-miloshevicha-ili-chaushesku.htm

взрыв, политические репрессии, террор, Лукашенко, борьба за власть, диктатура, Беларусь

Previous post Next post
Up