Sep 10, 2010 14:21
К захвату готовы... Милицейский генерал готовится отжать Тверскую область.
Информация об уходе генерала Васильева с поста главы Тверского отделения ЕР означают только одно - отставной генерал со товарищи собираются всеми силами топить родную партию на предстоящих выборах, расчищая себе дорогу к губернаторству. Прецеденты этому уже есть в прошлом - можно вспомнить, с какой легкостью соратнички Васильева в органах два года назад закрыли мэра Лебедева и тем самым фактически подарили гордуму коммунистам.
Губернатор Зеленин устал. Это ясно всякому, кто входит в его ближний круг, и даже не очень ближний. Это ясно и тому, кто хотя бы ненадолго видел вблизи Дмитрия Вадимовича или общался с ним, как это довелось мне на одном из средиземноморских курортов минувшим летом. Вообще, с Дмитрием мы старые знакомые. Мы познакомились три года назад в Египте и очень основательно пообщались, поговорив на разные темы - от творчества Пелевина и Коэльо до судеб мировой цивилизации. Он тогда потряс меня крайне наивной верой в западные либеральные ценности и европейскую толерантность, а я ему сказала, что еще пара десятилетий такой толерантности, и Европа будет просыпаться под пение муэдзинов. Он очень сильно удивился тогда моим словам, и говорил, что западные ценности способны победить любую традицию, любую архаику, что это восток будет вестернизироваться, и что это уже происходит с ним на протяжении последних двух веков. Я тогда от души посмеялась и предложила съездить ему проветриться в Дагестан, Чечню, Карачаево-Черкессию (а разговор, напомню, происходил в Египте), или хотя бы в подвластный ему Старицкий район, который активно колонизируется чеченцами. Мы расстались очень довольные друг другом, договорились продолжать знакомство, но с тех пор виделись пару раз, и то мимоходом. И вот теперь я поразилась произошедшей с ним перемене.
Эта перемена скорее не внешняя, но внутренняя. Во всех его словах, в интонации и в движениях сквозит какой-то страшный душевный надлом, а за стеклами стильных очков скрываются глаза, в которых сквозит смертельная усталость.
И это можно понять. Судьба бросила в его руки совершенно безнадежный депрессивный регион, где пьянство стало нормой жизни, а трезвость выглядит как отклонение, где все ресурсы узурпированы муниципальными князьками, не признающими над собой никакой власти - ни региональной, ни московской, которые могут среди бела дня обматерить вице-губернатора и публично провозгласить себя царем и богом на отдельно взятом клочке земли. Свое население они привыкли подтаптывать, но если очень сильно прижимают, то сразу начинают кивать на областную администрацию и федеральный центр, которые якобы обирают их, кристально честных муниципалов (хотя в Тверской губернии большой редкостью является муниципальное образование, которое не было бы дотационным меньше чем на 50%).
И вот семь лет назад золотой мальчик российского топ-менеджмента был вынужден принять этот гиблый край из рук своего предшественника Платова, который большую часть своего губернаторства правил, не выходя из запоя. Вступив в должность, Зеленин развил бурную деятельность: стал придумывать разные бизнес-проекты, летал по губернии на вертолете, стучал кулаком по столу. Он пытался менять муниципалов, но новые оказывались не лучше старых. Он постоянно тасовал собственную команду, причудливо переплетая в ней московские и местные кадры, но эффективность областного аппарата неизменно стремилась к нулю. При этом знакомые и коллеги Зеленина по бизнесу, которых он сначала выдвинул на руководящие посты, и вовсе оказались неспособны к управлению и покинули областное руководство в течение двух лет. А самый амбициозный проект Дмитрия по строительству металлургического комбината в окрестностях Твери был освистан и оплеван т.н. «прогрессивной общественностью» области. Зеленин в отличие от других своих коллег все эти годы пытался играть в демократию - итогом стал самый страшный пролет «Единой России» в нулевые годы на выборах в Тверскую городскую думу.
На поверку оказалось, что разницы между алкоголиком Платовым и одним из ведущих российских топ-менеджеров Зелениным нет никакой: область как лежала на боку, так и продолжает пребывать в этом же состоянии, а губернатор регулярно подвергается наездам со стороны необычайно сильной в области оппозиции и непривычно свободной там прессы. Так что свобода слова и политический плюрализм в области, особенно по контрасту с другими регионами и с федеральным центром, оказались главными достижениями зеленинской эпохи.
Похоже, определился Зеленин и со своим преемником. По его словам, очевидно, придется оставить эту должность его первому заместителю Юрию Краснову (оцените весь юмор этой словесной конструкции - Зеленина сменит Краснов, ха-ха, символично, на смену зеленым идут красные). Краснова он унаследовал от своего предшественника. Тот был фактическим правителем области при непросыхающем Платове, а когда запахло жареным, то есть уголовным делом против Платова, тот сам выдвинулся в губернаторы, а впоследствии сработал на тех выборах в пользу Зеленина. Тому пришлось оставить Краснова в вице-губернаторах, который стал единственным замом Зеленина, отработавшим в своей должности все семь лет. По словам Зеленина, Краснову нет равных в выстраивании диалога с муниципальными элитами и областными кланами. С каждым годом влияние Краснова в зеленинской команде все увеличивалось, и вот теперь Зеленин уже не сомневается в том, что придется сдавать область этому персонажу. При этом когда он говорит о своем предполагаемом приемнике, то лицо его как будто непроизвольно морщится, а в словах сквозит какое-то презрение. Очевидно, Дмитрий понимает, что персонаж более чем сомнительный, замешанный во многих теневых делишках, но другой альтернативы ему он не видит.
Однако не все в этой жизни происходит по сценарию, и в борьбе за пост Тверского губернатора у заместителя Дмитрия Зеленина может появиться весьма авторитетный соперник.
Генерала МВД Владимира Васильева, в прошлом замминистра МВД, а ныне председателя думского комитета по безопасности все знают как неподкупного служаку и сурового блюстителя закона. Еще бы, генерал с безупречным по нынешним меркам послужным списком, с военной выправкой и бесстрашным взглядом. И не так уж много людей удосужились заглянуть в служебную биографию генерала.
Владимир Васильев дважды занимал пост министра внутренних дел - в 1996-1999 и в 2001-2004 годах. В первый раз он оказался замешан в нескольких сомнительных махинациях в был изгнан с поста куратора ГУБОП вновь назначенным министром внутренних дел Владимиром Рушайло, который кстати был лучшим после Щелокова главой МВД за весь советский и постсоветский период. Если бы он и дальше оставался во главе милиции, вряд ли сегодня мы имели бы такой разгул ментовского беспредела, который мы имеем сегодня, ибо Рушайло умел держать на цепи всю эту стаю, и был профессиональным милиционером от сохи, чтобы там ни вякали про него разные хинштейны и прочие прикормленные шавки. В конце концов, он будучи главой московского РУОПа реально смог усмирить бандитский беспредел начала 90-х и уничтожить все главные бригады, он зачистил Москву, пускай и не всегда работал в белых перчатках. То же самое он сделал бы и в масштабах всей страны, если бы ему отвели больше времени на руководство МВД. Но Рушайло убрали, поставив на его мест полного профана Грызлова, который ничего не зная и не понимая в милицейской работе, позвал на пост своего первого зама и реального руководителя министерства все того же генерала Васильева, который и развернул движуху вроде показушной борьбы с оборотнями в погонах, сопровождавшейся избиением профессиональных кадров и полной зачисткой людей Рушайло. Одно только расформирование РУБОПов чего стоит!
Васильев явно готовился стать преемником Грызлова в министерском кресле после ухода его в спикеры Госдумы. Однако тут случился «Норд-Ост», который со стороны МВД курировал, как известно, Васильев. Вообще-то, после такой операции в прежние времена господа генералы стрелялись. Васильеву же «Норд-Ост» всего лишь преградил путь в министры. В самом МВД его тоже после этого стали резко задвигать, на усиление Грызлову прислали с Лубянки еще одного первого зама - Рашида Нургалиева, которого и назначили ему в преемники. Васильеву же в качестве отступного выделили мандат от Тверской области и пост председателя комитета по безопасности. Казалось бы, на месте генерала остается только сидеть на Охотном ряду и радоваться такой синекуре, особенно на фоне «блестящего» положения дел в родном ведомстве. Но чего-то генеральской душе не хватало. То ли от больших денег отодвинули, то ли амбиции брали свое. В общем, положил глаз господин генерал на тверской престол. Генерал влез в тверскую тему еще осенью 2003 года, когда он сыграл договорной матч с эффектной коммунисткой Татьяной Астраханкиной (кто-нибудь еще помнит такую?), которая по слухам получив от генерала солидные отступные и фактически не вела никакой активной предвыборной кампании в тверском округе. Тогда же он активно снюхался с начальником тверского УФСБ генералом Зубовым, что баллотировался в губернаторы против Зеленина и прославился организацией маски-шоу на мероприятиях своих конкурентов. Маски-шоу не помогли - Зубов пролетел, как фанера над Парижем, однако силовики явно затаили надежду на реванш.
Случай представился в 2008 году в канун выборов в Тверскую городскую думу, когда Васильев заказал возбуждение уголовного дела против одного из столпов областной политической элиты - мэра Твери Лебедева. Персонаж этот был тот еще тип, замазанный по самое горло, и в первые годы губернаторства Зеленина даже пытался ему противостоять. Однако в канун думских выборов 2007 года Зеленин и Лебедев договорились о слаженных совместных действиях, а Лебедева по такому случаю даже приняли в «Единую Россию». Васильев тогда тоже возглавил реготделение ЕР и стал партийным куратором избирательной кампании, однако нельзя сказать, чтобы он как-то активно себя проявлял. Альянс губернатора и мэра по идее должен был поработать и на выборах в гордуму, и планировалось, что Лебедев возглавит список ЕР, однако вопреки партийной стратегии за полгода до выборов Лебедева упекают в СИЗО, потом вывозят в глухой район и там очень быстро выносят ему обвинительный приговор с запретом занимать государственные должности. Само дело, кстати, яйца выеденного не стоило. Суть его заключалась в том, что Лебедев попытался воспрепятствовать следственным действиям в отношении его зама, против которого тоже было заведено дело. Однако дело против зама быстро прикрыли, а вот дело Лебедева неожиданно открыли спустя три года после эпизода.
Посадка мэра разрушила перспективный альянс мэра и губернатора и фактически обезглавила городскую власть в канун выборов. Вдобавок ко всему неясные личности, больше похожие на провокаторов, тут же стали обзванивать депутатов гордумы и ссылаясь на губернатора требовать отречения от Лебедева, уверяя, что Лебедева закрыли по приказу губернатора, хотя губер в тот момент никак не мог быть заинтересован в посадке мэра. Это окончательно дезориентировало местные элиты и привело к полному параличу административного ресурса в канун выборов. Результат оказался соответствующим - 49% у КПРФ и 30% у партии власти. Васильев сполна воспользовался таким козырем - он вновь возглавил отделение ЕР, сменив давнего зеленинского соратника Епишина, и резко усилил свою активность в регионе.
Кроме того, в те же дни Васильеву удалось пропихнуть на вкусный Конаковский район (это там где Завидово и прочее, то есть это такая дальняя Рублевка) своего личного ставленника с омерзительной фамилией Крысов, и как только голосовать за такую фамилию руки поднимались. До этого районом много лет успешно руководил сильный управленец по фамилии Попович, который устраивал почти все политические силы и выстроил правильные отношения с губернатором. Однако ему в итоге не дали зарегистрироваться, и Крысов стал безальтернативной кандидатурой. Тогда Зеленин сознательно пошел на уступку Васильеву, надеясь удовлетворить аппетиты генерала. Он забыл простую мудрость про щуку, уступив которой палец можно легко потерять всю руку. А еще не учел, что менты - это такой народ, которые любые уступки воспринимают как личную слабость. Впоследствии Зеленин пожалел, что так легко сдал Поповича.
Сегодня Васильев в частных беседах уже не скрывает своих видов на губернаторское кресло, а его люди, в которых за километр можно узнать то ли ментов, то ли братков, по-хозяйски разгуливают по центру Твери и обливаются на областную администрацию. Впрочем, Васильеву отступать некуда. В следующую Думу он конечно еще попадет, но вот пост председателя комитета по безопасности ему уже не светит. Источники в верхах поговаривают, что к следующей осени образуется очень много новых высокопоставленных отставников, которых тоже надо будет куда-то трудоустраивать. Это может быть, к примеру, давний кореш Николая Патрушева Проничев, который будучи замом директора ФСБ вместе с Васильевым руководил захватом «Норд-Оста» и был в «наказание» сослан на погранвойска. А может быть и полпред в ЮФО Устинов, кум всесильного Игоря Сечина. Говорят, работой Устинова сильно недоволен тандем в обеих своих ипостасях. Да и Нургалиева из министров все-таки придется убирать рано или поздно. Так что скорее всего придется генералу Васильеву подвинуться. А чтобы избежать этого унижения остается ему одна дорога - в Тверские губернаторы. Правда, в Думе он успел оставить след, став главным автором печально известного законопроекта «О полиции», в два раза расширяющем права сотрудников органов внутренних дел.
И вот теперь Васильев заявил о намерении покинуть пост главы тверского отделения ЕР. Это означает, что он хочет сложить с себя ответственность за грядущий провал партии власти на выборах в областное заксобрание и переложить ее на губернатора и его соратников. Ну а сам он, имеющий поддержку главного федерального инспектора и руководителей почти всех областных силовых структур, очевидно будет всячески топить родную партию (разумеется, оставаясь при этом в тени). Возможно, следует ожидать новых посадок а-ля Лебедев, сильно подрывающих репутацию областной власти, может быть, еще каких-то провокаций.
Жителей Тверской области, разумеется, никто спрашивать не собирается. С тех пор как отменили губернаторские выборы, мнение населения интересует власть в последнюю очередь. Но на их месте я бы ставила свечки за назначение губером Краснова. Понятно, что он тоже, мягко говоря, не идеален, но при выборе между ментом и простым жуликом, меньшим злом однозначно выглядит последний.
менты,
МВД,
Единая Россия