Aug 29, 2008 02:33
Впервые решил разместить свою заметку в сообществе, до этого ограничивался лишь просмотром.
Начну с легкого жанра. Правда, это было мною написано 27 мая до известных событий уходящего месяца, кот. по всей видимости могут стать для Медведева в своем роде "путинским делом Юкоса". Отсюда моя заметка несколько устарела, но м. б. вместе с тем получила свое новое звучание.
Президенты надежд. Сбыточных или нет?
В 2000 году Владимир Путин был президентом надежды. Многие здоровые (специально подчеркиваю это слово) силы связывали с ним востребованное обществом укрепление государственности и долгожданную консолидацию институтов демократии. Путин заявлял о необходимости ввести диктатуру закона (что не могло не восприниматься, как намерение установить в стране верховенство закона), о равноудаленности государства и бизнеса (когда государство берет на себя обязательства не заниматься бизнесом, а бизнес-сообщество отказывается от приватизации самой власти) и многое другое хорошее от поддержки малого и среднего предпринимательства до борьбы с «надменной кастой» чиновников. И что мы видим по прошествии восьми лет?
Да, действительно произошло укрепление государства, но вопрос: какого государства и какой ценой? Путин решил опереться на бюрократическую вертикаль власти, подорвав другие возможные и потенциально самодостаточные опоры российского общества в лице бизнес-сообщества и всего третьего сектора. Благодаря его усилиям в России окончательно победила партия номенклатурного реванша, которая нещадно занимается узаконенным государственным рэкетом, рейдерством и откровенным переделом собственности. В итоге государство за отсутствием правосудия по праву укрепило за собой статус шайки разбойников. Отмечу здесь, что главной функцией государства является обеспечение безопасности граждан и продуцирование правосудия. По всем этим параметрам путинское правление демонстрирует регресс, что нашло отражение в статистике совершения тяжелых преступлений и в неправосудных решениях карманных судов. Все крупные переделы собственности и наиболее скандальные рейдерские ее захваты были инициированы властями разных уровней от глав муниципальных образований до кремлевских патронов. Государство в нарушение ранее данных им в отношении предпринимательского сообщества обязательств занялось бизнесом, свидетельством чему являются выросшие как грибы после дождя госкорпорации и абсолютно явный конфликт интересов при одновременном замещении государственной должности и ведении собственного бизнеса (или исполнения менеджерских функций топ-класса). Контроль над госкорпорациями осуществляют особо доверенные люди Путина. Их бюджет непрозрачен, а менеджмент неэффективный. Причем, что еще более опасно, внешний долг России за годы правления Путина не то, что бы не остался прежним, а увеличился и как раз за счет доли госкорпораций. Риск состоит в том, что в результате бремя выплаты долга при неблагоприятном стечении обстоятельств может быть переложено на государственный бюджет, а значит на плечи налогоплательщиков. И, в конце концов, как сигнализируют эксперты и аналитические агентства совершенно разного политического окраса, за годы правления Путина уровень коррупции вырос в разы - это даже не могут скрыть путинские пропагандисты. Государство своими действиями непосредственно подрывает не только легальность процедур (установленных им же), но и их легитимность. Самый яркий пример подает состояние дел вокруг института частной собственности. Власть, на словах поддерживая его, на деле глумится над ним. Так это проявилось не только в отъеме крупных активов (наподобие дела «Юкоса»), но и в конфискационных действиях в отношении собственников земельных участков, сопровождаемых при точечной застройке и осуществлении «стройки века» под Олимпиаду в Сочи. И что мы имеем в итоге: диктатура закона обернулась бюрократическим самовластьем, равноудаленность бизнеса и государства денонсирована «силовой» чекисткой олигархией. А верховенства закона как не было, так и нет, вместо него мы имеем вертикаль власти. И осталось только выяснить, что с ней делать???
Да, при Путине произошла консолидация, но только не демократии, а всего чиновничьего класса. Эта «надменная каста» чиновников как никогда за последние десятилетия укрепила свои позиции и сосредоточила беспрецедентное количество ресурсов. Причем они хотят контролировать не только наши материальные ценности, но и наши свободные действия и мысли. Для этого планомерно зачищается все медийное пространство, имеющее выход на наиболее массовую аудиторию. В остальном власть еще может считаться со существованием интеллектуальных гетто вокруг малотиражных изданий и в сети Интернет. Хотя, кто знает, ведь аппетит приходит во время еды…Гражданское общество долгое время оставалось единственной сферой, в которой государство было представлено в меньшей степени. Но для авторитарного режима это составляло определенную потенциальную угрозу, и логика «давить и не пущать» время от времени берет вверх над благоразумием. Тем более в интересах консолидации режима необходимо было имитировать благожелательность третьего сектора. Именно этим серьезно решили заняться кремлевские начальники в период второй легислатуры Путина. Они создавали под это различные квазидиалоговые структуры наподобие Общественной палаты или откровенно государственно-ориентированные НПО (ГОНГО), а реально существующий третий сектор объявлялся неблагожелательным, а то и опасным для государственного суверенитета. Как же отмечалось выше, само государство преднамеренно пошло на подрыв институтов демократии. Сейчас, наверное, как никогда за последнее время, висит дамоклов меч над судьбой выборов и местного самоуправления. Выборный процесс дискредитирован уже в той части, что не работает, по крайней мере, один из критериев демократии, а именно: это когда есть определенность в правилах игры при неопределенности результата. В свою очередь, прошедшие выборы показали, что единственным источником всех мыслимых и немыслимых т. н. «грязных технологий» является государство. Муниципальная реформа тоже преднамеренно торпедируется теперь уже лояльным губернаторским корпусом, и складывается такое впечатление, что муниципалитеты выступают какой-то разменной монетой в политическом и бюрократическом торге. Мало того, в ходе реформы местному самоуправлению делегируются полномочиями, не имеющие никакого финансового обеспечения в виде местных налоговых сборов или муниципальной собственности. А региональные и федеральные власти хлоднокровно наблюдают над тем, справятся ли муниципалы с возложенными на них обязанностями и склонны делать язвительные выводы о необходимости свернуть прямые выборы глав муниципальных образований. И опять, в очередной раз все это трактуется с точки зрения укрепления вертикали власти и консолидации вплоть до экстатического единения институтов власти и общества. На практике весь этот джентльменский набор сводится к преднамеренному уничтожению институтов демократии с такими неотъемлемыми атрибутами как свобода слова и ассоциаций, политическая конкуренция и местное самоуправление.
…Теперь по прошествии восьми лет мы видим, что Дмитрий Медведев обещает нам ровно тоже самое, что и Путин в 2000 году: и установление верховенства закона, и укрепление института частной собственности, и оптимизацию государственных функций, и борьбу с коррупцией, и поддержку малого и среднего бизнеса и многое другое хорошее. Но только сбудутся ли эти обещания, и не ждет ли их та же судьба, что постигла надежду, рожденную ВВП на заре его президентской карьеры…
дней Путиных прекрасное начало,
вертикаль власти,
В. Путин,
призиденты надежд,
Д. Медведев,
либеральные реформы,
российская государственность,
план Путина,
чекистский капитализм,
управленческая модель Путина