Этот архив по праву принадлежит целиком Русской Культуре, делить которую на русский - украинский - белорусский сегменты даже не глупость, а духовное преступление. Преступление против Истории и против Истины. Ее сегодня легко могут позволить себе безумные и преступные политики. Но, пожалуй, главный маркер выпукло и безошибочно отличающий подлинного ученого-гуманитария - это независимость суждений от политической конъюнктуры. Именно таким ученым был Поликарп Яковлевич Мирошниченко. Даже в тоталитарные советские времена, когда примитивная псевдо-коммунистическая пропаганда подменяла собой науку, автору публикуемого архива хватало и ума, и совести, и силы воли хранить верность научной истине.
И чтобы быть достойным его памяти и уважения его сын, согласно заветам своего Отца и Учителя, без колебаний, «зачисляет» Архив в артефакты великой Русской Культуры, которую творили лучшие умы - и русские, и украинские, и белорусские. И продолжают творить. Даже, порой, не замечая или игнорируя линию фронта, разделившую сегодня наши народы, но неспособную посягнуть на общий Космос нашего Духа, недоступный политическим спекулянтам и барыгам.
П.Я.Мирошниченко был этническим украинцем и… советским интеллигентом. Поэтому он одинаково владел и украинским, и русским языками, писал ими научные тексты, общался с коллегами. Воспитанный советской школой и советской исторической наукой в лице ее лучших представителей, продолживших традиции дореволюционной гуманитарной мысли, он был выше украинско-русских языковых противоречий, возникших исключительно из недобросовестных и своекорыстных политических спекуляций литературных бездарей и подлых политиканов.
П.Я.Мирошниченко был советским историком и убежденным марксистом. Методология его профессионального творчества - классический исторический материализм в той самой его изначальной философски девственной части, которая так и осталась недосягаемой узколобым апологетам дешевой партийной пропаганды. Отец умышленно избрал областью своей профессиональной компетенции досоветскую историю - наименее травмированную политической конъюнктурой.
Он посвятил свою жизнь исследованию
- русского утопического социализма и его истокам в
- ментальности отечественного крестьянства эпохи феодализма.
Тема отнюдь не модная в советские времена. Однако его труды были признаны и поддержаны корифеями отечественной исторической науки, с которыми он состоял в дружбе и постоянном творческом диалоге. Содержащаяся в предлагаемом архиве переписка с коллегами убеждает в этом.
Корреспондентами, собеседниками и оппонентами П.Я.Мирошниченко были:
- Барг М.А.,
- Вестерман М.А.,
- Горскиий В.С.,
- Громыко М.М.,
- Гуревич А.Я.,
- Дмитриченко В.С.,
- Дружинины Н.М. и Е.И.,
- Итенберги Б.С. и Э.С.,
- Кавтарадзе Г. А.,
- Клибанов А.И.,
- Ковальченко И.Д.,
- Литвак Б.Г.,
- Нечкина М.В.,
- Порох И.В.,
- Поршнев Б.Ф.,
- Раскин Г.А.,
- Рындзюнский Г.А.,
- Сахаров А.М.,
- Седов М.Г.,
- Троицкий Н.А.,
- Уледов А.К.,
- Федоров В.А.,
- Черепнин Л.Я.,
- Шмидт С.О.
Эта переписка открывает доступ к заповедной лаборатории русской исторической научной мысли. На станицах писем - искренние умственные искания, добросовестные принципиальные споры и сомнения, неизбежные в ходе поиска истины. Они отражают подспудные процессы развития исторической мысли и, надеюсь, будут полезными и для историков отечественной науки, и для исследователей русской общественной мысли. Вот почему, я полагаю, они не могут и не должны быть утрачены.
В 70-80-е годы прошлого века труды отца не публиковались большими тиражами. Опираясь исключительно на уникальные исторические источники и авторскую методологию их анализа, они плохо согласовались с лозунгами официального казенного «марксизма» и нередко противоречили мнениям ведущих партийных идеологов, чье сознание категорически не вмещало фактов
- стихийности происхождения крестьянской ментальности и
- ее независимость от «руководящей и направляющей роли» религиозных идеологов и политических авторитетов.
Однако их добросовестность и научность были признаны самыми авторитетными исследователями отечественной общественной мысли. Это убедительно отражено в его переписке с М.А. Баргом, А.Я. Гуревичем, Н.М. и Е.И. Дружиниными, И.Д. Ковальченко, Б.Г. Литваком, Б.Ф. Поршневым, А.М. Сахаровым, М.Г. Седовым, В.А. Федоровым ...
Архив содержит монографические исследования, актуальные по сей день и воспоминания о нем сына:
1. ИСТОРИК. Поликарп Яковлевич Мирошниченко (15.02.1921 - 31.12.2002) очерк жизни:
Часть 1:
https://21polyakmir02.livejournal.com/558.htmlЧасть 2:
https://21polyakmir02.livejournal.com/875.html 2. ПОСЛЕДНИЙ ИСТОРИК (воспоминания сына):
https://21polyakmir02.livejournal.com/1514.html Пророческой остается публицистика 90-х годов прошлого века, где отец вскрывает риски, связанные с пробуждающимся украинским национализмом и предупреждает о неизбежности его эволюции в нацизм.
Если бы тогда он был услышан ответственными политиками Украины и России!?
Сколько крови сегодня не пролилось бы!
3. ИЗ ИСТОРИИ ДОНЕЦКОЙ КОРРУПЦИИ В «НЕЗАЛЕЖНОЙ» УКРАИНЕ
(ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ УКРАИНЫ Л.Д.КУЧМЕ)
Часть 1:
https://21polyakmir02.livejournal.com/11302.htmlЧасть 2:
https://21polyakmir02.livejournal.com/11574.htmlЧасть 3:
https://21polyakmir02.livejournal.com/11939.html 4. ТАРАС ШЕВЧЕНКО И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НАЦИИ (эссе):
https://21polyakmir02.livejournal.com/3772.html 5. Т.Г.ШЕВЧЕНКО, СОВРЕМЕННЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ И ПУТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ (размышления историка):
https://21polyakmir02.livejournal.com/4042.html В постсоветскую эпоху смены идейных ориентиров не может не привлечь внимания историков и философов небольшой по объему историософский труд «О современной теории исторического процесса или апология исторического материализма».
6. О СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЛИ АПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА (методология истории):
Часть 1:
https://21polyakmir02.livejournal.com/4308.htmlЧасть 2:
https://21polyakmir02.livejournal.com/4464.htmlЧасть 3:
https://21polyakmir02.livejournal.com/4850.htmlЧасть 4:
https://21polyakmir02.livejournal.com/4910.html 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА В РОССИИ (монография в 11 частях)
Содержание:
Введение
Глава I. Исторические условия зарождения социалистической мысли
Классовая борьба трудящихся
Социальное сознание трудящихся
Социальная программа реформационного сектантства и радикального староверия
Народные вольнодумцы
Опыт социально-экономического развития и классовой борьбы зарубежных народов
Традиции и влияние освободительной мысли России и Запада
Глава II. Начало поисков правильной революционной теории
О соотношении нравственного и интеллектуального развития Герцена, Огарева, Белинского и Шевченко
Философские основы общественных взглядов основоположников революционного социализма в России
Оценка действительности
Общественные идеалы
Решение крестьянского вопроса и перспективы буржуазного развития
Социализм и республика
Способы преобразования общества. Роль народа в истории
Государство как двигатель прогресса
Возникновение ориентации на народную революцию
Перспективы революции в России
Зарождение революционно-демократической стратегии и тактики
Вопрос о революционной организации. Эволюция понимания революционного дела
Заключение
Список литературы
Часть 1:
https://21polyakmir02.livejournal.com/5228.htmlЧасть 2:
https://21polyakmir02.livejournal.com/5539.htmlЧасть 3:
https://21polyakmir02.livejournal.com/5826.htmlЧасть 4:
https://21polyakmir02.livejournal.com/5925.htmlЧасть 5:
https://21polyakmir02.livejournal.com/6207.htmlЧасть 6:
https://21polyakmir02.livejournal.com/6418.htmlЧасть 7:
https://21polyakmir02.livejournal.com/6750.htmlЧасть 8:
https://21polyakmir02.livejournal.com/7144.htmlЧасть 9:
https://21polyakmir02.livejournal.com/7294.htmlЧасть 10:
https://21polyakmir02.livejournal.com/7477.htmlЧасть 11:
https://21polyakmir02.livejournal.com/7700.html 8. КУЛЬТУРА (духовная) РУССКОГО И УКРАИНСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА КОНЦА ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА (1760-1861 гг.) (монография в 11 частях). Это итоговый труд всей жизни, который отец заканчивал уже полностью ослепшим, диктуя оставшиеся главы под запись своей супруге - Симе Исааковне Мирошниченко (моей матери).
Содержание.
Введение
ЧАСТЬ I. Возникновение и структура крестьянской культуры
Глава 1. Производственно-утилитарная культура
§ 1.1. Структурообразующее начало культуры крестьянства
§ 1.2. Протопатриотизм как зародыш общественного сознания
§ 1.3. Этика внутрисемейных отношений
§ 1.4. Крестьянская правда
§ 1.5. Динамические стереотипы социального и политического сознания (вторичный комплекс крестьянской правды)
Глава 2. Празднично-эстетическая культура. Крестьянская религиозность
§ 2.1. Структура празднично-эстетической культуры
§ 2.2. Религия церкви и религиозность крестьянства
Глава 3. Социальный и культурно-исторический тип личности патриархального крестьянства
Глава 4. Власть общины и энергия развития культуры
§ 4.1. Культура власти сельской общины
§ 4.2. Энергия движения крестьянской культуры
ЧАСТЬ II. Сознание и идеалы классового протеста крестьянства
Глава 5. Народные движения
§ 5.1. Пугачевщина и Гайдамаччина
§ 5.2. Религиозная общественная мысль
§ 5.3. Народное вольнодумство
Глава 6. Эволюция идейности Т.Г. Шевченко.
Заключение.
Литература и источники ссылок в тексте
Часть 1:
https://21polyakmir02.livejournal.com/12214.htmlЧасть 2:
https://21polyakmir02.livejournal.com/12417.htmlЧасть 3:
https://21polyakmir02.livejournal.com/12629.htmlЧасть 4:
https://21polyakmir02.livejournal.com/12863.htmlЧасть 5:
https://21polyakmir02.livejournal.com/13118.htmlЧасть 6:
https://21polyakmir02.livejournal.com/13333.htmlЧасть 7:
https://21polyakmir02.livejournal.com/13641.htmlЧасть 8:
https://21polyakmir02.livejournal.com/13922.htmlЧасть 9:
https://21polyakmir02.livejournal.com/14236.htmlЧасть 10:
https://21polyakmir02.livejournal.com/14354.htmlЧасть 11:
https://21polyakmir02.livejournal.com/14765.htmlЧасть 12:
https://21polyakmir02.livejournal.com/14949.htmlЧасть 13:
https://21polyakmir02.livejournal.com/15154.htmlЧасть 14:
https://21polyakmir02.livejournal.com/15486.htmlЧасть 15:
https://21polyakmir02.livejournal.com/15688.htmlЧасть 16:
https://21polyakmir02.livejournal.com/15921.htmlЧасть 17:
https://21polyakmir02.livejournal.com/16202.htmlЧасть 18:
https://21polyakmir02.livejournal.com/16600.html 9. НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ПРИМЕТЫ, ЗАГАДКИ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ СОЗНАНИЯ КРЕСТЬЯНСТВА ПЕРИОДА РАЗЛОЖЕНИЯ И КРИЗИСА КРЕПОСТНИЧЕСТВА (монография в 12 частях)
Содержание
Глава I. Постановка и история вопроса, данные для его решения.
Глава II. Методика изучения представлений о правде (справедливости)
§ 1. Картина мира и правда.
Правда крестьянского сознания.
Соотношение правды-истины и правды-справедливости.
Правда личностных и правда общественных отношений.
Значение правды в жизни.
§ 2. Первичный комплекс правды.
Личность общинника.
Правда и товарно-денежные отношения.
§ 3. Вторичный комплекс правды.
Правда и ненависть угнетенных.
Отношение к царской власти.
Бог, церковь, поп.
Патриотизм и классовая борьба.
§ 4. Правда, как общественный идеал.
§ 5. Классовая природа и исторические функции правды.
Литература и источники.
Часть 1:
https://21polyakmir02.livejournal.com/7987.htmlЧасть 2:
https://21polyakmir02.livejournal.com/8393.htmlЧасть 3:
https://21polyakmir02.livejournal.com/8565.htmlЧасть 4:
https://21polyakmir02.livejournal.com/8836.htmlЧасть 5:
https://21polyakmir02.livejournal.com/9098.htmlЧасть 6:
https://21polyakmir02.livejournal.com/9468.htmlЧасть 7:
https://21polyakmir02.livejournal.com/9672.htmlЧасть 8:
https://21polyakmir02.livejournal.com/9917.htmlЧасть 9:
https://21polyakmir02.livejournal.com/10039.htmlЧасть 10:
https://21polyakmir02.livejournal.com/10289.htmlЧасть 11:
https://21polyakmir02.livejournal.com/10680.htmlЧасть 12:
https://21polyakmir02.livejournal.com/10967.html 10. ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ЭПОХИ РАЗЛОЖЕНИЯ КРЕПОСТНИЧЕСТВА В РОССИИ (крестьянин-общинник, “образцовый дворянин”, дворянский революционер) (монография в 12 частях)
Часть 1:
https://21polyakmir02.livejournal.com/26265.htmlЧасть 2:
https://21polyakmir02.livejournal.com/26534.htmlЧасть 3:
https://21polyakmir02.livejournal.com/26650.htmlЧасть 4:
https://21polyakmir02.livejournal.com/26898.htmlЧасть 5:
https://21polyakmir02.livejournal.com/27287.htmlЧасть 6:
https://21polyakmir02.livejournal.com/27508.htmlЧасть 7:
https://21polyakmir02.livejournal.com/27690.htmlЧасть 8:
https://21polyakmir02.livejournal.com/27916.htmlЧасть 9:
https://21polyakmir02.livejournal.com/28384.htmlЧасть 10:
https://21polyakmir02.livejournal.com/28530.htmlЧасть 11:
https://21polyakmir02.livejournal.com/28678.htmlЧасть 12:
https://21polyakmir02.livejournal.com/29182.htmlЧасть 13:
https://21polyakmir02.livejournal.com/29290.htmlЧасть 14:
https://21polyakmir02.livejournal.com/29585.htmlЧасть 15:
https://21polyakmir02.livejournal.com/29739.htmlЧасть 16:
https://21polyakmir02.livejournal.com/30015.htmlЧасть 17:
https://21polyakmir02.livejournal.com/30269.htmlЧасть 18:
https://21polyakmir02.livejournal.com/30483.htmlЧасть 19:
https://21polyakmir02.livejournal.com/30837.htmlЧасть 20:
https://21polyakmir02.livejournal.com/31161.htmlЧасть 21:
https://21polyakmir02.livejournal.com/31272.htmlЧасть 22:
https://21polyakmir02.livejournal.com/31724.htmlЧасть 23:
https://21polyakmir02.livejournal.com/31997.htmlЧасть 24:
https://21polyakmir02.livejournal.com/32207.html 11.ЭВОЛЮЦИЯ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА(эссе в 5 частях) - опубликовано 04.04.2015:
Содержание:
1. Национализм и исторический материализм.
2. Историко-психологические корни национализма.
3. Украинский национализм «в наймах» в украинского бюрократа.
4. Националистические миазмы в социально-психологическом климате современной Украины. 5. Теоретические основы современной украинской националистической идеологии.
6. Национализм и рационализм.
7. Национализм, как лекарство от одиночества.
8. Национализм и государственная власть.
9. Паразитический потенциал современного украинского национализма.
10.Национализм и религия.
11. Украинский национализм и современная украинская национальная культура.
Часть 1:
https://21polyakmir02.livejournal.com/1762.htmlЧасть 2:
https://21polyakmir02.livejournal.com/1960.html Часть 3:
https://21polyakmir02.livejournal.com/2135.htmlЧасть 4:
https://21polyakmir02.livejournal.com/2361.htmlЧасть 5:
https://21polyakmir02.livejournal.com/2702.html Часть 6:
https://21polyakmir02.livejournal.com/3025.htmlЧасть 7:
https://21polyakmir02.livejournal.com/3222.htmlЧасть 8:
https://21polyakmir02.livejournal.com/3367.html 12. НАРОДНЫЕ ИСТОКИ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА В РОССИИ (ОТ КРЕСТЬЯНСКОЙ ПРАВДЫ К ГУМАНИЗМУ А.И. ГЕРЦЕНА, Н.П. ОГАРЕВА, В.Г. БЕЛИНСКОГО). Донецк, 1988 г.
Оглавление
Введение.
Историография и современное состояние проблемы.
Народные истоки системе исторических условий генезиса утопического социализма в России.
Источники
Часть I. Эволюция социального сознания и культура крестьянства эпохи разложения крепостничества в России
Историография и постановка проблемы общественного сознания крестьянства Глава 1. Крестьянство (образ жизни и деятельность, роль в судьбах страны)
Социально-бытовая и праздничная деятельность крестьянства в общине и в семье
Крестьянство в судьбах страны
Глава 2. Мировоззренческие основы картины мира патриархального крестьянства
Основные координаты бытийной ориентации
Традиция - "основа основ" общественной психологии феодального крестьянства
Религиозное обоснование картины мира
Отличия религии патриархального крестьянства от канонического православия
Рационализм и его соотношение с традицией и религией
Глава 3. У истоков социального сознания патриархального крестьянства
"Родовое начало" правды и протопатриотизм
"Родовое начало" в патриархально-семейных отношениях
Глава 4. "Трудовая" правда
Отношение к труду
Отношение к собственности
Добрососедство 87
"Мир - велик человек"
Глава 5. Правда и личность патриархального крестьянина.
Постановка вопроса
Структура социального типа личности
Эволюция социального типа личности и специфика примитивного гуманизма патриархального крестьянина
Глава 6. Вторичный комплекс правды (справедливость взаимоотношений с внеобщинными силами)
Отношение к барину и властям
Отношение к царю
Отношение к церкви Правда о городе и товарно-денежных отношениях
Глава 7. Социальная программа Крестьянской войны 1773-1775 гг.
Глава 8. Правда и культура крестьянства
Историография и теория вопроса о роли народной культуры
Значение крестьянской культуры в духовной культуре страны
Часть II. Идеологические образования народной общественной мысли
Глава 1. Движение радикального раскола и реформационного сектантства
Глава 2. Народное вольнодумство
Мировоззренческие основы картины мира
Оценка действительности 139
Представления о путях и средствах преобразования страны
Общественные идеалы
Глава 3. Эволюция общественной мысли Т.Г. Шевченко
К истории вопроса
Детство поэта и проблема его народности
Эволюция мировоззренческих основ картины мира
Преобразование правды Шевченко в народное вольнодумство
Развитие правды Шевченко в революционно-демократическую программу с социалистическими тенденциями
Часть III. Зарождение революционно-демократической утопически-
социалистической мысли Герцена, Огарева, Белинского
Глава 1. Народная культура в становлении личностей Герцена, Огарева, Белинского
Детство и развитие Герцена и Огарева до конца 1830-х годов
Развитие Белинского до конца 1830-х гг.
Выход из идейного тупика конца 30-х годов
Глава 2. Некоторые соображения о социальной программе Герцена, Огарева, Белинского
Заключение
Литература и источники
Часть 1:
https://21polyakmir02.livejournal.com/16737.htmlЧасть 2:
https://21polyakmir02.livejournal.com/16896.htmlЧасть 3:
https://21polyakmir02.livejournal.com/17153.htmlЧасть 4:
https://21polyakmir02.livejournal.com/17530.htmlЧасть 5:
https://21polyakmir02.livejournal.com/17834.htmlЧасть 6:
https://21polyakmir02.livejournal.com/18156.htmlЧасть 7:
https://21polyakmir02.livejournal.com/18211.htmlЧасть 8:
https://21polyakmir02.livejournal.com/18479.htmlЧасть 9:
https://21polyakmir02.livejournal.com/18866.htmlЧасть 10:
https://21polyakmir02.livejournal.com/19120.htmlЧасть 11:
https://21polyakmir02.livejournal.com/19272.htmlЧасть 12:
https://21polyakmir02.livejournal.com/19526.htmlЧасть 13:
https://21polyakmir02.livejournal.com/19897.htmlЧасть 14:
https://21polyakmir02.livejournal.com/20195.htmlЧасть 15:
https://21polyakmir02.livejournal.com/20472.htmlЧасть 16:
https://21polyakmir02.livejournal.com/20683.htmlЧасть 17:
https://21polyakmir02.livejournal.com/20875.htmlЧасть 18:
https://21polyakmir02.livejournal.com/21096.htmlЧасть 19:
https://21polyakmir02.livejournal.com/21461.htmlЧасть 20:
https://21polyakmir02.livejournal.com/21741.htmlЧасть 21:
https://21polyakmir02.livejournal.com/22008.htmlЧасть 22:
https://21polyakmir02.livejournal.com/22052.html Часть 23:
https://21polyakmir02.livejournal.com/22494.htmlЧасть 24:
https://21polyakmir02.livejournal.com/22643.htmlЧасть 25:
https://21polyakmir02.livejournal.com/22938.htmlЧасть 26:
https://21polyakmir02.livejournal.com/23092.htmlЧасть 27:
https://21polyakmir02.livejournal.com/23431.htmlЧасть 28:
https://21polyakmir02.livejournal.com/23612.htmlЧасть 29:
https://21polyakmir02.livejournal.com/23828.htmlЧасть 30:
https://21polyakmir02.livejournal.com/24157.htmlЧасть 31:
https://21polyakmir02.livejournal.com/24407.htmlЧасть 32:
https://21polyakmir02.livejournal.com/24668.htmlЧасть 33:
https://21polyakmir02.livejournal.com/24888.htmlЧасть 34:
https://21polyakmir02.livejournal.com/25301.htmlЧасть 35:
https://21polyakmir02.livejournal.com/25351.htmlЧасть 36:
https://21polyakmir02.livejournal.com/25778.html Автобиографический роман "Юность" - дань памяти друзей детства, погибших в первые дни Великой Отечественной войны. Отец писал его, как исповедь. Не мне оценивать литературные достоинства романа. Но, как историк, замечу, что настроения и мысли лучших представителей советской молодежи 30-40-х годов ХХ века отражены в нем искренне, точно и, я бы сказал, вдохновенно. Вера в чистые идеалы коммунизма - не шкурно-бюрократического, не палачески гулаговского, а народного - продолжающего традиции прекраснодушных мечтаний о высшей справедливости, о правде, построенной на человеческом трудолюбии, эмпатии, добросовестном сотрудничестве и взаимной помощи - источник духовной силы и мужества замечательных молодых людей, победивших фашизм и оставивших нам в наследство страну, которую мы - мое поколение - безнадежно и постыдно сгубили и потеряли.
Я искренне надеюсь, что эта книга - ценный источник для грядущих исследователей духовного мира населения СССР эпохи Великой Отечественной войны. И потому ее следует сохранить. Хотя бы так. Хотя бы здесь.
13. ЮНОСТЬ. Автобиографический роман - дань памяти студентам Одесского университета, принявшими на себя в 1941 году основной удар немецко-фашистских захватчиков. Литературно-художественная реставрация содержания уникального духовного мира элиты советской молодежи и особенностей его формирования.
Глава 1:
http://samlib.ru/m/miroshnichenko_nikita_polikarpowich/ms1.shtmlГлава 2:
http://samlib.ru/m/miroshnichenko_nikita_polikarpowich/ms2.shtmlГлава 3:
http://samlib.ru/m/miroshnichenko_nikita_polikarpowich/ms3.shtmlГлава 4:
http://samlib.ru/m/miroshnichenko_nikita_polikarpowich/ms4.shtmlГлава 5:
http://samlib.ru/m/miroshnichenko_nikita_polikarpowich/ms5.shtml Творческое наследие П.Я.Мирошниченко - органическая часть современной Русской культуры - наследницы культуры СССР. Это, я полагаю, дает ему право претендовать на достойное место среди артефактов русской духовности и исторической научной мысли.
Все, кто знал П.Я.Мирошниченко, могут разместить здесь свои воспоминания о нем.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Поликарп Яковлевич Мирошниченко (15.02.1921 - 31.12.2002) - сын краснофлотца и домохозяйки родился в селе Старая Збурьевка, Голопристанского р-на Херсонской области.
В раннем детстве кочевал по местам службы отца: в гарнизонах и на заставах побережья Черного моря от Очакова - до Новороссийска.
Учился в Одессе: в 1938 году окончил среднюю школу №121 и поступил на исторический факультет Одесского университета. Сталинский стипендиат. Один из лучших легкоатлетов Одессы.
С 3-го курса ушел с товарищами-добровольцами на фронт. Воевал на Кавказе. В августе 1942 г в прифронтовом тылу (г. Майкоп), где находился в эвакуации Одесский университет, сдал выпускные экзамены и вернулся на передовую - в 723-й полк 395-й стрелковой дивизии...
В 1943 г решением медкомиссии по состоянию зрения демобилизован. Поступил в аспирантуру.
В 1944 вернулся в Одессу и восстанавливал ее. Работал заместителем секретаря областного комитета комсомола по пропаганде.
В 1946 г П.Я. Мирошниченко окончил аспирантуру. Он сам выбрал тему диссертации: «Отношение русского общества к балканским событиям 1875 - 1878 гг», сам - без блата, без протекции и без какого-либо «научного руководства», предполагающего принадлежность некоторой научной школе, добился ее утверждения на Ученом Совете Института Славяноведения АН СССР (Москва) и в 1948 г защитил ее, став одним из самых молодых в стране обладателей ученой степени «кандидат исторических наук».
В 1946 году по назначению министерства просвещения зачислен ассистентом Сталинского педагогического института (с 1965 г - Донецкий государственный университет).
Вместе с другими одесситами (Д.С. Цвейбель, М.А. Молдавская...) создал в Сталино-Донецке достойный традиций русского (одесского) просвещения исторический факультет.
Любимый преподаватель и абсолютный авторитет у студентов Донецкого университета (1946-1996).
На соблазны КГБ "стучать" на коллег и студентов ради карьерной протекции, неизменно отвечал: "Я не могу рассказывать о своих товарищах ничего такого, чего не смог бы сказать им в глаза"...
50 лет преподавал историю Отечества (досоветский период) в Донецком государственном университете (1946-1996). Доцент. Профессор.
Его знали и ценили в кругу специалистов по духовной культуре эпохи феодализма. В семейном архиве хранятся высокие оценки его трудов выдающимися историками Советской эпохи: Л.Я. Черепниным, А.Я. Гуревичем, Б.Ф. Поршневым, И.В. Порохом, А.М. Сахаровым, Б.Г. Литваком, М.А. Баргом….
Занимался спортом до последнего дня жизни, доказывая самому себе и сыну, что его Дух сильнее немощного тела.
Был верным мужем и надежным главой семьи. Накануне свадьбы, узнав, что Усатый Кремлевский Упырь готовит массовое переселение евреев на восток страны, просто не поверил в возможность такого и, вопреки советам и предупреждениям доброжелателей, женился на любимой женщине, с которой прожил всю жизнь.
Умел любить и дружить. Написал автобиографический роман "Юность" о студентах Одессы перед войной и в ее начале. Пронес Одессу в сердце через всю жизнь, которую прожил достойно, как дай Бог каждому.Был отцом и единственным на всю жизнь Другом и Учителем своему сыну.
Завещал свой роман "Юность" Одессе и одесситам. Публикуя его здесь, сын исполняет завет отца.
В 90-е годы ХХ века ослепший больной старик из последних сил боролся с крепнущим украинским национализмом и с коррупцией в Донецком университете, пророчески предрекая Украине и Донбассу нелегкие времена.
* * *
Архив оцифрован и частично выложен на специальном мемориальном сайте:
https://21polyakmir02.livejournal.com/, где можно ознакомиться с его содержанием.Очень надеюсь, что архив русского (советского) историка из русского Донбасса П.Я.Мирошниченко пригодится будущим поколениям ученых.
В настоящее время архив находится в городе Донецке (ДНР) в непосредственной близости от линии фронта. Существует потенциальная угроза его уничтожения в ходе боевых действий. Кроме того, в той неопределенной и напряженной социально-политической обстановке, в которой теперь находится мой Донбасс, я не вижу для него никакой иной культурной перспективы, как опубликовать его электронную копию в русском сегменте Всемирной Информационной Сети. В Донецке он теперь никому не нужен, не интересен, а в случае возвращения в Донбасс Украины он непременно будет уничтожен, как принципиально враждебный духовной атмосфере ее нынешней националистической государственности.
Прошу коллег с пониманием отнестись к моему возможному невольному неравнодушию и предвзятости к творческому наследию человека, который был мне не только отцом, но другом и Учителем.
С уважением, Никита Поликарпович Мирошниченко.
Донецк, Донецкая Народная Республика.