Кто же не хочет праздники, юбилеи отмечать?
Хорошо, когда на "гулянку" есть энная сумма.
А что делать, если для празднования юбилея в бюджете денег тю-тю? А в наше время каждое движение денег стоит.
Оказывается, можно отмечать, и даже неплохо.
Расскажу, как недавно 15 сентября без денег отмечали круглый юбилей.
Саранпауль - интересное село с историческими событиями, его история тянется из глубины веков. Копатели вокруг поселения находили артефакты, золотые украшения двухтысячелетней давности. Правда, нет подтверждения, что сегодняшние саранпаульцы - потомки тех людей, которые жили тогда в этих местах.
Село дотационное дальше некуда, по этой причине в бюджете не предусматривалось никаких денег на всякие праздники.
А отметить 170-летний юбилей хотелось...
Один житель села предложил отойти от обычного сценария празднования и провести его как театральное представление, используя исторический эпизод: "Основание села Саранпауль 170 лет тому назад".
(Село находится на восточном склоне Приполярного Урала. Согласно истории, часть предков саранпаульцев, коми-зырян с Коми (оленеводы), убегая от гонения и чумы, перешли через Уральские горы, проплыли на плотах по реке Ляпин и с разрешения живущих в этих краях манси обосновались тут. Мансы и ханты на первых порах помогали им обустраиваться.)
Предлагалось: праздник провести не в Доме Культуре, а на берегу реки Ляпин, с использованием фольклора народов, живущих в селе. Участие в представлении самых жителей - на добровольной основе, в основном из числа коренных жителей. Утварь, одежда и многое другое изготовливают сами участники и за свои средства.
Задумка явно понравился жителям. И пошла и поехала подготовка.
Многие жители (актеры представления) готовились, шили одежды, на берегу реки что-то временное построили, завезли туда всякую утварь и прочее...
И вот 15 сентябре саранпаульцы собирались на берегу реки Ляпинь..
2. На подобных плотах 170 лет тому назад приплыли коми-зыряне.
3. Плоты получились легко управляемые. Явно, еще мастерство не забыто...
4.
5. Сцена, которая похоже как "хлеб и сола".. Как будто проплывающие просят манси разрешение пожить тут...
6. После того, как коми-зыряне вышли на берег, они первым делом возвели чум, традиционное жилище оленеводов.
7. Технология установки чума выработалась веками и остается без изменения.
8. Тем более интересно наблюдать как в глазах он возводится..
9. Разве что, если раньше покрытие чума было только из оленьих шкур, то сейчас в летние месяцы пользуются брезентом.
10. Рядом чуми построили временное жилища с веток елок. А вед те годы не было палатки... люди жили и в таких жилищах...
11.
12. Многие жители с энтузиазмом пришли в национальных костюмах. Летом в Саранпауле не бывает оленей, кто-то оленёнка с гор привезла, где стада пасутся.
13. Бабушкам коми-зырянам в своих ежедневных обычных костюмах не надо было ничего делать. Они и так украшали праздник своим присутствием.
14. Жители принесли из домов сохранившую старинную утварь.
15. На десятках столов лежала утварь, иконы и всякие другие экспонаты, как в хорошем музее.
16. Старались создавать как бы реальную картину в деревни тех лет...
17. Эти девушки решили всех повеселить, но почему-то сами грустили очень...
18. Опытный оленевод (Хатанзеев Афанасий) показывал гостям мастерство прикладного искусства, как построить сани для упряжки оленей.
19. Женщины в национальных костюмах то там, то тут занимались традиционным промыслом: выделывали шкуры, что-то шили, вязали сетки.
20. Рыбаки на колданках и горнячках ловили старинным способом в неуклюжих сетках рыбу. Поймали много. Уха получилась очень вкусная, и на всех желающих хватило.
21. Соревновались на горнячках, гребя веслами. А ведь раньше не было моторных лодок...
22. Мансийские женщины не вмешивались в чумные дела. Они занимались своими ежедневными делами, заботами, что-то делали. .
23. Мансийских женщин легко отличить по одежде, различия (однотонные тканы с узорами) бросаются в глаза. А детки вообще смотрелись изумительно..
24. Сцену для выступления построили прямо на реке, смотрелось загадочно и эффектно. Звучала музыка, песни, танцы мансийского и зырянского народа. Вообще-то поселение многонациональное, хотя называется национальный поселок. Живут тут комы-зыряне, манси, ханты, ненцы, русские .......... и один армянин.
25. Изменение в красках осенней красоты и появление сентябре радуги не радовало, она угрожала непредсказуемостью...
26. Погода изменилась резко к худшему. Непонятно отчего, именно над селом собрались со всего ХМАО грозовые и дождевые облака. Как будто нашаманили…
27. Прилетающие гости, съемочная бригада с России-24, из-за погоды не смогли приземлиться и не успели на праздник…
Хотя с погодой не повезло (во время проведения и до него тоже несколько дней шёл проливный дождь, и уровень воды в реке поднялся и помешал обустройству места праздника), и была некоторая несогласованность, однако юбилей села состоялся.
Исходя из возможностей, при отсутствии денег, юбилей отметили своеобразно, и он получился запоминающийся.
Жители вспомнили об истории территории, был хороший повод, чтобы проявить уважение к культуре и традициям своих предков, и участники, и зрители остались довольны.
Все было примечательно... И еще примечательно было тем, что житель села, который предложил сценария проведение праздника, это был я.
Жаль, не получилось все интересное, что происходило на празднике, сфотографировать. Так как, как зашел в чум, а там варилась на печке оленина, от запаха не смог оторваться и выйти оттуда. И сел за предложенное место за столом. Не могу объяснить, почему и как оленину в чуме Саранпаулцы варят очень вкусно. Сел за стол и ел-ел, пока живот не лопнул. А когда выходил на улицу, праздник уже закончился...
Скоро буду еще подробно писать о более интересном празднике - День Оленевода, который проходит каждый второй год в селе Саранпауль.