Четыре года назад 33-летний Джонатан Кристофер Беннет приехал из Калифорнии, о которой мечтают тысячи людей на планете, в горную Кабардино-Балкарию на постоянное место жительства. Джонатан Беннет приехал в небольшую северокавказскую республику для того, чтобы, по его словам, осуществить мечту своего детства - помогать нуждающимся.
Работая в Лос-Анджелесе в социальной службе, организующей ночлег бездомным и помогающей им в поисках работы, Джонатан понял, что хотел бы делать то же самое, но в другом месте. Беннет побывал в Средней Азии, но все время задумывался о Кавказе. И когда знакомые показали ему фотографию Эльбруса, он сказал жене Лизе: «Поехали туда!» И в конце концов переезд состоялся. Папа и мама Джона, заядлые путешественники, одобрили решение молодой семьи, а родители Лизы в итоге с ним согласились, хотя вначале и были шокированы. Джонатан вспоминает: «Родители мне всегда говорили: “Жизнь у тебя всего одна, не трать ее на ерунду, а делай то, что полезно людям”».
По словам Джонатана, он два года учил русский язык. «И чем больше его учу, тем отчетливее понимаю, что говорю плохо», - смеется он. Фотограф убежден, что без языка в другой стране ничего не достигнешь.
Сейчас Беннет имеет статус индивидуального предпринимателя и содержит семью на деньги, которые зарабатывает художественной фотосъемкой свадебных торжеств. «То, что раньше было моим хобби, теперь стало профессией», - объясняет американец. Эту работу он совмещает с тем, что, собственно, и собирался делать в России, - с социальной помощью нуждающимся. Работая с несколькими общественными организациями, он посещает детские дома и интернаты, организует в них концерты и развлечения для детей. У Джонатана есть и собственный проект с условным названием «Поделись».
"Я не планирую что-то привозить из Америки и раздавать. Здесь, в Кабардино-Балкарии, всего достаточно и множество добрых людей, которым нужно только помочь с организацией, скоординировать их. И как-то у меня появилась идея создать эдакий пищевой склад. Ведь практически каждый найдет у себя излишки, то, чем он может поделиться, - так пусть приносит! А малоимущие будут получать специальные талоны, по которым раз в две недели смогут получить на этом складе продуктовые наборы. Сейчас занимаемся поиском помещения."
Click to view
Беннет говорит, что на Кавказе ему не страшно: в Лос-Анджелесе бывает и пострашнее.
"Помню, как беременную Лизу испугали в Чикаго. А здесь никогда не тронут старика, ребенка или беременную женщину, не обидят слабого. Там - наоборот. И против меня здесь никто не воюет."
Американцу нравится кавказское уважение к старшим, которого нет в Америке, и он благодарен за то, что здесь этому научился. У Джонатана на родине молодые считают, что могут всё и отлично справятся и без стариков. Нравятся ему многие кавказские обычаи. Особенно то, что на свадьбе вся родня жениха знакомится со всеми родственниками невесты.
"Брак - это союз не просто двух человек, а двух семей, двух родов. Я постараюсь, чтобы у моего сына было именно так."
Конечно, не всё приводит Беннета в восторг: ему не нравится, как ведут себя автомобилисты на дорогах республики - как будто соревнуются. И очень не нравится, когда молодежь дерется, исчерпав интеллектуальные аргументы в споре. Не так давно семье пришлось ненадолго уехать на родину: Лиза рожала Ливай, которой сейчас пять месяцев, у себя дома. Тут важно было и присутствие бабушки, и возможность мамы все свое время уделять малышке. Кроме того, к своей медицине всегда доверия больше. Но вскоре вся семья - Джон, Лиза, новорожденная Ливай и Илайша, которому два с половиной, - вернулась в Нальчик.
«У меня нет далеко идущих планов, в России вообще не принято планировать надолго вперед. Во всяком случае, ни завтра, ни послезавтра я отсюда не уеду. Но когда состарятся мои родители, я должен быть дома», - говорит Джон.
И добавляет, что, как глубоко верующий человек, здесь он чувствует себя чуть ближе к Богу, чем где бы то ни было.