Чечня - регион России, о котором есть множество стереотипов и предрассудков даже у соотечественников, не то что у иностранцев. Западные СМИ упоминают Чечню исключительно в негативном ключе, а какое-то время назад была волна публикаций о повсеместных нарушениях прав человека в республике. Если вы были в Грозном, вы знаете, что это расцветающий регион. 10 лет назад на этом месте были руины, а сейчас - небоскребы, бульвары, фонтаны, университеты и французские булочные. Люди живут не прошлым, они живут в Чечне 21 века. Мы провели опрос среди местных жителей и задали им одинаковые вопросы: что они думают о том, что пишут западные СМИ по поводу нарушения прав человека и как изменилась Чечня за 10 лет:
Алиев Хусейн, редактор газеты "Терская правда":
По поводу того, что в некоторых западных СМИ появляется информация о том, что в Чечне нарушаются права человека, у Хусейна позиция весьма однозначная:
Запад против России делает все, чтобы упрекнуть, ущемить. Это у них задача - санкции объявляют. Видимо думают, что как и раньше можно развести Чечню, как в 90-х годах. Это уже, наверное, не получится. Народ не даст, чтобы этот бардак был. В 90-х годах нам навязана была эта война, мы не хотели этой войны. Мы дружный народ, мирный народ, мы уважаем все народы. Хотим жить в мире.
Как изменилась Чечня за 10 лет?
Ну, Чечня развивается, как и все регионы. Мы хотим жить в мире, в дружбе со всеми народами, нациями нашей страны. Мы хотим мира и будем соревноваться в спорте, в науке, культуре, в образовании, медицине. Благоустраивать свою республику, развивать ее, воспитывать молодежь, семьи свои, дружить. Я работаю редактором газеты, вношу свой вклад в развитие республики и страны.
Дудаев Халид Молхажиевич, бывший сотрудник МВДЧР.
Халид проработал 30 лет в органах, и уже 10 лет как на пенсии. Сейчас он воспитывает внуков, о старом деле не забывает: он общается с теми, кто работает в МВД сейчас и интересуется, как обстоят дела в республике:
Были случаи, мы все знаем, я - человек, воспитанный советской властью. Безвинных расстреливали, годами это было. Сотни случаев в советское время были. Не может быть, чтобы человека взяли, сразу посадили, чтоб он был или чист или виноват, все бывает в жизни. Но чтобы таких нарушений прав - такого нет. Где-то, может быть, незаконно задержали, выяснили, отпустили - вот эти случаи есть.
Я почти все отделы знаю, знаю старых работников, и молодых работников с разных районов республики знаю, которые именно на сегодняшний день работают в структурах. Ну, интересуешься, просто самому интересно. Но чтоб кто-то жаловался, что у них где-то кто-то чем-то занимается, я не слышал и не видел.
На счет СМИ, которые в интернете... Я, бывает, когда за компьютером сижу - что только не пишут. Особенно, почему-то взялись за Чечню. Наверное кому-то не нравится, особенно зарубежным журналистам, или каким-то другим средствам массовой информации, что у нас обстановка действительно нормальная. Все это молодежь читает, слушает. Каждый по-своему высказывается по повожу этой информации.
Каждый по-своему смотрит на это, но в основном житель не поддерживает эту информацию, что там появляется всякое негативное про Чечню. В основном люди понимают, взрослые, образованные - эти люди действительно понимают. И, знаете, на это внимание не обращают.
Как изменилась Чечня за 10 лет?
За десять лет - в лучшую сторону. Это не громкие слова, действительно обстановка совсем мирная, абсолютно хорошая обстановка в республике. Я по своим делам иногда в Российскую Федерацию, в разные регионы в течение 10 лет выезжал, на неделю, или командировки были. По сравнению с другими регионами - это не громкие слова, действительно обстановка нормальная здесь.
Ислам Хатуев, Кандидат исторических наук, доцент, заслуженный журналист Чеченской республики.
Ислам считает, что в Чеченской республике действительно есть проблемы, но теперь уже это такие же проблемы, как и в других регионах страны. А работа западных СМИ - это просто вредная привычка:
Вы видите, наши западные коллеги, они может привыкли давать негативную информацию о Чечне и давать информацию о Чечне в связи с каким-то негативом, с какими-то происшествиями и так далее. Как говорится - привычка, вторая натура. Видимо, по инерции продолжается такой подход, когда ищут что-то плохое. Я помню мы не так давно, несколько лет назад проводили впервые телемост между студентами православного ВУЗа Москвы и нашего российского исламского университета имени
Кунта-Хаджи. То есть прямой телемост, когда студенты общаются между собой. Какая интересная, позитивная новости, да? Но ни оно западное СМИ об этом не упомянули. Но это же интересно - православные, будущие богословы и мусульмане, будущие богословы садятся, и в прямом эфире общаются между собой, без купюр, задают вопросы, дискутируют и так далее. Я к чему это говорю - если бы, не дай Бог, где-то что-то бы там упало, или обрушилось, конечно об этом говорили бы. Поэтому я считаю, что это просто где-то по привычке. И таких массовых нарушений прав - ну где? Если бы они были бы, это было бы заметно. Они были бы каждому заметны, даже если кто придет посмотреть, или даже там гостям, которые приезжают сюда. Вы видите, что ситуация нормальная, поэтому еще раз повторю - никто не идеализирует ситуацию, не говорит, что нет ни в чем проблем - так не может быть, проблемы конечно какие-то есть, какие-то недостатки есть, они решаются, и это процесс, который называется - уже не возрождение, раньше мы это слово часто использовали, а процесс развития, нормального развития, нормального региона, нормальной страны.
Проблемы, которые есть везде - если кто-то будет искать здесь особые проблемы, он не найдет их. Если он будет объективным. То есть - любой город возьмем: Курск, Белгород, Владивосток, Калининград, Симферополь - что угодно, любой уголок страны - там есть такие же проблемы, как и у нас. Поэтому каких-то особых проблем... Вот раньше были проблемы особые - бомбардировки, пропажа людей, террористические акты - это да, это было особенно. Поэтому Чечня выделялась на фоне всех остальных регионов. Это были проблемы, все о них знали и все о них говорили. Сейчас их нет, сейчас есть обычные проблемы, которые есть во всех других регионах нашей страны, и которых, надеемся, будет меньше и меньше.
Скажите пожалуйста, а как изменилась Чечня за последние 10 лет?
За последние 10 лет в республике произошли разительные изменения в позитивном смысле этого слова, потому что город, который раньше называли городом-призраком, который сравнивали со Сталинградом образца 1942 года, возродился и стал одним из самых безопасных, уютных, чистых городов на Северном Кавказе и подтверждение тому - мы видим, сколько туристов приезжает в республику. Каждый год количество увеличивается. Приезжают посмотреть, убедиться, в том что говорят про нашу столицу - это правда. Изменения... Трудно сказать в чем конкретно. По всем направлениям. В сфере социальных услуг, дороги, образование, медицина. По всем направлениям изменения происходят, и практически каждый день можно в Грозном, и вообще в республике идти, и попасть на мероприятие по открытию чего-то нового - моста, участка дороги, детского садика, школу отремонтировали и так далее. Поэтому сейчас те молодые люди, которым было 7-8 лет, они не совсем помнят что было. Сейчас то взрослые парни, девушки, приходится им рассказывать, они даже не всегда верят, что это было здесь, потому что они уже выросли, привыкли видеть нормальную обстановку. И мы радуемся тому, что мы говорим в Республике о проблемах, что-то критикуем, где-то высказываем недовольство, но именно то, которое есть и в других городах нашей страны.
Тамерлан, студент Грозненского Государственного нефтяного университета.
Тамерлан - яркий представитель студенчества Чеченской республики. Он активный, участвует во всевозможных мероприятиях, искренне любит свою Родину и собирается посвятить жизнь ее развитию.
Я думаю, это просто провокация, чтобы провоцировать народ. Это их дело, это их, так скажем, задание, чтобы провоцировать все народы. Как вы знаете, какое-то время назад был даже митинг в честь народного единства, единства народов России. Этот митинг был как раз для этого. Я, как гражданин Российской Федерации, думаю, что это был очень важный митинг. Я надеюсь, что мы всегда будем едины, это очень для нас важно.
Просто нападки идут именно на Чечню. Почему?
Ну, мы своим характером наверное выделяемся среди всех. Может быть из-за этого нас не любят. Как вы видите, мы цветем и пахнем, можно сказать. Все очень красиво, а скоро будет еще красивее. К нам уже туристы тянутся, многие приезжают смотреть на Грозный. Я сам в этом участвовал, мне стало очень интересно. Я не был экскурсоводом, конечно, но среди туристов ходил, чтобы узнать, куда они ходят.
Грозный 10 лет назад и Грозный сейчас - если их сравнить?
10 лет назад тут был ужас. За 10 лет многое изменилось, очень многое. Многие думали, что столицу Чечни перенесут в Гудермес, но, как вы видите, столица там, где есть. Так что столица не изменилась, а Грозный цветет и процветает.
Сибила, недавно переехала из Тюмени с родителями.
Про права человека Сибила не стала отвечать, потому что считает, что тут и говорить нечего, зато поведала нам немного о молодежи в Чечне и о том, что она чувствовала при переезде:
Молодежь местная, она очень отличается от той, которая находится за границей Чеченской республики. Она намного более консервативная, но в то же время здесь очень уважают личные границы девушек, и стараются максимально быть щепетильными, относительно этого вопроса. Поэтому я могу сказать, что мне нравится здесь.
Расскажите о своих первых впечатлениях о грозном?
Сначала, когда я приехала, мне родители сказали - веди себя так, так и так, потому что тут могут многое не понимать. Определенные рамки, нужно знать, как себя вести, есть определенный негласный перечень правил и запретов. Важно знать, где ты находишься, и вести себя соответственно. Но тут здорово, на самом деле. Если ты привыкаешь, то ты не найдешь лучшего места.
Селима, 14 лет, местная жительница, школьница.
Что касается жизни, то многие думают, что здесь она как-то колоссально отличается, потому что многие мои приезжие подруги рассказывали, что все думают, что здесь все так же, как в Аравии, все будут закрытые ходить, боятся, что их будут снимать. Но на деле тут очень даже свободно, иногда даже пугает эта свобода, поэтому многие быстро привыкнут к этому
Как я знаю, мама рассказывала, что здесь была абсолютная разруха, что они практически по катакомбам перебирались и были обстрелы, это было реально страшно. Но сейчас все изменилось, и я думаю, это реально круто.