В Россию со своими работами приехал один из самых известных китайских художников современности Цуй Жучжо. Его работы очень ценятся. Они разошлись по собраниям мировых музеев и частным коллекциям, выставляются на аукционах Christie’s. Российские зрители с 13 октября смогут увидеть около 200 произведений, написанных в период с 2011 года по сегодняшний день. Цуй Жучжо
пообщался с российскими журналистами:
www.barrons.com
Вы первый раз в Петербурге. Более того, первый раз в России. Вы знакомы с русской культурой?
- Да, но только заочно. Я знакомился с русской культурой в основном по литературным произведениям, затем изучал живопись. Последнюю также не вживую, а по каталогам. Знаю самых известных художников вроде Репина и Левитана. Я пробуду в Петербурге пять дней. Обязательно схожу в Эрмитаж и Академию художеств. В целом собираюсь знакомиться с городом достаточно подробно.
Вы работаете в традиционной технике гохуа - рисование тушью и водяными красками на шёлке или бумаге. Она восходит к традициями III-II веков до н.э. На вас не давят эти тысячелетия?
- Для любого китайского художника первое правило - повторять, то есть наследовать традиции. С этого всё начинается. Но повторение - это некая мера, а не конечная цель. Когда художник набрался опыта, он начинает развивать технику. Если вы только повторяете, то ценность работ останется низкой. Вы никогда не займёте место на пьедестале. Таких художников в Китае немало.
Вы сами 15 лет прожили в Америке.
- Я ехал туда в 80-х как раз с целью познакомиться с западным искусством и понять, как развивать дальше собственное. Председатель Си Цзиньпинь провозгласил новый лозунг - «китайская мечта». Это как раз и есть развитие китайской культуры. В предыдущие десятилетия мы не спешили воплощать в реальность эту китайскую мечту. Вместо этого возвели на пьедестал европейское искусство. Пришло время всё исправить.
Являются ли ваши работы универсальными? Стоит ли идти на выставку, если человек не знаком с китайским искусством вообще?
- Если у человека есть какой-то багаж, он во всяком случае хотя бы немного интересовался живописью, то что-то он поймёт. Разумеется, далеко не всё. Поэтому китайское искусство будет в первую очередь интересно искусствоведам, прежде всего, студентам профильных вузов. По опыту США могу сказать, что большинству обывателей не понятна китайская живопись.
Что дальше? Китайское искусство выйдет за пределы Поднебесной?
- Да. Думаю, в течение 10 ближайших лет китайская живопись станет хорошо известна во всём мире. Благодаря таким выставкам, как в Петербурге, познакомиться с ней станет проще.
Каково отношение китайцев к русскому искусству?
- Русскую живопись видят не как отдельное самобытное направление, а в русле европейского искусства. Поскольку все классические живописные техники вышли из Европы. И в этом смысле русскую живопись всегда противопоставляют китайской, которая абсолютна самобытна.
На день рождения вы подарили дочери 60-метровый свиток. Вы так все праздники родственников отмечаете?
- Нет. Моя дочь занимается археологией. Она любит искусство. Сыну не подарил бы, он его не понимает. Через пять лет я планирую создать собственный благотворительный фонд, премию в области гуманитарных наук, чтобы призовой фонд превышал нобелевский. Это моя мечта. А дочка его возглавит.