Оригинал взят у
galik_123 в
Немцы в Москве. Приют Евангелического попечительства Среди немецких адресов старой Москвы есть вот такой необычный сказочный домик. Он стоит в тихом районе, на границе Басманной и Немецкой слобод по адресу Гороховский переулок, №17, и кажется, что попал сюда прямо из средневековой Европы. Это не случайно - ведь здание было возведено по заказу Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях специально для детского приюта и построил его в 1889 году московский архитектор немецкого происхождения Максим Карлович Геппенер.
Максимилиан Геппенер родился в семье немецкого торговца, специальное образование получил в Германии, потом выполнял архитектурные заказы в России и Германии. С 1871 года Максим Геппенер стал помощником архитектора А.С. Каминского. В этом же году получил звание неклассного художника за проект концертного зала для Императорской Академии художеств. В дальнейшем выполнял важные градостроительные проекты - сооружения Мытищинского водопровода, трамвайной сети, канализации, строительство приютов, гимназий, училищ. После 1918 года продолжал деятельность на архитектурном поприще. Геппенер вышел на пенсию в 1923 году, скончался 10 декабря 1924 года и похоронен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.
В 1847 году, на десять лет раньше Попечительства о бедных женщинах и детях, возникло Попечительство для престарелых и бедных членов евангелических московских общин при лютеранской церкви Святого Михаила. Попечительство о бедных людях евангелического исповедания состояло под покровительством великой княгини Марии Павловны (урожденной принцессы Мекленбург-Шверинской), жены сына Александра II. Августейшие покровители во многом помогали попечительству, особенно с движением бумаг по бюрократическим инстанциям и деньгами. Финансировалось попечительство вкладами, пожертвованиями, взносами состоятельных прихожан. Собранные средства шли, в том числе, и на устройство школ, приютов, богаделен, лечебниц и других благотворительных заведений. Старики, вдовы, бедные женщины с малолетними детьми и сироты жили в богадельне на Немецкой улице.
В соответствии с уставом попечительства, его члены подразделялись на три категории: благодетели, которые вносили пожертвования, действительные члены, ежегодно платившие взносы, и соревнователи (примерно тридцать человек), непосредственно занимающиеся помощью бедным. За каждым из них был закреплен определенный участок города, который они обходили, выискивая малоимущих членов евангелических общин. Затем на Совете попечительства решалось, кому и какая помощь нужна. Помимо денег старались помочь продуктами или оплачивали жильё. На заседаниях общества регулярно давались точные отчеты о расходах.
Благодетелями богадельни были кондитеры отец и сын Гейс, предприниматель Рудольф Герман, банкиры Юнкеры, известные промышленники Вильгельм Кайзер и Рудольф Шпис, семейство чаеторговцев Марк, архитектор Адольф Эрихсон и его родственники мукомолы Эрлангеры.
Женское евангелическое общество было основано в 1857 году . Оно взяло на себя заботу о сиротах, живших в евангелической богадельне церкви Святого Михаила. В 1887-1889 годах для приюта по проекту Геппенера было выстроено нарядное двухэтажное здание богадельни в Гороховом переулке. Архитектор, лютеранин по вероисповеданию, очень чутко отнёсся к удобству здания для ребят. Чтобы детям было приятно в нём находиться, фасады были украшены кирпичным орнаментом и затейливой ковкой флюгеров и козырька с воротами.
В приюте воспитывалось примерно 40 сирот обоего пола. В самом здании размещалось Бюро для подыскания работы лютеранам, Швейная мастерская, Лазарет для тяжело больных, Бюро фонда дешевых квартир. Нуждающимся лютеранам выплачивались пенсии и пособия. Попечительство выпускало открытки, их распространяли как в лютеранских церквях и немецком клубе, так и в учреждениях, которые часто посещали немцы. Интересный факт из жизни приюта приводит в своей книге "Тайны Басманного треугольника" писательница Н. Домашнева: Попечительский совет приюта послал в 1890 году Московскому генерал-губернатору князю В. Долгорукову прошение, чтобы лучшая воспитанница приюта называлась сиротой князя Долгорукова. Связано это было с 25-летним юбилеем правления князя Москвою и желанием найти уважаемого покровителя ребенку.
1. Для детей-сирот во дворе были устроены обширный сад и игральная площадка. Зимой часть сада заливали водой и устраивали каток.
Попечителем приюта были настоятель Петропавловской кирхи пастор Рихард Вальтер и Юлий Гейс, владелец огромной и знаменитой московской кондитерской фабрики "Эйнем". Гейс прибыл в Россию по приглашению своего земляка из Вюртемберга Теодора фон-Эйнема в 1854 году. Через много лет он возглавил дело друга. На средства Ю.Гейса содержались два приюта: на Ирининской улице, №32, и в Гороховом переулке, №17.
2. На флюгере современного здания указан год, когда был построен Евангелический приют - 1889. В приют принимались и получали полный пансион дети евангелического исповедания от 2 до 9 лет, жили здесь не только круглые сироты, но и дети бедных родителей - русских и немецких подданных. Распорядок дня был следующий: "… в 7 часов утра дети встают и убирают постели; в 8 ½ часов получают молоко с хлебом; от 10 до 12 ведутся занятия, в 12 ½ - даётся обед, в 4 часа молоко и в 7 часов вечера ужин. Вечером занятий не производится, и дети занимаются разными рукоделиями. В 8 часов вечера дети ложатся спать". Воспитанники приюта находились на полном содержании попечительства. Здесь они жили круглый год, обучаясь письму, чтению на русском и немецком языках и счету.
В окладных книгах Московской городской управы есть запись, датируемая 28 мая 1901 года. По ней можно понять назначение каждой из построек. Так, подвал служил для хозяйственных нужд: тут были прачечная, кладовая, камера водяного отопления, здесь же жил дворник. На первом этаже находились парадная зала, три жилых комнаты, объединенных коридором, кухня и туалеты. Одно полуокно выходило в сквозной проезд. На втором этаже размещались квартира воспитательницы, спальни и учебные классы. Во дворе, кроме хозяйственных построек, имелся колодец.
3. Спустя несколько лет Евангелическое попечительство о бедных женщинах и детях смогло достроить здание и расширить его полезную площадь. Работы велись по проекту и под наблюдением техника архитектуры Артура Федоровича Карста. В 1909 году к основному зданию был пристрен одноэтажный жилой флигель, над которым спустя год была возведена надстройка. В полуподвальном помещении оборудовали ванную комнату. На первом этаже пристройки, соединившей основное здание и деревянное строение для хозяйственных нужд, находилась приемная для посетителей. В соседней комнате разбирались дела просителей, обращающихся за помощью к попечительству. Приют теперь располагал своим лазаретом, палаты и приемный покой которого разместили на втором этаже нового флигеля.
4. Война с Германией в 1914 году повлекла за собой усиление антинемецких настроений, по Москве и по всей России прокатилась волна погромов. Грабежу и мародерству подверглись не только крупные промышленники, банкиры, юристы и хозяева торговых домов с немецкими фамилиями, но и жилища, конторы небогатых московских немцев. Толпы погромщиков не пожалели даже богоугодные заведения. Так, в Немецкой слободе от беспорядков пострадали Богадельня для вдов, здание Евангелического общества и дом его директора на Немецкой улице, а также несколько квартир и особняков в Гороховском переулке. Евангелический приют для сирот (дом № 17) избежал этой участи, но по заявлению графини Прасковьи Сергеевны Уваровой о том, что в Евангелической школе воспитывают детей в немецком духе, там провели тщательное расследование. Директор Народных училищ Н.А. Веригин в отчете указывал, что дети содержатся в приюте в почти семейной обстановке за счет Попечительства круглый год, обучаются чтению и письму на русском и немецком языках. Все дети русских подданных. Несмотря на это по сохранившемуся в историческом архиве (ЦИАМ) документу, можно предположить, что расследование закончилось закрытием приюта, скорее всего в начале следующего 1916 года.
5. История здания после революции полностью неизвестна. Удалось только установить, что в 1923 году в здании размещался Детский дом для питания, с 1940 года - Мособлпромсовет, с 1972 года - Архитектурно-планировочное Управление Мособлсовета. До конца 90-х годов XX века здесь находились Мастерские архитектурно-художественного фонда при Областном союзе художников и Московский областной художественный фонд.
6. Во второй половине 1990-х годов здание было достроено вглубь владения, на боковых фасадах повторены сохранившиеся неоготические элементы исторической части дома. Реставрацию проводила мастерская № 9 Института "Спецпроектреставрация" под руководством архитектора О.И. Журина.
7. В этом нарядном доме опять слышны детские голоса - сейчас в нём разместилась Школа акварели Сергея Андрияки.
8. Лучшие работы учеников этой школы постоянно демонстрируются на выставках во многих городах России вместе с работами художника Сергея Андрияки, а мы их увидели в Смоленской губернии, в Рославле. Они-то и напомнили нам об этом интересном и насыщенном историей районе Москвы - Басманном.
Источники:
Инга Томан. Немцы в Москве. Опыт национального путеводителя. Московский журнал №12, 1991 г.
Сайт Школы акварели Сергея Андрияки