В начале ХIХ века многие иностранцы - специалисты ситцепечатного дела, переселялись в Россию и создавали здесь свои предприятия. Причиной этого стал глубокий промышленный кризис, в котором тогда находился центр европейского ситцепечатания Мюльгаузен. В мануфактурных кругах заметно выделилась личность швейцарца Бухера. В 1823 году им была куплена в Москве, в Кожевниках земля и основана небольшая ситценабивная мастерская. В начале мастерская была далеко не процветающим предприятием. Но в 1825 году она перешла в собственность немца Георга Фрауенфельдера. В дальнейшем он расширил производство и пригласил в компаньоны московского купца Голубятникова. Предприятие успешно работало, расширяло ассортимент и приобрело известность в Москве и за ее пределами.
С 1825 по 1833 годы на этом предприятии вырабатывались: плательно-сарафанные, занавесочно-мебельные, рубашечные ткани, а также платки и шали. Для этого среднего московского предприятия типичным было разделение труда, превращающего крестьянина в мастерового. В 1833 году на фабрику пригласили главным химиком-колористом Георга Штейнбаха. К этому времени в области крашения тканей Г. Штейнбах был уже известной личностью с европейским именем. Именно он, впервые в России применил способ непрерывного беления тканей. Г. Штейнбах возглавлял предприятие до 1847 года, затем он возвратился на родину в Мюльгаузен и к руководству фабрикой подключил своих зятьев - Эмиля Цинделя и Эмиля Мейера. Но связь с Эльзасом продолжалась в период всей последующей деятельности фабрики. Учредителем предприятия стал Эмиль Иванович Циндель (1811-1874). Под управлением Цинделя фабрика выдвинулась на первое место среди ситценабивных предприятий России.
В 1847 году было образовано "Товарищество ситценабивной мануфактуры Эмиль Циндель в Москве". Учредителями этого предприятия были также известные московские предприниматели: И.А. Лямин, К.Т. Солдатенков, А.И.Хлудов, а также Торговые дома Л.И.Кнопа, Ценхера и К. Малютин с сыновьями. Председателем правления Товарищества стал И.К. Прове, а директором правления К.Т. Солдатенков. С 1874 года правления товарищества “Эмиль Циндель” возглавлял Юлий Иванович Циндель.
Циндель Эмиль Иванович (1811-1874). Илл. из книги "Двадцатипятилетие товарищества ситценабивной мануфактуры "Эмиль Циндель" в Москве. 1874-1899", М. 1899.
В 1870-80-х годах архитектор Залесский произвёл полную реконструкцию старых фабричных построек. Был построен комплекс фабричных корпусов, установлено много усовершенствованных машин и различных устройств. Предприятие очень быстро развивалось. С 1883 года директором правления Товарищества был Г.Л. Штекер - зять К.С. Алексеева (Станиславского) а с 1897 - Павел Петрович Воронин. С конца XIX века улица Дербенёвская по сути стала внутрифабричной. Слева была сама фабрика, а справа - городок для проживания рабочих и служащих. На фабрике в начале XX века работало почти 4 000 человек.
Смена рабочих на фабричном дворе, 1910-е гг.
Изделия фабрики Эмиля Цинделя отличались особым изяществом рисунка и отделкой поверхности модных хлопчатобумажных полотен плательных и мебельных тканей. Искусство рисования, гравирования и колорирования на этой мануфактуре было на очень высоком уровне. Мастера-художники, рисовальщики профессионально владели искусством тщательной проработки отдельных элементов рисунка. При создании рисунков учитывались вкусы различных слоев общества, их потребности, их представление о красоте узора. В 1895 году предприятие Э. Цинделя получило право зарегистрировать товарный ярлык с российскими символами.
В Москве при фабрике Товарищества открылся универсальный магазин, дом для служащих, широко рекламировалась продукция фабрики в различных популярных изданиях. К концу 1899 года были построены собственные отделения крашения, корпус для отбеливания и набивки тканей, а также железнодорожная ветка для отправки продукции. В последующем фабрика имела филиалы и склады не только в Москве, Нарофоминске, Нижнем Новгороде, но и в китайском Синанфу, Ташкенте, Коканде и Хиве.
Комплекс из краснокирпичных трех- и двухэтажных производственных зданий имел две проходные - с набережной и Дербеневской улицы. В центре комплекса была большая площадь, на которую выходил корпус отделки с башней с часами. Напротив, корпус с трубой - бывшая котельная. По Дербеневской улице, д. 9, было выстроено ремесленное училище. Больница завода с амбулаторией была построена во владении 3 на углу с 1-м Дербеневским переулком. Рядом - здание клуба (д.5). Напротив, через улицу, целый квартал (дома 6-20) занимали дома для служащих и казармы для рабочих мануфактуры. Между ними помещалась начальная школа. По Жукову переулку к Летниковской улице был фруктовый сад и огороды, снабжавшие рабочих фруктами и овощами. Последним по времени архитектором Бартом был построен новый набивной корпус по красной линии Дербеневской улицы.
В последующие годы к руководству фабрики подключился сын Э. Цинделя - Камиль. Во времена его правления фабрика переходит к массовому машинному производству хлопчатобумажных платков. В начале ХХ века на фабрике Э. Цинделя среди художников рисовальщиков выделялся особым талантом русский мастер Константин Иванович Арапов, который создал большое количество рисунков для платков и тканей. В этот период текстильные изделия мануфактуры отличались также высоким качеством мебельных кретонов, тончайших батистов, ситцев и сатинов.Только немногие ситценабивные предприятия московского региона, в том числе фабрика Цинделя, могли позволить себе приобретать дорогостоящее текстильное оборудование в Европе и вводить механизацию отдельных технологически процессов.
Огромную роль в оснащении многих текстильных предприятий Москвы сыграла в то время контора барона Людвига И.Кнопа. Основной его деятельностью в качестве представителя английской фирмы Де Джерси была поставка в Россию современного текстильного оборудования из Германии, Франции и Англии. Он открывал кредиты, был пайщиком, оборудовал английскими машинами фабрики Морозовых, Никольскую мануфактуру, предприятия А. Гюбнера, М.Титова, а также фабрику Э. Цинделя и многие другие. Текстильное оборудование, которое поставлял Л.И. Кноп, работало на предприятиях России еще долгие годы, до второй половины ХХ века.
Деятельность Л.И.Кнопа сыграла, несомненно, большую роль в развитии русского текстильного дела, при этом русская текстильная индустрия не попадала в подчинение иностранному капиталу, потому что Л.И.Кноп и его семья быстро обрусели, стали русскими подданными и все их главные интересы были связаны с Россией. На фоне сильных купеческих родов и династий русского происхождения, в московском регионе активно развивалась диаспора иностранных предпринимателей из Германии и Швейцарии, и Л.И. Кноп был для них объединяющей фигурой. После скоропостижной смерти Л.И.Кнопа в 1894 году два его сына, Андрей и Федор, стали достойными наследниками дела отца и еще долго продолжали сотрудничать с фабрикой "Эмиль Циндель в Москве" и другими московскими текстильными предприятиями.
Фабрика "Эмиль Циндель в Москве" работала до 1915 года. Сильно пострадало производство от антинемецкого погрома, которая устроила разъяренная толпа подвыпивших рабочих в конце мая 1915 года. Фабрика товарищества была национализирована в 1918 и стала называться "Первая ситценабивная фабрика", с 1978 - "Ситценабивная фабрика объединения Мосхлоппром", потом - акционерное общество "Ситценабивная фабрика". Но это всё - бурная история этого квартала, а далее...
1. Когда потребление ситцевых тканей стало сокращаться, "Первая ситценабивная фабрика" уже не могла успешно выдерживать конкуренцию с предприятиями текстильной столицы России - города Иваново. В начале 2000-х фабрику закрыли. В 2006 - 2008 году собственник "Промсвязьнедвижимость" начал реконструкцию старых зданий фабрики и приспособление ее под крупный офисный центр.
2. Проект выполнило архитектурное бюро: "Мегастрой 2000". Фабричные здания подверглись реконструкции, укреплялись их фундаменты и конструкции.
3. Были надстроены мансарды, здания получили наружные открытые металлические лестницы и козырьки над входами, а дефекты кирпичной кладки на фасадах зданий закрылись бетонными пломбами с металлическим вензелем Эмиля Цинделя.
4. В целом территория из-за краснокирпичных зданий с мансардными крышами выглядит стильно, но уже как квартал в каком-нибудь английском городе.
5. Старая фабричная территории приспособлена для нового коммерческого использования с сохранением исторической среды и всех исторических зданий.
6. В декабре 2011 года в колоритном доме с трубой, бывшей котельной, начал свою работу Институт русского реалистического искусства. Старое фабричное здание конца XIX перепланировали под музей общей площадью 4500 м², оснастили новейшими инженерными коммуникациями и специальным оборудованием. При этом, сохранились старинная кладка стен, чугунные лестницы, и в то же время - техническое оснащение на уровне современных стандартов.
7. Музей ИРРИ занимает три этажа, в экспозиции - около 500 работ. Основу экспозиции составляет частная коллекция бизнесмена и мецената Алексея Николаевича Ананьева.
8. На внутренней территории организована стоянка для автомобилей. На автомобиле можно проехать от Новоспасского моста на Дербеневскую улицу до дома № 7, где шлагбаум и надпись "Новоспасский двор". За шлагбаум пускают на автостоянку бесплатно. Без машины можно добраться от Павелецкого вокзала к музею на микроавтобусе (расписание на сайте ИРРИ).
9. В XIX веке на этом месте в Дербеневке появилось одно из старейших текстильных предприятий Москвы - здесь кипела жизнь, работали цеха фабрики, выпускалась продукция, было многолюдно. Теперь всю территорию между Дербеневской улицей и Дербеневской набережной занимает огромный деловой комплекс "Новоспасский". В воскресенье мы встретили здесь только съёмочную группу с малочисленной массовкой. Деловой квартал готов к началу рабочей недели...