Балетная тема З.Е.Серебряковой

Apr 30, 2010 16:04


Зинаида Серебрякова - русская художница из большой артистической семьи - внучка архитектора Н. Л. Бенуа и племянница А. Н. Бенуа. Ее отец - скульптор Е. А. Лансере, мать из семьи Бенуа, брат - архитектор Н. Е. Лансере, второй брат - живописец и график Е. Е. Лансере. Серебрякова училась в мастерской О. Браза, затем в Париже. В 1914 г. посетила Италию. Входила в объединение "Мир искусства". Ее идеалом был стиль А. Венецианова. А некоторая гротесковость придавала ее искусству "мужской" характер. В 1924 г. Серебрякова выехала в Париж для устройства своей выставки, но обратно не вернулась. Ее работы находятся во многих музеях России, за рубежом и в частных коллекциях. У нее действительно свой стиль и есть целые серии работ, как например, Марокко,  Франция, Типажи,  Женский портрет, Мужский портрет и тема театра, в частности балета.

"Умения, мастерства у Серебряковой полная мера. Но особая прелесть ее мастерства заключается в том, что и оно не лезет вперед, оно совершенно свободно. Оно сложилось свободно, вне затхлости академических классов; оно и сейчас, несмотря на полную свою зрелость, все так же свободно от педантизма и раз навсегда установленных приемов. Разумеется, картины Серебряковой можно сразу узнать среди тысяч других произведений живописи. Но это основано не на какой-либо манере, а получается это фамильное сходство всех произведений между собой оттого, что каждое из них создано в одинаковом возбуждении, с одинаковым воодушевлением и что сторона мастерства всюду подчинена стороне эмоциональной. Ну, а затем, как у каждого художника, у Серебряковой есть свои излюбленные комбинации в красках, в плетении линий, в композиции и в выборе точки."

А.Н.Бенуа "Зинаида Серебрякова"




Серебрякова З.Е. Портрет Е.Н.Гейденрейх в голубом. 1923



Балет и сцены танцев писали и пишут по сей день многие художники, но каждый это делает в своем стиле. Зинаида Серебрякова не писала сцены балетного действа, как это характерно для  Э. Дега или К. А. Сомова. Ее картины посвящены жизни примерочных и балетных уборных,  ее балет - это портреты известных и не очень балерин в костюмах. Казалось бы проза жизни, но тем не менее атмосфера балета и танца на картинах передана мастерски.




Серебрякова З.Е.  Автопортрет в шарфе. 1911

"Я не думала никогда о "стиле" моих вещей, но думаю, что увлеченье мое безмерное великими мастерами имело, конечно, влияние на меня."
Серебрякова З.Е.




Серебрякова З.Е. Две танцовщицы. 1922-1924




Серебрякова З.Е. Балерины в уборной. 1923



Серебрякова З.Е. Балетная уборная. 1924




Серебрякова З.Е. Балетная уборная. Снежинки. 1923




Серебрякова З.Е. В балетной уборной (Большие балерины). Балет Ц. Пуни "Дочь Фараона". 1922




Серебрякова З.Е. В балетной уборной (Лебединое озеро). 1924




Серебрякова З.Е. В гримерной. Портрет В.К.Ивановой в костюме испанки. 1924




Серебрякова З.Е. Голубые балерины. 1922




Серебрякова З.Е. Девочки-сильфиды (Балет Шопениана). 1924




Серебрякова З.Е. Иветт Шовире. 1962

Шовире Иветт  (Chauvire, Yvette) (р. 1917), французская артистка балета, педагог. Обучалась танцу в школе при Парижской опере, а также у Б.Князева и В.Гзовского. В числе лучших классических ролей Шовире - Жизель (балетмейстеры Ж.Коралли и Ж.Перро, музыка А.Адана), Шовире прославилась также своей интерпретацией миниатюры М.М.Фокина Умирающий лебедь (на музыку К.Сен-Санса). По окончании артистической карьеры занималась преподаванием в Парижской опере в классе ведущих балерин.




Серебрякова З.Е. Отдыхающая балерина (Портрет балерины М.С.Добролюбовой). 1924




Серебрякова З.Е. Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме для балета Н.Н. Черепнина "Павильон Армиды". 1922

Александра Данилова родилась в 1904 г в Петергофе, закончила Петроградское театральное училище у таких знаменитых педагогов как Е. П. Гердт, О. О. Препображенская и др. Участвовала вместе с Баланчивадзе в его экспериментальных работах, танцевала в знаменитой "Танцсимфонии” Лопухова. Она исполняла ведущие партии классического и современного репертуара. Данилова выступала много и очень успешно в Европе. На нее ставили балеты хореографы самых разных направлений, от Баланчина до Брониславы Нижинской. В преддверье надвигающейся войны она покинула, как и многие русские артисты, Европу и уехала в Америку. Почти до конца своей жизни преподавала в школе, основанной Баланчиным. Умерла Данилова в Нью-Йорке, в 1997 году.




Серебрякова З.Е. Портрет балерины Е.А.Свекис в костюме для балета Фея кукол. 1923




Серебрякова З.Е. Портрет балерины Л.А.Ивановой. 1922




Серебрякова З.Е. Портрет Валентины Константиновны Ивановой в костюме испанки. 1924




Серебрякова З.Е. Портрет Е.Н.Гейденрейх в белом парике. 1924




Серебрякова З.Е. Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном. 1923
Гейденрейх Екатерина Николаевна родилась в 1897 году в Киеве Артистка балета, педагог. В 1915 г. окончила (ученица К. Куличевской) Петербургское театральное училище и была зачислена артисткой балета в Мариинский ныне Кировский театр, где и проработала до 1935 г. Репрессирована 02.04.1942 г. сроком на 10 лет. Отбывала наказание в Усольском исправительно-трудовом лагере г. Соликамска Молотовской (ныне Пермской) области. Освобождена из лагеря как инвалид 05.12.1942 г. Реабилитирована 26.12.1956. Основатель (1945 г.) и первый художественный руководитель Пермского хореографического училища, педагог училища. В 1958 г. в Большом театре СССР Гейденрейх возобновила балет "Шопениана" (хореограф М. Фокин). Умерла в 1982 году в Ленинграде.

Previous post Next post
Up