Марина Дробкова: Лонгрид. Г. Л. Олди: «Ойкумена-5. Блудный сын. Сын ветра»

Apr 16, 2019 11:23

Марина Дробкова: Лонгрид
Г. Л. Олди: «Ойкумена-5. Блудный сын. Сын ветра»


Итак, третья книга вышла. Читатель во мне удовлетворен, потому что получил всё что хотел. И знаете, у меня нет ощущения, что это последний роман эпопеи. Эта история завершена, и больше того - завершены все пять. Но недаром в финале один из героев (мы не боимся спойлеров) говорит: «Ойкумена уже не будет прежней». Здесь просится еще одна история - возможно, с совершенно другими действующими лицами, и о другом. Но она как будто зреет уже где-то в недрах этой Вселенной.
В современных книгах (не в этой!), и даже в фильмах (хотя, казалось бы, изобразительных средств даже больше, в том что касается визуализации) часто отчаянно не хватает глубины образов. Ты следишь за сюжетом, ты восхищаешься миром, ты отдаешь должное фантдопу (ну или литдопущению), но герои остаются недораскрытыми. Загадками. Отсюда чувство легкого обмана и недосказанности. В «Сыне ветра» (как и во всей трилогии, но финальная книга демонстрирует это наиболее наглядно, поскольку здесь кульминация) никакой недопонятости не остается, за что авторам вот просто большое человеческое спасибо.
На что жалуется современный читатель? «Много линий, зачем столько героев, я запутался». Мне хочется сказать - слава богу, что здесь много линий и много героев. Невозможно передать многообразие мира, общества, взаимоотношений, психологических особенностей, насущных проблем через одну линию и одного ключевого персонажа. Не секрет, что главный герой «Блудного сына» - это не Натху, не Гюнтер, не кто-либо другой из людей. Это Ойкумена. Мы следим за ней и переживаем за нее - через героев.
Что до сюжета - из трех книг эта показалось мне самой интересной. С наибольшим напряжением следила за событиями в том-самом-месте-дислокации (пожалеем тех, кто еще не читал). Завораживает тема власти - этой теме много уделено в романе, здесь мы увидим еще одно проявление - «В вопросах власти все мы дети». (Прошу прощения, я со слуха и по памяти, поэтому цитаты могут быть неточными, точные вы найдете в книге. Но смысл именно такой). … И тема любви «Он любит того, кто сильнее». Проблема любви, наверное, одна из самых болезненных для человечества вообще, а для креативного человечества в особенности, сейчас это звучит «Любят тех, кто ярче». И безусловно, это создает резонанс.
Диалоги все прекрасны. Особенно великолепно противостояние Бреслау-Бхимасена (думаю, у аудиокниги здесь преимущество, потому что переданы все интонационные особенности). Выпуклости придают мелкие штришки («таких как я топчут слонами», вот это всё). В других эпизодах тоже много интересного («Что это за козел у нас в гиперпространстве, кто отвечает за связь?! - Да он и отвечает!». Да и вообще хочется текст рвать на цитаты: «Детская площадка и бассейн», «Две минуты. Даже меньше». «Флуктуации?! Да мы же их едим!» «Это же моя специфика! Трудный подросток и его придуманный мир!» (пока без контекста, но поймете, когда будете читать). И гвоздь программы: « - Свяжи мне свитер! - Из чего? - Из нервов. У меня как раз есть подходящий клубок!» - ну отлично же! Ах, да. Еще антисы и их матрасы.))
Технологии. Интереснее этого в фантастике нет ничего (для меня). Недаром технологиями Ларгитаса восхищается вся Ойкумена, все завидуют и боятся («Сказали всем, что это природная аномалия, а сами!..") Круче ларгитасцев только гематры. Круче гематров только гематры-антисы.
Ну а интереснее технологий только люди (хотя это уже свойственно не только фантастике). Особенно здесь, в 5й «Ойкумене», когда подводится итог - для кого-то окончательный, для кого-то промежуточный - жизни каждого из уже известных нам героев, которые, при всем многообразие, умудряются быть непохожими и узнаваемыми (как вы это делаете, уважаемые авторы, как, как?!) Роман уже прочитан, но герои все еще здесь, с читателем: Гюнтер и его раздвоение личности, папа Лусэро и блюзы его жены, маэстро Карл и его труды (о которых мы знаем с первой книги эпопеи, и знакомиться с которыми было даже интереснее, чем с основным сюжетом), адмирал ван Фрассен (сцена его знакомства с женой так и стоит перед глазами, а ведь это было давным-давно, в «Городу и миру»). И Тумидус, конечно же. Не говорите, что этой Вселенной не существует, этого просто не может быть. Они там все слишком живые.
Можно еще было бы поговорить о названии «Блудный сын», но оставим это профессиональным критикам (ибо там далеко не один смысл).
Какой вывод из этого… Есть хорошие книги, а есть выдающиеся. Я думаю, «Ойкумена» одна из них. Очень хочется дожить до экранизации, очень хочется, чтоб молодежь тоже прониклась и оценила. Потому что здесь очень много всего - мифология, история, особенности культур (ну мы же понимаем, на основе чего возникли расы), простые человеческие мечты, сложные и запутанные человеческие отношения, страсти, пороки, благородство. И еще, вот сейчас пришло в голову, хотя это же на поверхности - здесь мысль о том, что любой человек велик и мал одновременно.
Большое спасибо авторам за колоссальное удовольствие. И дальнейших успехов в творчестве!

научная фантастика, рецензия, Блудный сын, Г. Л. Олди, Олди, Сын Ветра, Марина Дробкова, фантастика, отзыв, философский боевик, космическая фуга, Генри Лайон Олди, космическая фантастика, космическая опера, Ойкумена

Previous post Next post
Up