Оригинал взят у
bigfrol в
Сказки об Украйне 3. Как все начиналась. Что такое Украина до последних событий? Представим себе, что Словакию и Белоруссию объединили в одно государство (сделали проход по суше между ними). И назвали единую страну - Словакией. Словаки взяли в ней власть и начали действовать. Объявили словацкий язык государственным, переписали учебники истории, уделив главное внимание словакам, постоянно прославляли прогитлеровскую Словакию времен Второй мировой войны, переименовали улицы и проч. А на все возражения недовольных заявляли: "В чем проблема? ТЫ ЖЕ В СЛОВАКИИ ЖИВЕШЬ! Вот и говори по-словацки. Это же естественно, что в Словакии все должны говорить по-словацки! Не нравиться - вали из Минска и Полоцка и вообще из Словакии. Чемодан, вокзал, Россия!". И все в том же духе. Вот что примерно из себя и представляла Украина.
Мало кто понимает, что Украина - многонациональное государство. Причем реально, одно из самых многонациональных в Европе. Маленькая империя. Иногда думают, что многонациональность зависит от количества народов в государстве, но это не так. Многонациональность зависит от процентного соотношения народов. Страна в которой 1000 разных народов, но при этом, 99% занимает один народ, а на все остальные приходится 1% менее многонациональна, чем страна, в которой народов всего два, но их соотношение 60/40. В России проживает множество народов, но русские составляют более 80% населения, а следующий за ними по численности народ (татары), менее 5%. На Украине украинцы занимают менее 80% населения, а русские более 17% (это самые "невыгодные для русских оценки", если же считать ассимилировавшихся украинцев, то все еще интереснее). То есть, фактически, на Украине более сложная национальная ситуация чем в России. Правда в России все усугубляется большим количеством приехавших к нам неграждан России, чего на Украине нет, но это "внешний" фактор, мало зависящей от внутренних межнациональных взаимоотношений.
В случае с Украиной мы видим страну, где межнациональные проблемы никак не отягощены привычными в таких случаях сопутствующими обстоятельствами. Там нет расовых проблем, нет иммигрантских проблем, нет серьезных межрелигиозных проблем, нет "геноцида" или чего-либо подобного. Это тот случай, когда межнациональные проблемы предстают перед нами в своем абсолютно чистом, рафинированном виде. Сложность в том, что именно в таком варианте они сейчас практически не осознаются и не подлежать элементарному освещению. Если благодаря Марксу, марксизму и множеству исследователей и популяризаторов можно быстро разъяснить социальные и классовые проблемы, как закономерный результат современной общественной системы, то с национальными проблемами все гораздо сложнее. Современная популярная наука не признает объективности межнациональных проблем и сводит их к предрассудкам или к сознательным действиям каких-либо лиц. Соответственно, наличие межнациональный проблем на Украине, как правило не признается. Ведь русских же не убивали! И даже не били за разговор на русском! Даже во Львове не били. И даже не запрещали между собой говорить по-русски. И проч. и проч. и проч.
Украина - государство, которое имеет, как минимум два этнических ядра. Впрочем, после всех событий можно предположить, что реально крупных ядер там значительно больше. Галиция, Северо-Восточная Украина, Донбасс, Одесса, Крым. Впрочем, суть не в этом. Управление многонациональным государством заметно отличается от управления мононациональным. Но именно это и не было учтено.
Видимо, не всем дано уметь управлять многонациональной страной. Тут нужно иметь особые качества и умения. И они должны быть не у отдельных лиц, а у большой группы населения, которая претендует на роль стержня государства. Галичане, этих навыков явно не имели. Вообще, галичане напоминают бедняка, внезапно получившего огромное наследство, и пустившегося во все тяжкие. При правильном подходе это наследство обеспечило бы его и детей на всю жизнь, но он так не может. Его подсознательное стремление - все прогулять и вернутся к его привычному, комфортному, нищему состоянию. Тогда он заживет спокойно, вспоминая с ностальгией о временах бурной молодости.
В постсоветских государствах был очень популярен антисоветизм, который имел там тенденцию перерастать в прямую русофобию. Галичане имели самый большой и самый близкий по времени опыт борьбы с СССР. В Прибалтике все было гораздо слабее, а в Средней Азии все кончилось намного раньше. Кроме того, на Украине было немало русских. В общем почва была перспективная. Они были более сплоченными и мотивированными, чем кто бы то не был на Украине и вскоре стали одерживать победу за победой. Власть стала с ними считаться, они получали все больше прав и привилегий. При этом они все активнее использовали русофобию и стали совершенно презирать иных людей. Фактически, они никого не учитывали как серьезного противника. Лишь как повод для мобилизации.
Проходило время. История Украины и межнациональных взаимоотношений там дала бы тему куче диссертаций, но они еще не написаны. Поэтому подробностей мы касаться не будем. Во время нового майдана они использовали свои возможности и способности по максимуму. Видимо, это был звездный час. Ими были использованы все возможности для мобилизации. Но на их беду, эти возможности были, слишком часто, русофобские. Слишком много они кричали: "Кто не скачет, то москаль!", "Москаля на гиляку!" и проч. Массу галичан абсолютно не волновало мнение об этом русских. Они их не считали за серьезного противника, и соответственно за людей. Впрочем, иногда они спохватывались, и объясняли, что под москалем они имеют ввиду не всех русских, а ---- (нужное вписать). Они не учли, что в данном случае не важно, что имели в виду они сами. Важно как их поняли. А поняли их как и следовало.
Американцы майдан поддержали. И это не удивительно. Дело даже не в каких-то закулисных связях. Просто американцы не могут выступить против демократии. Они всегда будут за демократию. Так устроена их страна, их общество, их элита. Американцы могут бомбить и обстреливать только недемократические страны и режимы. И ничего не могут сделать против демократических. Сначала они должны доказать себе и всем своим, что этот режим недемократический, а только после этого уже могут бомбить. В результате, если кто не хочет вражды Америки и их военного вмешательства должен доказать американскому обществу, что он демократ. Тогда он в сравнительной безопасности и даже может рассчитывать на поддержку.
Необходимо заметить, что на Майдане галицийские националисты сработали выше всяких похвал. Они не только победили. но и создали красивую легенду, красивые образы, отличные символы. Их революция была уникальна. В первый раз ударной силой послужили фанаты, уличные хулиганы и субкультуры. Ничего подобного никогда не было. И видимо, уже не будет. Все подражатели будут посрамлены. Автор уверенно предсказывает, что все их подражатели в России скоро окажутся на свалке истории. Если вы увидите, что-нибудь с названием напоминающим Правый Сектор (Русский Правый Сектор, Правый Русский Сектор и проч.) - бегите от них подальше. Ничего толкового из этого не выйдет. И даже среди тех, кто рядом находится, ничего толкового, скорее всего не будет. Впрочем, мы забежали вперед. Кроме достижений были и существенные ошибки. Но это стало ясно лишь впоследствии.
Когда к власти пришли большевики, то первые их декреты вошли в историю. Мир - народам, Земля - крестьянам, Фабрики - рабочим. Даже если бы их перебили бы на следующий день, они бы уже произвели впечатление на всю Россию, а их сторонники имели бы впечатляющую репутацию. А что первым делом сделали правые Украины? Накосячили с вопросом о языке! Потом они попытались поправиться, но уже было поздно. Украина встретила их по первому впечатлению и проводит по уму, о котором она уже сложила впечатление.
И впечатление было такое, что они начали стремительно просирать все полимеры. Предварительно, нужно заявить, что они их просирать начали самостоятельно, когда оказались отодвинуты от победы. Это здорово уронило их в глазах всех. Хотя есть шанс, что они еще попытаются что-то сделать (штурмовать Раду, взять власть или что иное).
А чего стоит история с памятниками Ленину? Эти памятники не всем нравятся и их можно было убрать достаточно спокойно, системно, учитывая интересы местных жителей. Но именно этого они и не хотели. Они хотели продемонстрировать свое превосходство. Свое презрение к "совкам" и "москалям". При определенных обстоятельствах это могло сойти им с рук, но тут явно оказались другие обстоятельства. Сначала все смеялись на дедушкой плачущим после разрушения памятника Ленину. Потом стали смеяться над жителями Юго-Востока, которые "вместо того, чтобы бороться за власть" начали объединятся для защиты памятников Ленину. А потом ... перестали смеяться. Уровень самоорганизации русских пошел дальше. Сейчас уже все забыли про эти памятники. Давно уже ничего не слышно. Потому что эти памятники были для всех лишь символом. Для одних символом власти и унижения противника. Не было бы памятников Ленину - нашли бы что другое поломать. Для других - символом права жить как они сами хотят.
После революции всегда идет демонтаж системы и определенный вакуум власти. И этим всегда могут воспользоваться разные силы. И этим воспользовались силы, которых галичане в последние годы презирали. Россия и русские. Больше всех русских в Крыму, и первые события начались там. Важнейшие подробности их скрыта за семью печатями, но общие тенденции ясны. Всем было известно, что масса крымчан хочет присоединения к России. А России он был нужен как геополитический объект. Это давало возможность получить массу дивидендов внутри страны, и дать укорот новой киевской власти. Причем, больших внешнеполитических проблем не ожидалось. Так и вышло.
Для Украинцев это был шок. За что? Ведь они же таких хорошие, демократичные, добрые, милые. Они кричали: "Москалей на ножи!", но ведь под москалями они имели в виду --- (нужное вставить). И русских они же не начали убивать! И даже за разговоры на русском не бьют. И по языку обещают принять закон получше. И проч. и проч. и проч. Но, масса жителей Украины уже сделала вывод о новой власти и ее сторонниках. Крым ушел. Причем в Крыму начал складываться антиобраз, антилегенда, антисимвол. На февраль галичане имели подавляющее превосходство в образном мире. Небесная сотня, майдан и проч. все это было невероятно ярко и впечатляюще. Противопоставить им было просто нечего. Казалось что это превосходство будет вечным, или, по крайней мере, очень долгим. Русские использовали российский флаг, георгиевские ленточки, военные песни, но все это было не то. Но внезапно все сломалось. Русские образы начали ломать Украинские. Прокурорша Поклонская, вежливые люди, эпопея с захватом кораблей и многое другое. Это было не подражание майдану, и даже не сознательное отрицание. Все это получилось само собой. По партизански, без подготовки. Сила силу ломит? Что сломало галицийский образный ряд? Сила русской культуры? Русского менталитета? Тут вопрос к специалистам.
А потом начался Донбасс. Он создает свой образны ряд. Совершенно противоположный майдановскому, но и отличающийся от крымского. Впрочем, он становится не менее эффектным. Образ брутальный и твердый.
У украинцев был шанс сохранить Украину как целостность, более того, у них был шанс сделать майдан местом рождение украинской политической нации. Политической нации имеющей несколько этнических ядер. Но они этого не только не сумели, у них даже мысли подобной не возникло. Если бы они смогли остановить русофобию на майдане, если бы сразу предприняли необходимые политические шаги. То все было бы возможно. Захватив власть, они могли бы первыми же декретами дать надежные права русскому языку и русским регионам. Это был единственный и достаточно надежный способ сохранить Украину и укрепить ее на долгие годы. Никто бы тогда не ушел, и не возмущался против их власти. Но это им в голову не пришло. Русских, видимо, они не считали за полноценных людей.
Когда начались волнения в русских регионах, они не смогли признать свои ошибки. И начали искать происки вражеских шпионов. В Донбассе их до сих пор ищут.
Начало
http://bigfrol.livejournal.com/129925.html http://bigfrol.livejournal.com/132652.html