Представлени о материнстве в раннестюартовском обществе

Jun 06, 2006 19:51

Главным показателем значимости социального опыта женщины в стюартовском
обществе было исполнение ею патриархальных обязанностей, а влиятельность
женщины определенной социальной группы во многом зависела от соответствия
ее поведения традиционным гендерным стереотипам. Нарушение общепризнанных
границ гендерного поведения со стороны женщин воспринималось как нарушение
социальных устоев и вызывало осуждение со стороны общества. Соответствие же
гендерному статусу в его патриархальной трактовке воспринималось в
стюартовском обществе как необходимое условие соответствия нормам
христианской морали и представлениям об организации социального порядка.

Господство биологических детерминант в описаниях женского пола и
ограничение социальных возможностей женщин детородной и хозяйственной
функциями приводило к тому, что гендерные характеристики признавались
главными и исчерпывающими критериями ее социального поведения. Можно
полагать, что для современников стюартовской эпохи не существовало жесткого
разграничения социального статуса женщины и ее гендерной роли. Женское же
общество описывалось не иначе, как путем перечисления тех ролей, которые
делегировались женщинам со стороны патриархального общества. «…Пэры могли
бы рассматривать женщин как правителей и подданных при дворе, в городах, в
поместьях…», а также могли бы расценивать их как «девственниц, весталок,
жен, вдов, крестьянок, графинь, землевладелиц, знатных леди, служанок…».[1]

Среди прочих социальных ролей женщины высшая ступенька женского опыта
отводилась материнству. Социально одобряемая и религиозно освященная роль
матери была показателем социальной значимости и востребованности женщины.
Обязанности матери слагались из повседневной заботы о духовных и физических
потребностях детей. Первейшей обязанностью матери Томас Тейлор, известный
протестантский проповедник, называет кормление младенца грудью, отказ от
кормления - есть не только неестественная, но и безбожная практика. Вторая
не менее важная задача матери - воспитание детей в послушании и набожности,
прежде всего за счет личного примера и ежедневных наставлений о
необходимости преданного служения Богу. Мать обязана сообразно возрасту
ребенка и с наибольшей любезностью управлять своим ребенком, обучить его
молитвам и умению подчиняться власти старших.[2] Уильям Гау, автор
известного трактата по управлению хозяйством, указывал на то, что женщины
обязаны ежедневно читать для детей Библию и учить их тому же.[3]

Плодовитость матери и здоровье потомства были предметами действительной
гордости женщины любого социального ранга. Констатируя этот факт, леди
Маргарет Кавендиш (1623 - 1673) отмечала, что вопрос рождения детей для
большинства женщин - это прежде всего вопрос женского достоинства. В
представлениях современного М. Кавендиш общества «постыдно быть старой
девой или же бесплодной, поскольку уже во времена Христа было крайне
постыдно не иметь детей, поэтому большая часть девиц и замужних дам желают
иметь мужей и детей на любых условиях».[4]

Рождение ребенка - событие исключительной значимости, связанное с
божественной волей и милостью. Леди Эгертон, графиня Бриджуотер (1623-1661)
в своей молитве на время родовых схваток, обращаясь к Господу, просила о
том, чтобы ее дитя появилось на свет без каких-либо повреждений, что стало
бы свидетельством высочайшей милости Бога.[5] Леди Анна Клиффорд (1598 -
1676), как и многие образованные современницы, записывала факты рождения
детей, внуков и даже правнуков. Увеличение численности потомства она
воспринимала с исключительным чувством гордости, тяжело переживала неудачи
своих потомков, их болезни и смерть. Сама леди Анна Клиффорд была матерью
двух дочерей леди Маргарет (1614-76) и леди Изабеллы (1622-61), и пятерых
сыновей, которые умерли в младенческом возрасте.

Леди Маргарет Кавендиш полагала, что женщина, рождая потомство, сохраняет
благородное имя семьи, и таким образом, является хранительницей традиции. С
рождением же ребенка основная задача матери - его воспитание с целью
всеобщего улучшения нравов. Леди Маргарет Кавендиш на протяжении всей жизни
оставалась бездетной, свои представления о материнстве она черпала из опыта
собственной матери Элизабет Лукас. Из кратких автобиографических сведений
леди Маргарет отчетливо видно, что в ее понимании важнейшими компонентами
материнства можно назвать заботу о воспитании, здоровье и обеспечении
детей.[6]

Материнские чувства и эмоциональные связи с детьми были частью личных
переживаний женщины, отражавших организацию ее приватного мира. Однако
социальные возможности статуса матери не исчерпывались тем, что
женщина-мать обладала социально признанной позицией в рамках семьи.
Английские аристократки умело использовали возможности статуса матери в
сфере публичных отношений.

Будучи вдовами, женщины нередко становились опекунами своих наследников и
младших детей, получая таким образом доступ к регулированию вопросов
наследования и распределения собственности. Леди Маргарет Рассел, вдова
Джорджа Клиффорда, 3-го графа Камберленда, выступила в качестве опекуна
своей дочери леди Анны Клиффорд и начала судебную тяжбу от имени дочери
из-за наследства Клиффордов. Одной из важных причин решительности и
непримиримой позиции леди Маргарет в период тяжбы, было ее желание
закрепить свои права в Вестморленде, земли которого составляли ее «вдовью
долю».[7]

Нередко материнские чувства становились предметом манипуляции и давления
при рассмотрении вопросов брачной политики, наследования, при установлении
контроля за поведением женщины в публичной сфере. Известно ультимативное
требование супруги Якова I Анны Датской об обязательном возвращении ей
возможности общения и воспитания сына Генри, в противном случае Анна
Датская отказывалась покидать Шотландию и переезжать в Лондон в качестве
королевы Англии.[8]

Попытки закрепить материнское влияние в процессе воспитания ребенка,
сохранить материнский опыт находили выражение в Советах и наставлениях,
которые современницы адресовали своим детям, или же в рекомендациях,
которые предлагались представительницам женского пола.

Обширная панорама материнского опыта предстает в женских Советах. На
протяжении XVII века было опубликовано более тридцати материнских Советов,
семь из которых были изданы впервые.[9] Обсуждая понятие материнского
долга, женщины сами признавали эти обязанности в качестве основополагающих
в организации социального опыта женщины. Требование исполнения материнского
долга было одним из основных в размышлениях графини Линкольн, которая
выступила с осуждением того, что многие ее современницы отказываются
кормить своих младенцев грудью, а предают их няням и кормилицам. Женщины
аристократического круга настолько невежественны, что верят предрассудкам,
будто бы кормление грудью разрушает здоровье матери. Графиня убеждает
знатных женщин в том, что только они сами материнской любовью сумеют
обезопасить жизнь своих новорожденных детей.[10]

Повседневная сторона материнского опыта нередко ускользала от взгляда
авторов морализаторских трактатов, рождение же и воспитание детей
оставалось делом крайне хлопотным и небезопасным для здоровья матери.

Герцогиня Ньюкасл в "Письмах Общения" рассматривает многие повседневные
стороны материнского опыта. Она размышляет о том, что ее современницы
забывают об истинном предназначении материнства и совершают многочисленные
ошибки, исполняя свои материнские обязанности. Так, чрезмерные волнение
женщины по поводу пола ребенка, переживание изменений в своем организме,
боязнь родов, неумение сдерживать свои эмоции и аппетиты во время
беременности, увлечение подготовкой вещей для новорожденного, а также
планирование жизни ребенка без учета его склонностей и предпочтений и
забвение своих обязанностей воспитателя - все это свидетельствует о том,
что большинство английских аристократок не осознают истинного назначения
материнства и достойны критики.[11]

Понятие материнского долга - неизбежный атрибут любого нравоучительного
текста по вопросам воспитания женщины и организации ее социального опыта. В
семейных отношениях это понятие скорее восполнялось развитием чувственных
отношений и значимостью эмоциональных связей родителей и их детей. Нередко,
представляя материнский опыт женщин раннего нового времени, исследователи
обращаются к текстам биографического, мемуарного плана, которые максимально
отражают эмоциональную атмосферу семейных отношений,[12] что позволяет
отвести некогда распространенные представления о крайне скудном
эмоциональном общении родителей и детей в период раннего нового
времени.[13]
------------------------------------
Буланакова М. А. - аспирант кафедры истории средних веков исторического факультета СПбГУ

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Henderson K.U. & McManus B. F. Half Humankind: Contexts and Texts of
the Controversy About Women in England, 1540-1640. Chicago & Urbana, 1985.
P.26.

[2] Ibid.

[3] Цит. по: Amussen, S. Dwyer. An Ordered Society: Gender and Class in
Early Modern England. N.Y., 1988. P. 40.

[4] CCXI Sociable Letters, Written by the Thrice Noble, Illustrious and
Excellent Princess, the Lady Marchioness of Newcastle. L., 1664. P. 184.

[5] Цит. по: Women’s Worlds in Seventeenth-century England. A Sourcebook /
Ed. by P. Crawford and L. Gowing. L. & N.Y., 2000. P. 20.

[6] A True Relation of the Birth, Breeding, and Life of Margaret
Cavendishe, Duchess of Newcastle / The Lives of William Cavendishe, Duke of
Newcastle and his Wife…L., 1871. Pp. 268-271.

[7] Spence R.T. Lady Anne Clifford. Countess Pembroke, Dorset and Mongomery
(1590-1676). Sutton Publishing. 1997. P. 40-44.

[8] Ethel Carleton Williams. Anne of Denmark wife of James VI of Scotland:
James I of England. L., 1970. P. 58-74.

[9] Crawford P. Women’s Publishing writings 1600-1700 // Women in English
Society 1500-1800 / Ed. by M. Prior. L., 1985. P. 269.

[10] The Countess of Lincoln’s Nursery // The Harlein Miscellany: or, a
Collection of Scarce, Curious, and Entertaining Pamphlets and Tracts. Vol.
IV. L., 1744. P. 25-31.

[11] Sociable Letters…P. 94-97.

[12] См. например: English Family Life, 1576-1716. An Antology from Diaries
/ Ed. by R. Houlbrook. L.,1989.

[13] Проблема детства и эмоциональных отношений в семье раннего нового
времени активно обсуждалась европейской историографии в 70-е г.г.
Выделяются работы Pollock L. Forgotten Children. Cambridge UP, 1983; Арьес
Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.
Previous post Next post
Up