Про самосознание с точки зрения нейрологии

Apr 30, 2016 18:03

Оригинал взят у mr_bison в Про самосознание с точки зрения нейрологии
Тут для одной из глав многострадального НФ "Миррского цикла" понадобилось углубиться в теорию самосознания (чем мы хуже Питера Уоттса с его "Ложной слепотой"? Причем с его идеей относительно сознания я в корне не согласен - слишком сложная это имхо штука, чтоб не только не иметь функциональности, но и еще быть обузой для выживания ). Порылся я в специальной литературке нашел много интересного, но меньше чем хотелось бы. В особенности мало цельных теорий сознания. Пришлось в общем быстренько состряпать свою. Но хз насколько она ужасна с точки зрения нейрологов и других соответствующих специалистов. Здесь такие явно есть - помогите, кто чем может, подскажите не совсем ли это полный бред с точки зрения современной науки. Оно фантастика фантастикой, но совсем полной чуши писать не хочется.

Собственно типа теория.
----------------------------------

Сознание и внимание - сообщающиеся сосуды
Внимание - выделение расчетных мощностей мозга на некую конкретную задачу. Чем больше расчетных мощностей используется для одной специфической задачи - тем сильнее внимание. Тем медленнее идут расчеты для других задач, поскольку на них остается меньше ресурсов.
Внимание не тождественно сознанию - это доказано. Они могут быть разделены в экспериментах. Есть научные статьи об этом http://www.scholarpedia.org/article/Attention_and_consciousness
Сознание - imho самоконтроль выполнения чего-либо мозгом. Т.е. каждый шаг перепроверяется мозгом на соответствие текущим ожиданиям и при отклонении делается поправка. Перманентная перепроверка отъедает значительные расчетные ресурсы мозга. Соответственно сознательное выполнение каких-то действий должно идти медленнее, чем бессознательное. Зато в них можно вносить правки прямо по ходу выполнения.
Сознание может использоваться для создания правильного шаблона поведения. Это фактически обучение. Сначала мы учимся чему-то медленно, контролируя сознательно каждое движение (езда на велосипеде, например), но по мере достижения необходимого соответствия ожиданиям, мы начинаем делать это все быстрей. Шаблон твердеет и постепенно уходит в сферу бессознательного. Мы уже не контролируем процесс выполнения шаблона и поэтому он выполняется намного быстрее.
И внимание и сознание отбирают расчетные ресурсы мозга. Внимание - на выполнение некой специфической задачи. Сознание - на постоянный контроль выполнения. Поскольку ресурсы мозга ограничены, то внимание и сознание это сообщающиеся сосуды. Если почти все ресурсы уходят на контроль и осознание - на внимание почти ничего не остается. Человек погружен сам в себя. Но поскольку сознание это контроль действий, а при перегруженности расчетных мощностей мозга контролем, почти никакие действия не выполняются получаем при практически полной осознанности субъективное ощущение бессознательности. Медитация? Состояние просветления?
Если почти все ресурсы уходят на выполнение некоей специфической задачи - на осознание ресурсов почти не остается. Самосознание в этот момент почти исчезает. Зато скорость выполнения задачи значительно возрастает. Состояние "Потока"? Можно попытаться лишь осознать свои действия ретроспективно, вызвав их в памяти, но и память будет намного слабее, так как при сознательных действиях вероятно производится двойная запись - выполнения самого действия и его контроля. Имея две записи легче восстанавливать полную картину.
Но если выполнение некоей специфической задачи требует не только высоких расчетных мощностей, но и дополнительного контроля, т.к. шаблон выполнения еще не создан или в виду сложной и изменчивой информационной обстановки не может быть создан вообще, то расчетные мощности делятся пополам между вниманием и осознанием.
Суммарно наш интеллект это далеко не только сознание. Сознание это только фиксация состояния мозга передающееся для обработки все в тот же самый мозг. Рекурсия. Вспомним знаменитый эксперимент с решением какую кнопку нажать, когда решение принимается намного раньше, чем человек его осознает . То есть эксперементатор следящий за работой мозга подопытного может раньше него самого знать о его выборе. Осознание лишь запаздывающий слепок работы мозга, используемый для будущего контроля дальнейших действий самим же мозгом. Наше сознание не принимает решений - это иллюзия. Но оно необходимо для успешного обучения сложным навыкам, когда поначалу требуется многократная корректировка действий в процессе их выполнения. А в некоторых сложнопредсказуемых ситуациях требующих постоянного контроля и рефлексии сознание требуется практически всегда - например, вербальное социальное взаимодействие. Очень сложно содержательно общаться с кем-то находясь в бессознательном состоянии.
Поскольку сознание это контроль, то оно должно иметь доступ ко множеству разделов головного мозга одновременно и его мощь должна усиливаться как раз в моменты, когда усилия мозга (внимание) не уходят на некую специфическую ресурсоемкую задачу.
Соответственно под нейросеть ответственную за сознание в мозге лучше всего подходит Сеть пассивного режима работы мозга она же Default mode network
Предположительно способность к сознанию возникла из способности к подражанию (зеркальные нейроны), которая впоследствии в результате развития социального интеллекта переросла в "Theory of mind", то есть способности предсказывать поведение другого человека и ставить себя на его место. Предположительно те же инструменты мозга, которые направлены на предсказание поведения другого человека, могут быть направлены мозгом на изучение самого себя. Конечно, по умолчанию предсказание собственного поведения причем задним числом само по себе бессмысленно и является лишь разбазариванием ресурсов. Но если использовать его для контроля, как например используют зеркало танцоры и спортсмены для отработки движений, то оно может приносить пользу при обучении. Можно предположить, что сознание фактически и является подобным зеркалом. Конечно наблюдение за собой в зеркале параллельно с выполнением движений замедляет процесс, зато позволяет выполнять дополнительную проверку соответствия движений заданным ожидаемым результатам.

И это еще не все. Быстрое выполнение задачи хорошо, когда ты делаешь ее для себя. Если же тебе нужно например обучить навыку своего детеныша, то задачу нужно выполнять сначала медленно и демонстративно. Так тренер по борьбе поначалу не демонстрирует молниеносные броски, такие быстрые, что уследить за его движениями почти невозможно, а специально замедляет свои движения. Демонстрирует их. То есть при обучении учителю необходим ментальный тормоз, который позволял бы выводить заученный навык из быстрой сферы бессознательного. Сознание, тормозящее процесс выполнения идеально для этого подходит. Его недостаток становится силой. Навыки социального обучения важнейшая вещь.

Приматолог Уильям Мак-Грю описывает такой эпизод197: “дочь самки Ричи по имени Нина попыталась разбить орех самостоятельно. При этом она использовала тот единственный камень, который ей удалось найти неподалеку. По своей форме камень не выглядел слишком подходящим для поставленной задачи. В попытках добиться желаемого Нина 14 раз меняла позу и около 40 раз - положение камня в своей руке. Кроме того, она изменяла положение ореха и даже пыталась попробовать свои силы на другом орехе. Все это продолжалось 8 минут - до тех пор, пока на месте действия не появилась Ричи.
  Нина сразу же отдала камень ей. Самка-мать уселась напротив дочери и начала очень медленно и демонстративно поворачивать камень в своей руке в положение, оптимальное для точного удара. Специально следует подчеркнуть, что это простое действие заняло целую минуту. Вслед за этим Ричи разбила 10 орехов подряд, скормив дочери 6 целых ядер и по кусочку от остальных четырех.
  Покончив с этим важным делом, Ричи удалилась, а Нина возобновила свои упражнения. За 15 минут она разбила 4 ореха. Каждый раз, когда обезьяна испытывала очередные трудности, она меняла позу (18 раз) и поворачивала орех, но ни разу не изменила положение камня в своей руке. “Молоток” все время удерживался ею именно так, как его до этого держала Ричи”.
  Такая передача навыков орудийной деятельности порождает существование разных традиций в разных сообществах шимпанзе. Так, шимпанзе Танзании удят термитов стеблями и травинками, разбивают орехи камнями, собирают воду губкой, шимпанзе Камеруна (Рио-Муни) удят термитов палками и ветками, но сбора воды при помощи губки и разбивания орехов у них не зафиксировано
"Происхождение языка: Факты, исследования, гипотезы"

-----------------------

Везде, где нет ссылок, это сугубо мои измышления. Может ссылок кто подбросит на статьи или книги по теме? Или подскажет чего.

Previous post Next post
Up