Тему бесчинств частей РККА на оккупированных территориях в период Второй Мировой войны поднимали в западном киноискусстве неоднократно разные народы. Как правило те, кто опробовал на себе тяжесть "комиссарского тела". Наиболее болезненной остается, разумеется, тема изнасилований - в Европе "нашествие варваров", видимо, до сих пор вызывает паралитический шок. Такие фильмы есть у финнов (Дорога на Рукиярви, Очищение), у немцев (Жестяной барабан, Анонима), теперь вот появился у поляков. Тенденция, однако.
Речь идет о картине "Роза" - мрачном, почти апоклиптичном повествовании о судьбе народа мазур - польских пруссаках, которые по итогам ВМВ-2 оказались на аннексированной в пользу Польши территории.
"Роза", конечно, не только о том, что Красная армия насилует все что движется. Режиссер Войцех Смажовски, который эстетически крайне напоминает нашего Балабанова, раздает на орехи всем.
- немцам, которые тоже насилуют и расстреливают, правда, куда в меньшей степени чем "красные освободители".
- полякам, которые компенсируют на мазурах свои имперские комплексы и шестерят перед "советскими товарищами".
- достается и местному маленькому человеку, который ради "стабильности" идет на перманентные компромиссы с совестью.
В фильме много иных смыслов:
- оказывается в Польше в поствоенное время шла, по сути, другая война - гражданская. Местные красные по полной отыгрываются на белых из Армии Крайовой.
- оказывается в РККА на оккупированных территориях образовывались деклассированные стихийные банды мародеров, которых высокое начальство уже было не в состоянии контролировать. Они представляли главную опасность для местного населения.
- оказывается и среди русских оказываются достойные люди, с вполне европейским мышлением и с европейскими же лицами. Только их почему-то ничтожно мало.
- самое страшное на войне - беззащитность. И самое страшное для гражданского - человек с ружьем. Этот фильм - гимн гражданскому оружию на страже личного достоинства и частной собственности и одновременно отповедь "военному человеку", теряющему человеческий облик.
- на примере трагической судьбы главной героини (Розы) Смажовски проецирует судьбу малого народа мазур. Проклятого и забытого.
- очевидно, что поляки не допустят повторения у себя красного кошмара. Муж Розы, поляк Тадеуш - это пример прям-таки нездешней стойкости и почти мифического героизма ("Ты не для этого мира" - как говорят ему его враги). Гнется, но не ломается.
Смажовски - один из самых жестких современных польских режиссеров. Слабонервным "Розу" не стоит смотреть. Однако, для тех кто, наконец, хочет понять почему "нас не любят" народы, которых мы мучительно "освобождали", этот мощнейший фильм обязателен к просмотру. Потому что именно шок порой несет спасительный терапевтический эффект.
К слову,"Роза" получила почетного Орла как лучший польский фильм в 2012 году (и еще кучу других призов).