Ослунд пишет, что после многолетнего перерыва летом прошлого года принял участие в очень представительной по количеству участников конференции на тему шведской экономики и был поражен, насколько общая концепция сместилась вправо в направлении свободного рынка. По его словам, примкнули даже социал-демократы, которые теперь «атакуют» правительство с правого фланга, ратуя за улучшение делового климата и, по-видимому, забыв требования о восстановлении социальных пособий. В одном из недавних исследований независимого британского Института по экономическим вопросам был сделан вывод, что успех Швеции изначально был обусловлен именно преимуществами свободного рынка.
С 1850 по 1950 год рост производительности в Швеции был самым высоким в мире. Великолепные экономические результаты в 1970-м году вывели страну на четвертую строчку самых богатых в блоке ОЭСР. Вековой подъем на базе свободного предпринимательства принес благосостояние. И это трудно доставшееся богатство обеспечивало «подушку», которая помогает сгладить отрицательные эффекты запредельных налоговых ставок и социальных программ. Но к 1995 году Швеция скатилась во второй десяток, и это был самый резкий спад среди экономически благополучных стран.
Швецию до сих пор многие воспринимают как жестко регулируемое социальное государство, но за последние два десятилетия страна изменилась, пишет Ослунд. Масштабы госрасходов сократились - не менее чем на 20% ВВП, налоги снизились, рынки стали более открытыми. Такая же ситуация в других скандинавских странах, а также в Прибалтике и Польше. Но нигде разворот не был таким резким, как в Швеции.
После кейнсианского финансового и монетарного стимулирования в 1970-80-ые годы, обернувшегося инфляцией, девальвациями и замедлением роста, шведы верят в финансовую дисциплину. Высокий уровень госдолга и бюджетный дефицит, особенно в таких масштабах, как в США, их пугает, утверждает Ослунд.
Швеция изменила курс, столкнувшись с разрушительными последствиями такой экономической политики, пишет обозреватель Forbes. История шведского эксперимента заканчивается благополучно. Сегодня Швеция и Германия - самые успешные государства в Европе с правоцентристской властью.