В отличие от ряда экспертов, считающих
затею Минкульта малосерьезной и «факультативной», мы рассматриваем пресловутый «список 100 фильмов» как пропагандистский документ, направленный не только для рекомендаций школьникам, но и предполагающий, что предложенные картины будут регулярно заполнять телеэфир и составят основной костяк телевизионной киноротации. Т.е. воспитательный эффект будет преподаваться не только в школах, а в том числе посредством ТВ.
Наш альтернативный список 100 фильмов наконец готов. От официального он отличается где-то на 70-75%.
Мы стремились включить в список те фильмы, которые:
1) стимулируют полемику и заставляют думать - т.е. предлагают неоднозначный взгляд на те или иные события.
2) воспитывают вкус и понимание качества кинопродукта (вот почему в нем присутствуют некоторые откровенные жанровые картины без ярко выраженного «воспитательного» эффекта). Конечно здесь нельзя избежать собственно вкусовщины, но откровенной халтуры или конъюнктурщины мы старались избежать.
3) ставят на первый план актуальные социальные вопросы, в первую очередь - это взаимоотношения личности и социума, ощущение гражданственности, взаимоотношения индивидуума и государства, проблемы взросления, семьи, межличностных отношений.
4) адекватно смотрятся и воспринимаются с позиций сегодняшних.
5) незаслуженно забыты и редко (или совсем не) демонстрируются по официальному ТВ.
Мы полностью решили отказаться от немой «киноклассики», номенклатурного официоза в лице эйзенштейнов и роммов, бравурных псевдоатриотических поделок и ряда кинолент, которые, как кажется, попали в список «по блату» и за «былые заслуги», и которые потеряли свою былую актуальность.
Раздел военного кино мы дополнили лентами, где преобладают не вихри яростных атак, а тяготы войны и солдатский быт, нестандартный взгляд на историю. Необходимо донести до молодого зрителя, что события Второй Мировой - величайшая трагедия, где чудовищное количество жертв заставляет задуматься, наконец, о необходимости демилитаризации русского сознания. Среди таких лент - Торпедоносцы, Порох, Последний бой майора Пугачева.
Мы добавили фильмы об интеллигенции (Тот самый Мюнхаузен, Полеты во сне и наяву, ) о русских ученых (Михайло Ломоносов, Николай Вавилов), о проблемах семьи (Старший сын, Родня)
Мы существенно расширили пространство «перестроечного кино», лучшего периода в истории отечественного кинематографа.
Мы рекомендуем к просмотру целый ряд фильмов, высочайших художественных качеств, которые ныне практически забыты.
Это потрясающие картины о сталинском времени - камерные драмы Защитник Седов, Кома, Ад или досье на самого себя, Прощай, шпана замоскворецкая.
Это лучший антинаркоманский трип всех времен и народов - Трагедия в стиле рок под саундтрек Сергея Курехина. Это лучшая экранизация прозы Виктора Астафьева - пронзительная «околовоенная» драма Звездопад. Это совсем несоветский взгляд на послевоенное советское время - эстонский эпос Гнездо на ветру. Это превосходная антиклерикальная драма Грещница. Это лучшая экранизация прозы Лескова - Драма из старинной жизни.
Это, наконец, фильмы общеизвестные, любимые, но по каким-то причинам не попавшие в официальный список. Вероятно, потому что в них ставится под сомнение авторитет и непререкаемость власти, государства, и на первый план выходит судьба Человека.
1. Ад или досье на самого себя (реж. Геннадий Беглов, 1989)
2. Андрей Рублев (реж. Андрей Тарковский, 1969)
3. АССА (реж. Сергей Соловьев, 1987)
4. Афоня (реж. Георгий Данелия, 1975)
5. Бакенбарды (реж. Юрий Мамин, 1990)
6. Брат (реж. Алексей Балабанов, 1997)
7. Бег (реж. Александр Алов\Владимир Наумов, 1970)
8. Вам и не снилось (реж. Илья Фрэз, 1980)
9. Вий (реж. Константин Ершов, Георгий Кропачев, 1967)
10. Возвращение (реж. Андрей Звягинцев, 2003)
11. Восхождение (реж. Лариса Шепитько, 1976)
12. Вечный муж (реж. Евгений Марковский, 1990)
13. Гамлет (реж. Григорий Козинцев, 1964)
14. Гнездо на ветру (реж. Олав Неуланд)
15. Грачи (реж. Константин Филатов, 1982)
16. Город мастеров (реж. Владимир Бычков, 1965)
17. Грешница (реж. Федор Филиппов, Гавриил Егиазаров, 1962)
18. Город Зеро (реж. Карен Шахназаров, 1989)
19. Деловые люди (реж. Леонид Гайдай, 1962)
20. Дети чугунных богов (реж. Томаш Тот, 1993)
21. Драма из старинной жизни (реж. Илья Авербах, 1971)
22. Доживем до понедельника (реж. Станислав Ростоцкий, 1968)
23. Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен (реж. Элем Климов, 1964)
24. 10 негритят (реж. Станислав Говорухин, 1987)
25. Жизнь Клима Самгина (реж. Виктор Титов, 1988)
26. Звезда пленительного счастья (реж. Владимир Мотыль, 1975)
27. Защитник Седов (реж. Евгений Цымбал, 1988)
28. Зеркало для героя (реж. Владимир Хотиненко, 1987)
29. Зеркало (реж. Андрей Тарковский, 1974)
30. Звездопад (реж. Игорь Таланкин, 1981)
31. Из жизни Федора Кузькина (реж. Станислав Ростоцкий, 1989)
32. Иваново детство (реж. Андрей Тарковский, 1962)
33. Куколка (реж. Исаак Фридберг, 1988)
34. Крепкий мужик (реж. Валерий Смирнов, 1991)
35. Кома (реж. Нийоле Адоменайте, Борис Горлов, 1989)
36. Кин-дза-дза (реж. Георгий Данелия, 1986)
37. Калина красная (реж. Василий Шукшин, 1973)
38. Крылья (реж. Лариса Шепитько, 1966)
39. Легко ли быть молодым (реж. Юрис Подниекс, 1986)
40. Легенда о Тиле (реж. Александр Алов\Владимир Наумов, 1976)
41. Левша (реж. Сергей Овчаров, 1987)
42. Летят журавли (реж. Михаил Калатозов, 1957)
43. Макаров (реж. Владимир Хотиненко, 1993)
44. Маленькие трагедии (реж. Михаил Швейцер, 1979)
45. Мой друг Иван Лапшин (реж. Алексей Герман, 1984)
46. Моонзунд (реж. Александр Муратов, 1987)
47. Михайло Ломоносов (реж. Александр Прошкин, 1986)
48.Мертвые души (реж. Михаил Швейцер, 1984)
49. Николай Вавилов (реж. Александр Прошкин, 1991)
50. Никто не хотел умирать (реж. Витаутас Жалакявичус, 1965)
51. О бедном гусаре замолвите слово (реж. Эльдар Рязанов, 1980)
52. Окраина (реж. Петр Луцик, 1998)
53. Оно (реж. Сергей Овчаров, 1989)
54. Пацаны (реж. Динара Асанова, 1983)
55. Полеты во сне и наяву (реж. Роман Балаян, 1983
56. Последний бой майора Пугачева (реж. Владимир Фатьянов, 2005)
57. Плюмбум или опасная игра (реж. Вадим Абдрашитов, 1986)
58. Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (реж. Игорь Масленников, 1979-1986)
59. Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (реж. Станислав Говорухин, 1981)
60. Приключения принца Флоризеля (реж. Евгений Татарский, 1979)
61. Пиковая дама (реж. Игорь Масленников, 1982)
62. Прощай, шпана замоскворецкая (реж. Александр Панкратов, 1987)
63. Подранки (реж. Николай Губенко, 1976)
64. Порох (реж. Виктор Аристов, 1985)
65. Повторная свадьба (реж. Георгий Натансон, 1975)
66. Проверка на дорогах (реж. Алексей Герман, 1971)
67. Пешаварский вальс (реж. Тимур Бекмамбетов, Геннадий Каюмов, 1994)
68. Пыль (реж. Сергей Лобан, 2005)
69. Пятнадцатилетний капитан (реж. Василий Журавлев, 1945)
70. Раба любви (реж. Никита Михалков, 1975)
71. Романс о влюбленных (реж. Андрей Кончаловский, 1974)
72. Родня (реж. Никита Михалков, 1981)
73. Русалочка (реж. Владимир Бычков, 1976)
74. Русь изначальная (реж. Геннадий Васильев, 1985)
75. Садко (реж. Александр Птушко, 1952)
76. Сказка рассказанная ночью (реж. Ирина Рауш (Тарковская, 1981)
77. Сказка странствий (реж. Александр Митта, 1982)
78. Слуга (реж. Вадим Абдрашитов, 1988)
79. Станционный смотритель (реж. Сергей Соловьев, 1972)
80. Старший сын (реж. Виталий Мельников, 1975)
81. Собачье сердце (реж. Владимир Бортко, 1988)
82. Служили два товарища (реж. Евгений Карелов, 1968)
83. Сто дней после детства (реж. Сергей Соловьев, 1975)
84. Судьба человека (реж. Сергей Бондарчук, 1959)
85. Сыщик (реж. Владимир Фокин, 1979)
86. Такси-блюз (реж. Павел Лунгин, 1990)
87. Театр (реж. Янис Стрейч, 1978)
88. Тот самый Мюнхгаузен (реж. Марк Захаров, 1979)
89. Торпедоносцы (реж. Семен Аранович, 1983)
90. Тихий Дон (реж. Сергей Герасимов, 1958)
91. Трагедия в стиле рок (реж. Савва Кулиш, 1988)
92. Убить дракона (реж. Марк Захаров, 1988)
93. Уроки французского (реж. Евгений Ташков, 1978)
94. Фонтан (реж. Юрий Мамин, 1989)
95. Филер (реж. Роман Балаян, 1987)
96. Холодное лето 53-го (реж. Александр Прошкин, 1988)
97. Храни меня, мой талисман (реж. Роман Балаян, 1986)
98. Чучело (реж. Ролан Быков, 1983)
99. Черная курица или подземные обитатели (реж. Виктор Гресь, 1980)
100. Это сладкое слово - свобода (реж. Витаутас Жалакявичус, 1972)