музыкальные люди: Алла Адольфовна Бевзенко

Oct 24, 2014 16:42

Оригинал взят у very_music_mom в музыкальные люди: Алла Адольфовна Бевзенко
У меня появляется новый тэг "музыкальные люди". Очень хочется добавить музыкальной среды в журнал и возможностей узнавать о музыкальной жизни изнутри. И выбор первой гостьи неслучаен!

В 1984 году я пришла в музыкальную школу, это было 30 лет назад! Это были прекрасные годы, увлекательное обучение и люди, о которых хочется вспоминать с улыбкой благодарности.
С одним таким человеком я бы хотела Вас сегодня познакомить. Это Алла Адольфовна Бевзенко. Человек, в классе которого я стала сочинять, полюбила музыкальную теорию и заразилась вирусом бесконечного творчества. Алла Адольфовна учитель-сольфеджист с сорокасемилетним стажем работы, автор двух учебников по сольфеджио и одного сборника песен "Поем на уроках сольфеджио", эксперт-методист Областного учебно-методического центра. Живет и работает в Твери, в детской музыкальной школе номер два, что на улице Мусоргского.


К счастью, чудеса прогресса позволяют находить возможности для общения и на расстоянии. И у нас получилось поговорить с Аллой Адольфовной о школе, о творчестве и о людях.

Алла Адольфовна, а сколько Вам было, когда родители привели Вас в музыкальную школу?

7 лет. Родители мои были люди музыкальные, мама пела в заводском хоре, папа пел дома. Покупка пианино легла на семейный бюджет тяжелым бременем, но все понимали - ребенка необходимо отдать в музыкальную школу. На экзаменах сидел сам Ишиев Николай Пимович, прослушав меня, он предложил моей маме отдать меня на скрипку. Но дома уже стояло пианино! Мой папа легко подбирал любимые песни. Скрипка была отвергнута.

Почему после школы Вы решили продолжить образование?

Продолжение музыкального образования считалось естественным, без музыки жить уже было невозможно! Училась я легко, без напряга. Сольфеджио полюбила рано, к 4 классу решение стать учителем сольфеджио было осознанным. Природные мелодический и гармонический слух давали широкие возможности. Одноклассники с удовольствием пели под мой аккомпанемент, учитель пения в общеобразовательной школе поручал мне партии всех голосов хора. В музыкальной школе подбирающих было двое, нужно сказать, что подбор нравился ученикам,но педагогами не приветствовался.

Неужели с таким чудесным голосом у Вас никогда не было желания петь на сцене?

Я пела на сцене в школе, училище, на работе. Моя мама сразу обрезала мне крылья, сказав, что я могу петь только на радио (видимо считала мои внешние данные средними).

Очень жаль, что она так сказала. Но, благодаря этому, возможно, мы приобрели замечательного учителя. Много ли возможностей у учителя в музыкальной школе для самореализации? И многое ли поменялось за годы Вашего преподавания?

Возможностей много. Мне везло с директорами, самодуров среди них не было, творчество поощрялось. В Осташкове, имея 2 ставки нагрузки, я играла в самодеятельном театре, читала лекции в школах, пела на сцене ДК. На Урале пела в ансамбле, сочиняла общежитские капустники. На работе и дома мой мозг постоянно работал над вопросами методики. Я придумывала всякие хитрости, облегчающие освоить теорию музыки, сочиняла стихи и песни-правила, которые помогали освоить материал. Что поменялось за годы? Чиновников стало больше, отчетности стало больше, живая работа никого не интересует, нет уважения к труду учителя. Ставка 7200-красная цена!
Все меняется вокруг, к сожалению не всегда в лучшую сторону. Раньше все жили примерно одинаково, обходились без замков, навороченных автомашин, норковых шуб, был дефицит товаров, но мы не знали таких слов - дефицит внимания, гиперактивные дети, аутизм, дети с последствиями родовой травмы. Теперь такие дети сидят у нас в классе, нам трудно, но мы понимаем, что музыка лечит, нужно помочь детям. Отношение государства к культуре, искусству практически не меняется, цена заботы о ДШИ и ДМШ-3 копейки. Более того,из культуры нас отправляют в образование, теперь наше предназначение - дополнительные услуги! Чтобы "доказать" свою квалификацию и профессиональный уровень, нам необходимо подготовить портфолио. Особенно поражают воображение следующие положения: организация преподавателем социально-значимой деятельности учащихся, мониторинг образовательного процесса, участие в научной и исследовательской деятельности, профориентационная работа преподавателя. А раньше учитель "сеял умное. доброе. вечное".

Это сколько должно быть в человеке света, чтобы при таких условиях на протяжении стольких лет вдыхать в детей свое вдохновение! А поменялись ли дети?

Изменились ли дети? Безусловно! В моем далеком детстве дети любили игры, я собирала малышню нашего восьмиквартирного дома и играла с ними в школу. Дети твоего детства на переменах в школе общались, собирались у инструмента, делились своими успехами. Нынешние дети практически не общаются, достают свои телефоны, планшеты и играют в игры. Поющих детей год от года становится все меньше и меньше. Мы, конечно, чистим интонацию, учим петь (поступающих на вокал все больше и больше!), но основная масса лишена навыков пения. Однажды моя ученица пригласила меня на Последний звонок. Выступало пять выпускных классов. Естественно, пели, но как??? Удручающая картина! Я считала и считаю, что в Школах искусств дети развиваются гораздо интенсивнее, чем в общеобразовательных, они хорошо воспитаны, обладают хорошими манерами, вкусом, способны к суждениям, анализу музыкальных произведений, многие начинают самовыражаться в стихах, песнях, живописи, графике. Один мой ученик использует баллончики с краской (самоучка), создает яркие необычные работы.

Родители сегодня все больше уходят в сторону отказа от школьного образования. За плечами у большинства "музыкалка", которая отбила желание подходить к инструменту. Но потребность так или иначе существует, поэтому появляется множество частных программ, обещающих музыкальное развитие. Многие из них, конечно, оставляют желать лучшего. Что бы Вы посоветовали родителям сегодня. Как найти школу, педагога, чтобы ребенок смог проникнуть в музыкальный мир, а не отвратиться от него? На что стоит обращать внимание, если ребенок уже занимается?

Если педагог оставил след в душе ребенка, то, став родителем, он приводит своих детей к СВОЕМУ учителю.Не знаю как в Москве, в нашем городе основная часть педколлективов-пенсионеры, то есть опытные, преданные своей профессии люди.
Залог педагогического успеха = любовь к детям и профессии. У нас как у врачей - НЕ НАВРЕДИ! Еще одна составляющая успеха - УМНЫЕ родители. Сейчас процветает общество потребления, к нам отношение потребительское. Приведу пример: каждый год я слушаю детей на вступительных испытаниях, у нас это делается подробно, не спеша, ребенок не интонирует - я ищу тот минимум, который он может воспроизвести, предлагаем движение под музыку, пение с аккомпанементом, чтение стихов (музыканту необходима эмоциональность,чувство ритма и многое другое), есть тесты на координацию. Подходит мама девочки, которую не приняли на вокал, агрессивно начинает выяснять причину непоступления. Объясняю, что первое, что необходимо для поступления на вокал - это наличие голоса и умение петь. Дальше больше - "нас не приняли в ДШИ№1 потому, что пальцы короткие", далее следуют оскорбления. Многие считают "вы -школа, вы и учите!" С уважением отношусь к семьям, где вникают в суть происходящего на уроке, контролируют процесс. Вот это умные родители!!! Огромное им спасибо!

В настоящее время родители озабочены "добычей" материального, работают с утра и до позднего вечера, у них нет сил и времени "дружить" со школой. Спасибо бабушкам и дедушкам, будучи на пенсии они восполняют этот дефицит, провожают внуков в школу, подкармливают их, беседуют. Некоторые бабушки с удовольствием посещают сольфеджио, поют с нами,пишут диктанты.

Я не согласна с утверждением, что большинство получило отвращение от "Музыкалки". У меня более полусотни учеников выбрали музыку своим призванием, это и пианисты, и скрипачи, и баянисты, гитаристы, 10 человек выбрали мою специальность, многие занимаются музицированием параллельно с другой профессией - играют и поют в группах, пишут музыку и тексты, занимаются звукорежиссурой.


Вы - это особый разговор! Таких педагогов, как Вы, днем с огнем! А сколько учителей, которые, к сожалению, не любят свое дело!

Не любящий свою профессию - это несчастный человек!

Когда я училась, в музыкальных школах отделений вокала не было. Получается, чтобы поступить уже нужно уметь петь?

Сама посуди-если человек не воспроизводит ни одного музыкального звука, может он стать вокалистом? На вокал должны поступать ЛЮБЯЩИЕ петь, есть такие дети, поют с утра до вечера!
Отделение вокала - это дань времени, также как модна гитара. К тому же не нужно часами заниматься на инструменте, путь на сцену куда короче! Согласись, что голоса мы слышим в шоу "Голос", а с экранов и по радио мы слышим огромное количество безголосых!

Тут такой нюанс, что на большую сцену, вооружившись только голосом, не попасть. И это большая трагедия многих. Еще вспоминается такая проблема музыкальных школ: учителя стараются готовить учеников к продолжению музыкального образования, родители ожидают просто общего музыкального развития, а ученики, если дома нет среды, часто теряются и перестают чего-либо хотеть вообще. Есть такое или это надуманная проблема?

Я для себя давно поставила вопрос так - не агитировать! Мое дело -РАЗВИВАТЬ ребенка. Продолжать образование должны те, кто уже не мыслят себя без музыки. Я могу научить, и научить могу многому, но выбор должен быть самостоятельным. Уже давно наша профессия незавидна, дефицит кадров, а государство к дополнительному образованию не относится никак, не понимая, что именно дополнительное образование дает обществу творческих людей, культурных, думающих, двигающих вперед любое дело.

Алла Адольфовна, какой совет Вы бы дали молодым педагогам, преподающим в музыкальных школах? Есть ли секрет, который помогает преподавать интересный, но все-таки непростой, предмет сольфеджио?

Я уже раскрыла секрет - любить детей, свой предмет, искать новые формы, новую интересную музыку, "заражать" своей любовью к музыке окружающих, не лениться читать, размышлять, заниматься на инструменте. Я заметила, чем старше педагог, тем самокритичнее, казалось бы уже столько знаешь, можешь и умеешь, но каждое первое сентября ожидаешь с трепетом, волнением - новые ученики, вдруг я не сумею их научить? И снова бой - покой нам только снится!

А как могут помочь родители своим детям?

Я бы приняла закон о всеобщем музыкальном образовании (как в Финляндии), поэтому могу сказать родителям - постарайтесь дать своим детям эстетическое воспитание! У них будет интересное общение, интересная профессия, творческое отношение к жизни! Развивайте в своих детях любознательность,желание читать, доброжелательность к окружающим, ценить красоту, чистоту, талант! Вчера спросила мальчика 14 лет - "у тебя есть любимая песня?" "Нет," - сказал он. "А вы дома поете?" "Нет" А ведь пение - это здоровье! Пойте, уважаемые родители, атмосфера в доме станет лучше!

image Click to view



На этой позитивной ноте мы попрощались. Но если у Вас появились вопросы к Алле Адольфовне, Вы можете их задать прямо здесь в комментариях.

музыкальные профессии, музыкальная школа, профессиональный взгляд

Previous post Next post
Up