На Малой сцене НОВАТа премьера - опера Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта». Премьера посвящается 265-летию со дня рождения композитора.
Музыкальный руководитель постановки дирижёр Дмитрий Юровский
Автор художественной концепции и режиссёр-постановщик Вячеслав Стародубцев
Художники-постановщики Тимур Гуляев и Жанна Усачёва
Режиссёр по пластике Сергей Захарин
Художник по свету Сергей Скорнецкий
Художник видеоконтента Вадим Дуленко
Вячеслав Стародубцев перенёс действие оперы в пространство цирка. И конечно же у многих возник вопрос «Почему цирк?»
− Для меня Моцарт - это солнце, Моцарт - это ребенок. За всю историю постановок «Волшебной флейты» спектакль не был решен в цирковом пространстве. Цирк для меня был естественен только из-за одного - из-за музыкальной драматургии, яркой, красочной, в какие-то моменты гротескной. Музыкальная драматургия каждого образа настолько многослойна, настолько выпукла, что мне кажется это абсолютно подходит для цирковой эстетики, - раскрывает свои творческие секреты режиссер.
Где мы впервые сталкиваемся с волшебством? В детстве, в цирке, в театре. Поэтому эта концепция так естественно легла на изначальную классическую историю. В самом названии «Волшебная флейта» главное слово «волшебная». В опере изначально не обозначены ни место действия, ни время. Это фантазия, в которую композитор вложил весь свой талант, всю свою детскую непосредственность, искренность, и вместе с тем детскую глубину чувств.
«Волшебная флейта» - одна из сложнейших опер. И поклонники оперного искусства знают, что ария Царицы ночи "Ужасной мести жаждет моё сердце!" из 2 действия, ария Тамино с портретом «Такой волшебной красоты», ария Зарастро с хором "Свой храм, Изида и Озирис" - образцы вокального искусства. А популярнейшая ария Папагено «Известный всем я птицелов»? Но на сегодняшний день актерская, вокальная оснащенность труппы новосибирского оперного позволяют решать и такие сложнейшие задачи. Зритель оценит по достоинству прекрасное исполнение вокальных партий солистами театра на языке оригинала:
Памина - Дарья Шувалова
Царица ночи - Дарья Фролова
Тамино - Алексей Курсанов, Владимир Кучин
Папагено - Андрей Триллер, Гурий Гурьев
Папагена - Юлия Юмаева, Надежда Нестерова
Зарастро - Николай Лоскуткин, Алексей Лаушкин
Безусловно требуется большое мастерство поставить такую оперу в формате малой сцены. Но настолько профессионально использовано все пространство, игра основной сцены и балконов, выход актеров в зал к зрителю, яркое световое оформление, шумовые эффекты, прекрасное звучание оркестра и хора. Все это окутывает зрителя магией происходящего.
Как может быть иначе? Это же Моцарт!
Бессмертная тема добра и зла, борьбы света и тьмы. И конечно же побеждает Любовь!
«Вечный солнечный свет в музыке! Имя тебе - Моцарт!» (А. Рубинштейн).
Театр не сбавляет темпа в наши непростые времена. Задача его в том, чтобы зрители, пришедшие в зал, радовались и понимали, что жизнь продолжается, и надо ценить красоту еще больше.
Несколько фактов из истории оперы:
− «Волшебная флейта» - последняя опера Моцарта, впервые показанная зрителям 30 сентября 1791 - за 2 месяца до смерти композитора. Маэстро сам дирижировал оркестром, а автор либретто Эмануэль исполнял роль Папагено.
− На вырученные средства от постановки оперы Шиканедер построил новый театр и украсил его собственной скульптурой в образе птицелова Папагено.
Вьюнова Ольга, собкор pensioner54.ru
Фото превью - Алексей Цилер
Фото 1-3 - Вьюнова Ольга
Источник:
https://pensioner54.ru/mozaika-zhizni/dosug/moi-vpechatleniya/8614-vechnyj-solnechnyj-svet-v-muzyke-imya-tebe-motsart