Выставка в РГБ Моцарт: К юбилею великого композитора (1756-1791)

Feb 23, 2016 20:18

Выставка «Моцарт: К юбилею великого композитора (1756-1791)»

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, от­дел нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей
Ко­гда: 27 ян­ва­ря - 20 мар­та 2016 года

Мо­царт яв­ля­ет­ся од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков клас­си­циз­ма в му­зы­ке. Сме­лое пе­ре­осмысле­ние тра­ди­ций га­лант­но­го сти­ля поз­во­ли­ло ему в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни раз­дви­нуть гори­зон­ты му­зы­каль­но­го ис­кус­ства. Свое­об­ра­зие его твор­че­ства обу­слов­ле­но со­че­та­ни­ем не­обык­но­вен­но­го ли­риз­ма, во­оду­шев­лен­но­сти с вы­со­кой ор­га­ни­зо­ван­но­стью и во­ле­вой со­бран­но­стью. Имя Мо­цар­та ста­ло сим­во­лом ге­ни­аль­но­сти, вы­со­чай­ше­го ма­стер­ства. Цен­ность его тво­ре­ний и их огром­ная роль в ду­хов­ной жиз­ни че­ло­ве­че­ства по­ис­ти­не впечат­ля­ют.

При под­го­тов­ке экс­по­зи­ции в от­де­ле нот­но-му­зы­каль­ных из­да­ний РГБ ре­ши­ли оста­но­вить­ся на ста­ро­пе­чат­ных из­да­ни­ях из спе­ци­аль­ной ча­сти фон­да от­де­ла, где хра­нят­ся наи­бо­лее цен­ные и ред­кие но­ты. Мо­цар­тов­ское на­сле­дие сре­ди этих ра­ри­те­тов пред­став­ле­но в 325 из­да­ни­ях, вышед­ших в свет с 1765 по 1825 го­д. Не­по­сред­ствен­но для вы­став­ки бы­ли ото­бра­ны при­жиз­нен­ные пуб­ли­ка­ции - это шестнадцать нот. К ним до­ба­ви­ли три сбор­ни­ка, ко­то­рые бы­ли вы­пу­ще­ны вско­ре по­сле смер­ти ком­по­зи­то­ра. Девять из этих из­да­ний яв­ля­ют­ся пер­вы­ми, бла­го­да­ря че­му они в наи­боль­шей сте­пе­ни при­ме­ча­тель­ны. В экс­по­зи­цию так­же во­шли три из­да­ния, да­ти­ро­ван­ные про­ме­жут­ка­ми вре­ме­ни в не­сколь­ко лет, вклю­ча­ю­щих и те пе­ри­о­ды, ко­гда ком­по­зи­тор был жив. Все со­бран­ные но­ты яв­ля­ют­ся ино­стран­ны­ми.

Вы­пол­нен­ная в свое вре­мя да­ти­ров­ка пред­став­лен­ных эк­зем­пля­ров пред­по­ла­га­ла ис­поль­зо­вание спра­воч­ни­ков - ав­то­ри­тет­ных ин­фор­ма­ци­он­ных из­да­ний, та­ких как:

ука­за­тель со­чи­не­ний Мо­цар­та, со­став­лен­ный Лю­дви­гом фон Кё­хе­лем «Chronologisch-thematisches Verzeichnis sämtlicher Tonwerke Wolfgang Amadé Mozarts» (Wiesbaden, 1964);
кни­га От­то Эри­ха Дой­ча «Musikverlags-Nummern: eine Auswahl von 40 datierten Listen 1710-1900» (Berlin, 1961) с пе­реч­ня­ми но­ме­ров до­сок, при­над­ле­жав­ших за­ру­беж­ным но­то­из­датель­ским фир­мам XVIII-XIX ве­ков;
сло­варь Се­си­ла Хоп­кин­со­на «A dictionary of Parisian music publishers, 1700-1950» (London, 1954), вклю­ча­ю­щий све­де­ния о па­риж­ских му­зы­каль­ных из­да­те­лях;
ка­та­лог из­да­тель­ства Иоган­на Юли­уса и Бур­хар­да Хум­ме­лей «J. J. & B. Hummel Music-Publishing and Thematic Catalogues» (Stockholm, 1972), под­го­тов­лен­ный Ка­ри Йо­ханс­сон;
кни­ги из се­рии «Individual Prints before 1800» [От­дель­ные из­да­ния до 1800 го­да] (Kassel, 1971-2012), с ко­то­рой на­ча­лось со­став­ле­ние меж­ду­на­род­но­го ка­та­ло­га ста­рин­ных музы­каль­ных ис­точ­ни­ков «Répertoire International des Sources Musicales» (RISM).

Все эти книж­ные ма­те­ри­а­лы мож­но уви­деть в экс­по­зи­ции.


Заместитель генерального директора РГБ по научно-издательской деятельности Александр Юрьевич
Самарин открывает выставку прижизненных изданий произдведений Моцарта. 27 января 2016 г.

Так­же вы­став­ка зна­ко­мит с ка­та­ло­гом из се­рии «Па­мят­ни­ки му­зы­каль­но­го ис­кус­ства», в ко­тором на­ря­ду с дру­ги­ми ред­ки­ми но­та­ми Мо­цар­та из на­ше­го фон­да от­ра­же­ны и вы­став­лен­ные из­да­ния. Дан­ный ка­та­лог, под­го­тов­лен­ный со­труд­ни­ка­ми от­де­ла, вы­пу­щен в 1980 го­ду.

Мо­царт со­зда­вал му­зы­ку в раз­лич­ных жан­рах и фор­мах. Его при­жиз­нен­ные из­да­ния, ко­то­рые хра­нят­ся у нас, вклю­ча­ют глав­ным об­ра­зом ин­стру­мен­таль­ные со­чи­не­ния. Здесь есть ка­мер­ные опу­сы (квар­те­ты, про­из­ве­де­ния для фор­те­пи­а­но-со­ло), но в боль­шин­стве слу­ча­ев со­дер­жат­ся фор­те­пи­ан­ные кон­цер­ты, и они пред­став­ле­ны преж­де все­го в чис­ле пер­вых из­да­ний. От­ме­тим, к при­ме­ру, пар­тии Кон­цер­та для фор­те­пи­а­но с ор­кест­ром F-dur (КV. 387а, [1785]). В этих но­тах уста­нов­ле­ны све­де­ния не толь­ко о да­те вы­пус­ка, но и о за­гла­вии, ме­сте пуб­ли­ка­ции и из­да­те­ле.

Пар­тии оформ­ле­ны не­обыч­но. Они име­ют об­лож­ки, со­дер­жа­щие ап­пли­ка­ци­он­ные эле­мен­ты с раз­ме­ще­ни­ем ча­стич­ной ин­фор­ма­ции о про­из­ве­де­нии. В на­ча­ле не­сколь­ких пар­тий под­пи­са­но «al Principe di Stolberg» [Князь Штоль­берг]. На ос­но­ва­нии это­го мож­но пред­по­ло­жить, что изда­ние ко­гда-то при­над­ле­жа­ло пред­ста­ви­те­лю ста­рин­ной знат­ной не­мец­кой се­мьи Штоль­бер­гов, ко­то­рая от­ли­ча­лась за­вид­ной про­све­щен­но­стью, чем ока­за­ла не­ма­лое вли­я­ние на ход раз­ви­тия Гер­ма­нии.

Сре­ди пер­вых из­да­ний ин­те­рес­ны и но­ты две­на­дца­ти не­мец­ких тан­цев (KV. 600, 602, 605, [1791]). На ти­туль­ном ли­сте сбор­ни­ка на­пе­ча­та­но: «...für das Clavier übersetzt welche in dem K. K. Redouten Saal in Wien aufgeführet worden...» [«...пе­ре­ло­же­ния для фор­те­пи­а­но, ко­то­рые бы­ли ис­пол­не­ны в Ре­дут­ном за­ле в Ве­не...»]. Ре­дут­ный зал рас­по­ло­жен в зна­ме­ни­том вен­ском двор­це Хофбур­ге - зим­ней ре­зи­ден­ции ав­стрий­ских им­пе­ра­то­ров. Бы­ту­ет мне­ние, что ни один дру­гой зал в ми­ре за триста лет не ви­дел та­ко­го огром­но­го чис­ла вы­ступ­ле­ний вы­да­ю­щих­ся му­зы­кан­тов.

Главный библиограф отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ Татьяна Ростиславовна Горшкова
рассказывает о прижизненных изданиях произведений Моцарта в фондах Российской государственной
библиотеки. 27 января 2016 г.

Экс­по­зи­цию до­пол­ня­ет ре­про­дук­ция кар­ти­ны Мар­ти­на Ван Мей­тен­са «Wedding Supper» (1763) с изоб­ра­же­ни­ем Ре­дут­но­го за­ла. По­лот­но по­свя­ще­но празд­нич­но­му ужи­ну в честь бра­ко­со­че­тания Иоси­фа II и Иза­бел­лы Парм­ской в 1760 го­ду. В этой кар­ти­не име­ет­ся при­ме­ча­тель­ный фраг­мент. В ле­вом ниж­нем уг­лу сре­ди при­двор­ных му­зы­кан­тов изоб­ра­жен ре­бе­нок с тре­уголкой - и это Вольф­ганг Мо­царт. Об этом фак­те мож­но про­честь в кни­ге фран­цуз­ско­го му­зы­ко­ве­да Жи­ля Кан­та­гре­ля «Рож­де­ние ше­дев­ров Мо­цар­та» (Москва, 2005).

От­дель­но­го вни­ма­ния за­слу­жи­ва­ет пер­вое из­да­ние трех кон­церт­ных квар­те­тов (KV. 575, 589, 590, [1791]). Но­ты со­дер­жат шмуц­ти­тул, на ко­то­ром за­пе­чат­лен Мо­царт в из­вест­ной гра­вю­ре Иоган­на Ге­ор­га Манс­фель­да. Гра­вю­ра вы­пол­не­на в 1789 го­ду по ба­ре­лье­фу Лео­нар­да По­ша. Ав­то­ры гра­вю­ры и ба­ре­лье­фа по­ме­сти­ли порт­рет ком­по­зи­то­ра в центр ме­да­льо­на. Манс­фельд об­рам­ля­ет ме­да­льон вет­вя­ми лав­ра и ду­ба, сим­во­ли­зи­ру­ю­щи­ми сла­ву. Под ме­да­льо­ном представ­лен ряд му­зы­каль­ных ат­ри­бу­тов: скрип­ка, ли­ра, тру­ба, нот­ные ли­сты и кла­ви­а­ту­ра. Вни­зу - ци­та­та из Го­ра­ция: «Dignum laude virum Musa vetat mori» [«Му­жу, до­стой­но­му сла­вы, Му­за не даст уме­реть»]. Вы­став­ка вклю­ча­ет порт­ре­ты По­ша и Манс­фель­да, а так­же фо­то­гра­фию ба­рельефа По­ша с изоб­ра­же­ни­ем Мо­цар­та.

При­жиз­нен­ные из­да­ния Мо­цар­та из фон­да РГБ боль­шей ча­стью вы­пу­ще­ны из­да­тель­ской фирмой «Ар­та­рия» («Artaria»). Она бы­ла ос­но­ва­на в 1769 го­ду вы­ход­ца­ми из Ита­лии Кар­ло Ар­тари­ей и его дво­ю­род­ны­ми бра­тья­ми, пе­ре­се­лив­ши­ми­ся в 1750 го­ду в Ав­стрию. Пер­во­на­чаль­но пред­при­я­тие пе­ча­та­ло гра­вю­ры и гео­гра­фи­че­ские кар­ты, а с 1778 го­да ста­ло вы­пус­кать но­ты. В кон­це XVIII - на­ча­ле XIX века фир­ма счи­та­лась од­ной из круп­ней­ших в Ев­ро­пе. В ос­нов­ном она пуб­ли­ко­ва­ла про­из­ве­де­ния вен­ских клас­си­ков, в том чис­ле мно­гие со­чи­не­ния Мо­цар­та.

Станислава Масленникова (сопрано) и Елена Егорова (фортепиано). Концерт на открытии выставки
в Доме Пашкова. 27 января 2016 г.

Вы­став­ка зна­ко­мит с но­та­ми и дру­гих из­да­тельств, ос­но­ван­ных в раз­ных го­ро­дах Ев­ро­пы: Иоган­на Юли­уса и Бур­хар­да Хум­ме­лея (J. J. & B. Hummel) / Ам­стер­дам; Иоган­на Ми­ха­э­ля Гётца (Musickverlag von Johann Michael Goetz) / Ман­гейм; Жа­н-Жор­жа Зи­бе­ра (Sieber) / Па­риж; Бер­н­хар­да Шот­та (Schott) / Майнц; Ген­ри­ха Фи­лип­па Бос­сле­ра (Bossler) / Шпай­ер; Жа­н-Же­ро­ма Им­ба­ул­та (Imbault) / Па­риж. Но­то­пе­чат­ная де­я­тель­ность этих из­да­те­лей раз­во­ра­чи­валась во вто­рой по­ло­ви­не XVIII ве­ка.

Оче­вид­но, что при­жиз­нен­ные из­да­ния Мо­цар­та все­гда при­вле­ка­ли к се­бе осо­бое вни­ма­ние, и цен­ность этих па­мят­ни­ков му­зы­каль­ной куль­ту­ры со вре­ме­нем бу­дет толь­ко воз­рас­тать.

выставки, вокруг Музыки Моцарта, биография

Previous post Next post
Up