МОЦАРТ И ГЕНДЕЛЬ (О моцартовской редакции «Мессии») Лариса Кириллина

Feb 23, 2015 20:12

Хотя в детстве и ранней юности Моцарт объездил почти всю Европу и познакомился со всеми существовавшими тогда музыкальными школами, стилями и направлениями, музыки И.С.Баха и Г.Ф.Генделя он практически не знал вплоть до того, как обосновался в 1781 году в Вене. Ведь сочинения Баха в 1760-70-е годы не звучали в концертах (оратории Генделя на континенте исполнялись, но очень редко), ими не интересовались издатели (так, даже Библию всякого нынешнего пианиста, баховский ХТК, вплоть до начала XIX века можно было раздобыть лишь в виде рукописной копии), а в церковный репертуар католических стран, таких, как Австрия или Италия, произведения композиторов-протестантов включаться не могли по определению.

В немалой степени Моцарт был обязан знакомством с творчеством Баха и Генделя барону Готфриду ван Свитену, который, находясь в свое время на дипломатической службе в Берлине и Лондоне, проникся нетипичной для человека своего времени любовью к «трудному» искусству мастеров позднего барокко. Ван Свитен не только устраивал у себя дома музыкальные вечера для узкого круга избранных (к этому кругу принадлежали, между прочим, Моцарт, Гайдн, И.Г.Альбрехтсбергер, а в 1790-е годы - молодой Бетховен), но и организовал «Общество объединенных дворян», целью которого было ежегодное устройство ораториальных концертов во дворцах венских меценатов, где звучала музыка Генделя, И.А.Хассе, К.Ф.Э.Баха, а позднее обе поздние оратории Гайдна. Ван Свитен, которого иногда упрекают в скупости, быть может, и являлся таковым, однако он заведомо не располагал такими средствами, чтобы лично финансировать столь дорогостоящие мероприятия; это было возможно только при участии других, более состоятельных, аристократов. Читать дальше: http://www.21israel-music.com/MozHan.htm

Мессия, статьи, Гендель, Моцарт в Израиле, вокруг музыки Моцарта

Previous post Next post
Up