Моцарт поставил финальный аккорд

Apr 16, 2014 11:36

В Тверской академической филармонии состоялось торжественное закрытие XXII Международного фестиваля музыки Иоганна Себастьяна Баха, который в этом году проходил под девизом «Бах: вершина и окружение». Программу вечера, посвященную творчеству Моцарта, представил симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и его главный дирижер Дмитрий Юровский.

Двадцать второй Баховский форум начался в Твери 20 марта и продолжался почти месяц - за это время на сцене филармонии публика имела возможность увидеть девять музыкальных программ, в которых были исполнены сочинения таких композиторов, как Шуберт, Серве, Йозеф Гайдн, Лист, Гендель, Римский-Корсаков, и других. Теперь, когда фестиваль завершился, можно с уверенностью сказать, что в Год культуры он стал знаковым событием в жизни и филармонии, и региона. Программу форума организаторы составили таким образом, что меломаны оказались в условиях выбора: какому именно концерту отдать предпочтение, и определить это было достаточно сложно. Открылся фестиваль исполнением Мессы № 2 соль мажор для солистов, хора и оркестра, которую Шуберт написал в 1815 году и наполнил это многочастное религиозное сочинение проникновенным песенным мелодизмом. Последующие программы были не менее впечатляющими.

«Бах: вершина и окружение». Выбор широкой темы обусловил не менее масштабное представление на концертах существующих музыкальных стилей и эпох. С сочинениями самого Баха соседствовали произведения его сыновей, также ставших композиторами, а кроме того, Мендельсона, Франсе, Штрауса, Вивальди, Чайковского, Брамса, Рахманинова, Дворжака. И это такая внушительная палитра, что дух захватывает. Как всегда, фестиваль не только заново открыл слушателю уже известные сочинения (скажем, концерт для двух скрипок с оркестром ля минор Антонио Вивальди, который исполнили в Твери народная артистка России Ирина Бочкова, лауреат международных конкурсов Тигран Майтесян и губернаторский камерный оркестр «Российская камерата», или Фантазию и фугу на тему BACH Листа, представленные пианистом Михаилом Мордвиновым), но и подарил первую встречу с Йозефом Гайдном и его сочинением «Семь слов нашего Спасителя на Кресте». Оно никогда раньше не исполнялось в Твери и прозвучало на фестивале в версии для двух квинтетов - струнного и духового.

По давней традиции почетным гостем филармонии стал один из ее основателей, народный артист России Гарри Гродберг, выступивший в Твери со своей юбилейной программой. Ее главным героем был, естественно, Бах, многие сочинения которого за 22 года своего участия в форуме Гарри Яковлевич исполнил впервые.

Другая традиция - это проведение в рамках главного музыкального события тверской весны концерта стипендиатов программы губернатора «Молодые дарования тверского края», для которых выход на большую сцену и общение с артистами первого ряда всегда становится дополнительным стимулом для дальнейшего профессионального роста.

Известный энциклопедизм фестивалю придал и заключительный концерт «Viva Mozart!». Название программы и имя композитора, которому она была посвящена, говорит о том, что на наших глазах, возможно, форум обзаводится еще одной традицией. Два года назад на закрытии тоже играли Моцарта. Его «Реквием» тогда звучал в исполнении оркестра «Русская филармония» - коллектива, уже неоднократно выступавшего на закрытии тверского Баховского фестиваля. В частности, и девятнадцатый по счету форум закрывал именно он. И - что примечательно - сорок первой симфонией Моцарта «Юпитер». Так что оркестр меломанам Верхневолжья представлять не нужно. Однако нынешней весной он приехал в областной центр не совсем таким, каким его привыкли видеть. За его дирижерским пультом в разные годы стояли Максим Федотов и Сергей Тарарин, и они оба бывали в Твери. Нынешний художественный руководитель и главный дирижер оркестра Дмитрий Юровский приехал в областной центр впервые. Это представитель прославленной династии дирижеров, известный оперный дирижер, выступавший в европейских оперных театрах. Человек исключительного дарования, Дмитрий Юровский предложил тверской публике такую же исключительную трактовку произведений Моцарта. В программу вошли, во-первых, увертюра к драме «Дон Жуан», до предела наполненная эмоциями, и трехчастная Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми бемоль мажор (в ней солировали Родион Петров и Александр Акимов). А во-вторых - сороковая симфония Моцарта соль минор. Она была включена в афишу вечера по многочисленным просьбам слушателей - произведение настолько популярно, что вряд ли найдется человек, которому неизвестны по крайней мере его первые фразы. Это одна из последних симфоний Моцарта, ее вторую редакцию он завершил в 1791 году, незадолго до своей смерти, и, по свидетельству авторов, составлявших жизнеописание гения из Зальцбурга, при жизни композитора не исполнялась. Сороковая симфония соль минор предназначалась для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка, но подписка не дала необходимых средств, и все расстроилось. Не сохранилось и сведений о том, что сочинение, как это часто бывало, исполнялось в доме какого-нибудь богатого любителя музыки. В четырех частях симфонии - трепет и живое юношеское чувство, что в какой-то степени делает ее предшественницей романтической музыки XIX века. Звуки словно бы вырастают из знаменитой арии Керубино из оперы «Свадьба Фигаро» «Рассказать, объяснить не могу я…». Оркестру в отличие от моцартовского героя удалось рассказать все. Широкая первая часть, где слышится отсылка к уже упомянутой арии, переходит во вторую, где главенствуют мягкость и взволнованность. В менуэте маршевость постепенно приобретает черты пасторальности, а финал оказывается лишен жизнерадостности и больше напоминает вихрь, завершившийся, впрочем, вместе с заключительными тактами симфонии.

Двадцать второй Баховский фестиваль уже стал достоянием музыкальной истории Верхневолжья, одной из самых интересных ее страниц. Концерты его посетили более трех тысяч человек. А значит, как и говорил Гарри Гродберг, у форума есть и прекрасное настоящее, и не менее прекрасное будущее.

Петр РУЧНИКОВ
http://www.tverlife.ru/news/76628.html

Моцарт в России, Бах И.С., фестивальное

Previous post Next post
Up