«ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМУЛЯР» - ПРАКТИЧЕСКИЙ ШАГ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ
В статье определено место "электронного формуляра" авиационного двигателя в общей системе обеспечения жизненного цикла самолетов фронтовой авиации. Показана роль "электронного формуляра" авиационного двигателя для перехода на его эксплуатацию по техническому состоянию.
Формуляр - основной эксплуатационный документ авиационного двигателя, удостоверяющий его исходное и текущее техническое состояние. Формуляр является неотъемлемой частью двигателя и предназначен для учета:
- всех изменений, происшедших в составе двигателя и его оборудования;
- основных эксплуатационных параметров двигателя, контролируемых в процессе эксплуатации;
- параметров наработки и выработки ресурса двигателя;
- сроков службы двигателя и отметок об их продлении в процессе эксплуатации;
- записей о проведении регламентных работ, ремонтов и доработок, предусмотренных действующими руководствами по технической
эксплуатации, бюллетенями и указаниями.
Внедрение в эксплуатацию информационно-диагностических средств (ИДС) обеспечения технического обслуживания авиационной техники, основанных на современных информационных технологиях, естественным образом поставило вопрос о разработке и внедрении в эксплуатацию электронной документации, в частности, электронного формуляра авиационного двигателя (ЭФАД) [1].
ЭФАД обладает очевидными преимуществами по сравнению с "бумажным" формуляром. Структура и содержание разделов ЭФАД в основном соответствуют структуре и содержанию разделов обычного (бумажного) формуляра двигателя, однако дополнительно к записываемой в бумажном формуляре информации в ЭФАД накапливается:
- параметрическая информация, регистрируемая с помощью ИДС в процессе опробований двигателя;
- параметрическая информация, регистрируемая с помощью бортовых устройств регистрации (БУР) полетных данных;
- результаты обработки зарегистрированной параметрической информации в ИДС и наземных устройствах обработки полетной информации.
ЭФАД, являясь составной частью программного и информационного обеспечения ИДС, значительно расширяет функции "бумажного" формуляра двигателя, поскольку по существу он становится единой информационной базой данных о техническом состоянии конкретного двигателя на протяжении всего его жизненного цикла.
Место и функции ЭФАД в процессе эксплуатации авиационного двигателя иллюстрирует рис. 1.
Исходная информация о двигателе после его изготовления (ремонта) формируется в ЭФАД на двигателестроительном (ремонтном) предприятии.
Тестовая информация разделов формуляра "Основные технические данные", "Индивидуальные особенности", "Комплект поставки и изменения в комплектации", "Ресурсы, сроки службы и сроки хранения", "Свидетельство о приемке", "Перечень приложений" вводится в ЭФАД с использованием данных АСУ ТП предприятия.
Раздел формуляра "Данные приемосдаточных испытаний" заполняется автоматически в процессе испытаний двигателя на стенде с использованием ИДС
двигателестроительного или ремонтного предприятия.
При этом в ЭФАД записываются параметры двигателя, зафиксированные в процессе приемосдаточных испытаний двигателя (рис. 2), а также исходные диагностические характеристики технического состояния двигателя (рис. 3).
Сформированный на двигателестроительном (ремонтном) предприятии ЭФАД записывается на защищенный накопитель информации со стандартным интерфейсом и включается в состав двигателя в качестве пономерной эксплуатационной документации. Защита информации в накопителе обеспечивается как на физическом уровне благодаря использованию технических решений, снижающих чувствительность к внешним дестабилизирующим механическим и климатическим воздействиям, так и на информационном уровне благодаря
использованию парольной системы программного обеспечения ИДС.
На самолетостроительном (ремонтном) предприятии после установки двигателя на самолет в процессе его опробования на земле с применением ИДС и при облете в ЭФАД производится дополнительная запись о результатах приемосдаточных испытаний самолета. Данные о параметрах двигателя, зарегистрированные с помощью бортовых устройств при облете самолета, вводятся в ЭФАД с помощью наземных устройств обработки полетной информации.
После приемосдаточных испытаний самолета ЭФАД поступает в эксплуатирующую организацию в составе комплекта пономерной документации самолета.
В эксплуатирующей организации ЭФАД заполняется автоматически или оператором с помощью программного обеспечения ИДС и наземных устройств обработки полетной информации. При этом ведется учет:
- выработки ресурса двигателя и его оборудования;
- параметров технического состояния двигателя, контролируемых в процессе эксплуатации (рис. 4);
- выполнения регламентных работ, бюллетеней или указаний главного инженера эксплуатирующей организации;
- результатов поиска и устранения неисправностей.
Базы данных ЭФАД могут передаваться с помощью современных средств телекоммуникации в информационно-диагностические центры обеспечения эксплуатации АТ по техническому состоянию и в центры обеспечения интегрированной логистической поддержки жизненного цикла самолета.
В информационно-диагностических центрах обеспечения эксплуатации АТ и в центрах обеспечения интегрированной логистической поддержки могут
решаться актуальные задачи продления сроков службы, материально-технического обеспечения, а также совершенствования системы эксплуатации АТ. По результатам статистической обработки данных ЭФАД парка эксплуатируемых двигателей могут формироваться базы знаний о причинно-следственных связях между базами данных о техническом состоянии конкретных образцов двигателей и их диагностическими признаками характерных отказов и неисправностей [2].
Представленная схема реализации концепции электронной эксплуатационной документации двигателя в виде ЭФАД реализована в программном и информационном обеспечении ИДС "АРМ ДК-30(СД) серия М", разработанного при научно-методическом сопровождении ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" и серийно выпускаемого ОАО "Концерн КЭМЗ". В настоящее время ИДС "АРМ ДК-30(СД) серия М" применяется для обеспечения обслуживания двигателей типа АЛ-31Ф с регуляторами типа КРД-99А, КРД-99Б, КРД-99Ц и КРД-96.
Модернизированный образец ИДС "АРМ ДК-30(СД) серия М", разработанный применительно к силовой установке самолета Су-35, будет представлен на экспозиции ОАО "Концерн КЭМЗ" выставки "Двигатели-2010".
Литература
1. ЕСКД "Электронный формуляр". Проект ГОСТ 2.612.-2009, Межгосударственный совет по стандартам, метрологии и сертификации. Минск, 2009.
2. "Разработка структуры и определение функций информационно-диагностического центра логистической поддержки эксплуатации двигателей АЛ-31Ф", Отчет по НИР, шифр "Клапан-23", этап 5, Люберцы, 2005
Связь с авторами:
Телефон: 8 (495) 558-2480.
Электронный адрес:
ids-majak-kvd@yandex.ru Ибрагим Магомедович Ахматов, генеральный директор ОАО "Концерн КЭМЗ"
ФГУ "13 ГНИИ МО РФ": Владимир Дмитриевич Коковин, к.т.н.
Виктор Владимирович Семенин
Источник журнал Двигатель У кого есть что сказать по этому поводу?