Во-первых, не секрет, что самолет должен взлететь в декабре. Никаких проблем с двигателем, который будет сегодня ставиться на самолет ПАК ФА, собираемый в Комсомольске-на-Амуре, нет. Он двигателями уже обеспечен. Уверяю вас, это новый хороший двигатель.
Теперь мы говорим с вами о двигателе следующего поколения для самолета ПАК ФА. На сегодня идут НИРы по составным частям этого двигателя. Они находятся на завершающей стадии. Их выполняет не только "Сатурн", их выполняет "Салют", весьма успешно, надо сказать, выполняют другие предприятия ОДК, в том числе "Климов", например. Но в основном - "Сатурн". Это то, что нам определил заказчик.
Если говорить о том, когда будет конкурс, что будет на конкурсе, я, конечно, имею представление, но это дело заказчика. С момента моего появления здесь "Сатурн" ведет себя с заказчиком чрезвычайно аккуратно. Есть мера ответственности заказчика - Военно-воздушных сил и заместителя министра обороны по вооружениям, - который определит сроки, порядок проведения конкурса, и участников, в соответствии с законодательством. В тактико-техническом задании на опытно-конструкторскую работу будут указаны все параметры двигателя в соответствии с ГОСТом, и сроки создания его, количество поставляемых двигателей. Поэтому мне отвечать на этот вопрос в высшей степени некорректно. Может быть, я не все знаю - у заказчика есть свои мысли.
Если говорить о наших конкурентах, то конкурент ОДК один - это завод "Салют". Других просто нет, в России просто не осталось, все вошли в ОДК. Ну, есть еще Омск и Казань, но для них двигателестроение - это уже непрофильный бизнес. Поэтому вопрос не ко мне, к сожалению.
- То есть в данном случае на конкурс пойдет не "Сатурн", а ОДК? ОДК с кооперацией, во главе которой стоит "Сатурн"? Ранее ведь на тендер выходили "Сатурн" и "Салют".
- Опять некорректный вопрос. Дело в том, что кто участвует в конкурсе - определяет заказчик, в соответствии с лицензией, которая есть у того или иного предприятия. Заказчик обязан пригласить к конкурсу всех. Удовлетворяет ли этим требованиям завод Климова? Наверное. Удовлетворяет ли этим требованиям "Салют"? Наверное. Удовлетворяет ли этим требованиям ФГУП "Мотор"? Тоже удовлетворяет. Пермский "Авиадвигатель"? Конечно, удовлетворяет. А удовлетворяет ли этим требованиям, чисто формально, даже самарское предприятие, кузнецовское КБ вместе с "Моторостроителем"? Тоже удовлетворяет. Это я вам просто объясняю, в чем смысл. И заказчик в соответствии с законодательством обязан выдать им всем приглашение на конкурс. Вот он кому выдаст - тот и будет участвовать. Если заказчик сделает не так, это можно будет оспорить.
Другой вопрос - мое видение проблемы. Как это будет делаться, в какой кооперации, - ну, конечно, я представляю как директор программы со стороны ОДК, но не со стороны заказчика. Я всем говорил, и тысячу раз повторю, что какому-то одному предприятию весь двигатель ПАК ФА в том виде, как мы его представляем, сегодня трудно сделать. Сегодня мое представление, как директора программы, как руководителя "Сатурна" таково, что "Сатурн" может быть головной компанией и головным КБ по разработке двигателя. Личное мнение, опять же, как директора "Сатурна", что сегодня по ПАК ФА мы дальше всех продвинулись по двигателю, потому что небезызвестно, что эскизный проект ПАК ФА выбран с сатурновским двигателем, и это не секрет. Но мы не отвергаем участие других предприятий ОДК. Есть лабораторная база КБ имени Кузнецова, есть работы блестящие по управляемому вектору тяги и некоторой другой автоматике у Климова, есть очень хорошие наработки по вентилятору у "Салюта".
Денег-то будет немного на самом деле. И в кооперации мы можем сделать двигатель в сроки, которые будут написаны в ТТЗ. Технических проблем для создания этого двигателя не существует. Есть проблемы объемов финансирования.
Железо не обманешь