Мозаики станции "Безымянка" в Самаре

Feb 02, 2017 14:53

Многие посещавшие самарское метро наверняка обращали внимание на оригинальные мраморные мозаичные панно на боковых путевых стенах станции "Безымянка".

Станция была открыта 26 декабря 1987 года в составе первого пускового участка Самарского метрополитена «Юнгородок» - «Победа».

Впервые в городе выполненные в технике мраморной мозаики, а точнее, инкрустации, эти панно обращают на себя внимание каждого, кто попадает на станцию или проезжает мимо.

Инкрустация выполнена так искусно, что трудно различить, где рисунок составлен из мраморных плиток, а где в нем использовано многоцветье самого материала.




Обобщенные, но не символические, а очень характерные и красноречивые образы притягивают взгляд, заставляют всматриваться в детали изображения.

Каждый, кто попадает на «Безымянку» впервые обязательно проходит из конца в конец вдоль обоих развернутых мраморных свитков летописи строительства и работы безымянских заводов.



Когда Алексей Григорьевич Моргун, тогда главный архитектор города, распределял задания на проектирование интерьеров всех станций метро, «Безымянку» он сразу же оставил себе. Он не мог ее отдать никому другому. Это была его станция.

Безымянка - это острые, почти не стирающиеся временем воспоминания о бурно разраставшемся у него на глазах отдельном городском поселке. Название ему дала маленькая железнодорожная станция, вокруг которой поселок и вырос. Сюда, на эту станцию, в этот поселок, в сорок первом занесла Моргуна, тогда 16-летнего паренька, волна эвакуации.



Здесь, на авиационном заводе, он стал тогда работать клепальщиком. В памяти остались на веки: черные силуэты на белом снегу - людей, станков, каркасов строящихся зданий, самолетов, строгая геометрия перспективы цеховых пролетов: лампы висели только над сборочными стендами, четко высвечивая ряды темных металлических колонн... Эти черно-белые образы сурового времени расцвечивались в воспоминаниях только редкими красными полосами на закопченных стенах цеха - с лозунгами: «Тыл и фронт - едины!», «Все - для победы!..»

Идея оформления станции родилась сразу: вид его «Безымянки» должен был вызывать в памяти те незабываемые образы зимы сорок первого - сорок второго. Для него это была не только архитектурная задача, это была потребность души.

На одной из стен - эскадрилья знаменитых "летающих танков" штурмовика Ил-2, самого массового боевого самолёта как Второй Мировой, так и мировой истории в целом, выпускавшегося в годы войны в Куйбышеве - так тогда называлась Самара.


Московский художественный фонд для своевременного изготовления панно для станции был вынужден арендовать в Москве подвал жилого дома и из изготовленных в Самаре стендов и стеллажей организовывать в нем цех флорентийской мозаики.

P.S.
Источник текста
Фотографии - мои.

Самара, интерьер, камень, метро

Previous post Next post
Up