Мозаика в храме Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург

Jan 13, 2017 15:50



Собор Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге построен в память императора Александра II на месте его убийства (смертельного ранения). Строился в 1883-1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Изнутри Спас-на-Крови почти полность покрыт мозаикой, площадь которой составляет 7065 квадратных метров, что не имеет аналогов.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.



Основная статья: Храм Спаса-на-Крови, внутреннее убранство, Санкт-Петербург

Идея украсить храм изнутри мозаикой возникла не сразу, первоначально предполагалось интерьер расписать, а мозаику включить лишь в композиции фасадов и выполнить из нее иконы для иконостаса.
В марте 1895 года (когда о внутреннем мозаичном убранстве еще и речь не шла) был объявлен конкурс на изготовление наружных мозаик для храма Воскресения Христова. В конкурсе приняли участие «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати (Antonio Salviati) и Венецианское мозаичное общество (Società Musiva Veneziana), пользовавшиеся мировой известностью, немецкая фирма «Пуль и Вагнер», а также Мозаичное отделение Академии художеств, имевшее большой опыт работы в Исаакиевском соборе, и, наконец, первая в России частная мозаичная мастерская, основанная в 1890 году А. А. Фроловым. Предпочтение было отдано образцам этой мастерской, благодаря высоким художественным качествам, прочности и быстрой удешевленной технике набора.
Через год после конкурса было предложено использовать мозаику и для интерьера. Создание оригиналов поручили сначала мастерской А. А. Парланда, но вскоре решили заказать эту работу известным художникам, тем более что уже в 1894-1895 годах М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, А. Ф. Афанасьев, В. В. Беляев, Н. А. Бруни, Ф. С. Журавлев, Н. А. Кошелев, А. Н. Новосельцев и другие исполнили эскизы и картоны наружных композиций.
Создание мозаичного убранства Спаса на Крови начиналось в частной студии декоративной мозаики А.А.Фролова, а после смерти мастера в июне 1897 года его заменил младший брат Владимир Александрович Фролов. В.А.Фролов стал крупным мастером русской и советской мозаики и считается главным создателем мозаичного убранства храма Воскресения Христова.
Мозаичные картины покрываеют всё внутреннее пространство храма. Этот уникальный ансамбль создавался под руководством архитектора А. А. Парланда коллективом мастеров-мозаичистов по эскизам 32 художников, среди которых были В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев и В. И. Отмар.

1. Мозаика Преображение, художник Н.А. Кошелев



2. Центральный мозаичный образ Христа Вседержителя, "Христос Пантократор", в плафоне центрального купола, Николай Николаевич Харламов



3. Христос во Славе, художник Н.Н. Харламов



4. Мозаика южного свода "Нагорная проповедь", художник В.В. Беляев



5.



7.



8. Мозаика вблизи



11. Мозаика северо-восточного купола "Спас Благое Молчание", здесь изображение Христа в ангельском чине, до воплощения (то есть до прихода к людям), в виде безбородого юноши с крыльями за спиной



12. Сошествие Святого Духа на апостолов, художник В.В. Беляев



13. Северный киот с мозаичной иконой Александра Невского, по рисунку М. Нестерова



17.



18. Святые князь Владимир и княгиня Ольга, мозаика по рисунку Н. Шаховского


19. Вход Христа в Иерусалим, художник В.В. Беляев



20.



21. Иконостас, выполнен из мрамора в Генуе



22. Справа и слева от Царских врат иконы по рисункам Васнецова (Богоматерь и Спаситель)



23. Царские врата из серебра, украшенные эмалям



24.



25. Сень над местом смертельного ранения царя Александра II, по рисунку А. Парланда


26. Основанием сени являются четыре колонны из алтайской яшмы



31. Жертвоприношение Авраама, художник В.В. Беляев



32.



33.



34. Южный киот



36. Мозаика юго-восточного купола "Спас Эммануил" представляет Христа в отроческом возрасте



37. Мозаика Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек, А. П. Рябушкин



38.



39.



40. Мозаика юго-западного купола "Иоанн Креститель"



Фото со стендов с историей реставрации (как было, что сделали и как стало) смотрите в основной статье.

Еще Питер:
Храм Спаса-на-Крови, внешний вид
Казанский собор - внешнее и внутреннее убранство
Исаакиевский собор, внешнее убранство (1 часть)
Исаакиевский собор, внутреннее убранство (2 часть)
Центральный военно-морской музей, 1 часть
Центральный военно-морской музей, 2 часть
Крейсер-музей "Аврора"
Вагон Санкт-Петербургской "Конки"
Ночной зимний Питер

религия, смальта, пол, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up