Оригинал взят у
guriny в
Стекло и сыр Маннура Гильмиярова. Как делаются витражи? Из чего? Какими инструментами? Сегодня мы получили ответы на все эти вопросы, касающиеся того вида искусства, который сначала казался нам принадлежностью готических европейских соборов и только.
Мы посетили с дружественным блогерским визитом студию "Витраж" Маннура Хаснияровича Гильмиярова. Было нас пятеро. Эдуард Иванович Яхов, Сергей Васильевич Зорин, Маша Свалухина и мы с Алей.
С творчеством Маннура Хаснияровича мы познакомились ещё
в сентябре. Тогда же и возникло у нас желание увидеть, как же рождаются витражи. Искусство витража в городе Новоуральске не было известно совсем. Оно казалось бесконечно далёким от нашего уральского города, от наших привычных уральских видов прикладного искусства. И поэтому было для нас особенно интересным.
И вот мы наконец договорились, наконец собрались. Мы стоим на пороге уютной мастерской. Именно здесь и кабинет мастера, и рабочий стол, где рождаются витражи и всё оборудование, нужное для их изготовления.
Сам Маннур Хасниярович приболел и просил нас его не фотографировать. Поэтому в кадре в качестве главного героя будет его сын Алексей. Отец и сын Гильмияровы работают над витражами вместе.
Здесь Алексей держит в руках ту самую рыбку, которая уже упоминалась в моём блоге.
Но чтобы не оставлять пост без фотографии главного героя, вставлю сюда его фото из "Фейсбука".
Многие новоуральцы знают Маннура Хаснияровича не как мастера прикладного искусства, а как депутата городской Думы от ЛДПР, как руководитея фракции ЛДПР в Думе. Вообще биография его разнообразна и богата на разные крутые повороты. О том, как он начинал заниматься витражом, мастер рассказал нам вот что.
-Раньше я занимался чеканкой.
Чеканил он оклады для икон, потом дарил знакомым священникам. И что-то вдруг повело его в сторону стекла. Оклады для икон - это металл и живопись, а витражи - это металл и цветное стекло. Хотя вроде и неблизко, но что-то общее есть.
Свои витражи мастерская Гильмияровых делает в технике Тиффани. Луис Тиффани - американец французского происхождения. Однажды он с отцом поехал на свою историческую родину. И там был просто очарован витражами готических соборов.
А витражи соборов, витражи традиционные - это довольно сложные сооружения из множества кусочков цветного стекла, соединённые П-образным свинцовым профилем. Стекло входит в в выемку свинцового "П" и так держится. Каждый кусочек стекла нужно окружить свинцовой рамкой. Потом точно также окружить кусочек соседний. И спаять воедино эти две рамки так аккуратно, чтоб шов был незаметен. И так тысячи раз. Получалось сложно, громоздко, да ещё и работа со свинцом вредна для здоровья.
Луис Тиффани упростил создание витражей, сделал их доступными не только для соборов и дворцов, но и для более камерного употребления, для интерьеров попроще. В чём состоит техника Тиффани я вам потом расскажу.
В мастерской можно увидеть самые разные работы Гильмияровых. Они тут повсюду. Солнечный свет проходит через цветные стёклышки, причудливо переливается на гребнях стеклянных волн. Практически всё стекло на этих витражах -волнистое. Это ловушка снов.
А эта работа называется "Сакура".
"Руки". Эти руки взяты из фресок Сикстинской капеллы. Рука Бога и рука Адама. Рука Адама ещё безвольна, безжизненна. Прикосновением руки Господь оживит сейчас своё творение.
А вокруг как будто струится чистый как хрусталь воздух райского сада.
Белые орхидеи.
А мы все, столпившись перед рабочим столом, рассматриваем ещё незаконченную работу.
Это Гейша. А на катушке - оловянный припой.
-Что ж за гейша такая, если у ней губки не накрашены? - спрашивает кто-то из нас.
Мы ж привыкли, что гейша должна быть размалёвана как расписная матрёшка. Лицо, покрытое слоем штукатурки, губки, намалёванные самым неестественным образом, румяна.
А здесь работа выдержана всего в трёх цветах, среди которых совсем нет красного. Сделано это для того, чтоб весь акцент был на глаза, чтоб ничего не отвлекало.
И именно на этой "европейской красавице с японской причёской" я попробую показать вам, "как всё устроено". Сначала берётся рисунок и делается разбивка по цветам. Каждому участку - свой цвет. Большие участки одного цвета если нужно тоже разбиваются на более мелкие. Эскиз вычерчивается на бумаге в натуральную величину. Участки нумеруются. Ниже вы можете увидеть эскиз как раз той части рисунка, где будет причёска. Волосы, бантики, завязочки.
Каждый кусочек-шаблон аккуратно вырезается из бумаги и приклеивается на стекло клеем ПВА. Дальше в дело вступает стеклорез. Нужно вырезать из стекла кусочек, близкий по форме к приклеенной бумажке. Так выглядят уже вырезанные кусочки. Толщина стекла, из которого режут кусочки для витражей - 3 миллиметра.
Стеклорез кстати вот. Не алмаз, просто очень качественный "ролик". С подвижной головкой. И несколько как хитрых, так и совершенно обычных плоскогубцев для обламывания остатков стекла.
Доводка формы кусочков, чтобы они в точности соответствовали бумажным шаблонам происходит вот на этом станке. В центре агрегата видна алмазная головка. Она бешено вращается и спиливает лишнее стекло.
А это алмазные головки, рабочие органы"опиловочного" станка. Они разных форм и размеров.
А это головка с пазом. Зачем паз? Для того, чтоб подгонять толщину краёв стекла под те самые три миллиметра. Стекло-то волнистое, толщина его может слегка колебаться. Почему важно соблюдать толщину краёв, увидите потом.
-А много, наверное, пыли и осколков получается при работе?
-Много. Внук приходит пылесосить три раза в день. И жена постоянно пол протирает.
А когда размеры и форма кусочка доведены до идеальной, в дело вступает фолия. Это лента. Она двухслойна. Первый слой - клейкая плёнка, второй - тонкая медная фольга. Алексей показывает, как это делается. Лента намотана на бобины. Станок освобождает фолию от бумажного покрытия. Её клеят так, чтобы клейкая поверхность намертво приклеилась к торцу стекла, а медная поверхность была снаружи. Этой фолией кусочек стекла оборачивается по периметру.
Изобретение Тиффани было как раз в том, чтобы заменить толстую свинцовую рамку старинных витражей на тонкую медную плёночку. Когда самоклеящихся плёнок ещё не было медную ленту к стеклу клеили воском.
Вот поэтому и толщину краёв стекла подгоняют под три миллиметра, чтоб стекло не было толще, чем ширина фолии.
Здесь хорошо видны руки Алексея и кусочек стекла. Верхняя сторона фолии - медная, нижняя - чёрная, клейкая. Здесь же можно заметить, что фолия совсем немножко загибается, охватывая не только торец, но и чуть-чуть боковые поверхности стекла сверху и снизу. Получается как бы та же буква "П", как из свинца, только гораздо более тонкая, изящная, почти невесомая.
Оклеенный кусочек стекла подставляют на предназначенное ему место на картине. И тут в дело вступает паяльник. В баночке "паяльная вода" - бескислотный раствор, нужный для для того, чтобы припой прилипал к медным краешкам фолии. Немного припоя на жало паяльника. А потом нужно провести паяльником по шву между куочками стекла. Припой растекается идеально. И сразу же спаивает края обернутых фолией стеклянных кусочков. Сам же припой застывает поверх шва ровным, красивым валиком. Этот валик служит границей между двумя цветами.
Получается как книжка-раскраска.
В книжке контур, очерченный чёрным, нужно заполнить цветом. А здесь цвет дан изначально, а оловянный контур наносится потом. Сначала нужно запаять все кусочки с одной стороны картины, а потом, осторожно перевернув, запаять обратную сторону. Потом для придания металлу эффекта состаривания его покрывают патиной.
Гости заворожённо следят за действиями Алексея. Так прямо на наших глазах рождается красота, рождается искусство, незнакомое и прекрасное.
Рассматриваем образцы стекла. Стекло специальное, двуслойное и довольно дорогое. Его везут сначала из Америки в Москву, потом из Москвы в Новоуральск.
-А наши не умеют такое стекло делать?
-Умеют, но наше, русское стекло получается менее качественным. Оно имеет значительный разброс по толщине. Здесь толще, там тоньше.
-Когда я впервые стал это стекло резать, так волновался, что с меня семь потов сошло - говорит нам Маннур Хасниярович.
Вон на том стеллаже - сырьё. Куски стекла. Самого разного. А в коробках - кусочки и остатки помельче. Они тоже идут в дело.
Когда на эти куски падает свет, они начинают как бы сами светиться изнутри.
-А какого размера можно сделать витраж?
-Метра полтора в высоту можно сделать спокойно. Он не развалится.
-А если выше?
-А вот если выше, то тогда для усиления фолии нужно добавлять специальную железную ленту-арматуру.
Лента продаётся вот в таких коробках. Её вставляют между кусочками стекла и потом также пропаивают. С помщью подобной ленты можно делать витражи и на потолках.
-А выставки у вас были? - спрашиваем мы.
-Были. Одна в нашей художественной школе, потом ещё одна в городе Лесном и скоро будет выставка в Невьянске.
Выставка будет 18 февраля в здании детской художественной школы Невьянска. Гильмиярова пригласила на эту выставку директор школы Оксана Жидкова. Выставка будет называться "Музыка стекла".
Власти города "Н" проявили известный интерес к витражам мастерской Гильмияровых. Существуют намерения украсить этими витражами учреждения культуры. Ту же художественную школу, школу искусств (музыкальную). А ещё говорят, что в городе может появиться новое здание музея, для которого тоже понадобятся красивые витражи. Хотят выстроить с нуля большое здание в Южном районе. И в следующем году начнут работать над проектом. Намерения конечно благие, но...
-А стоит это всё сколько? - поинтересовались мы.
Оказалось, что цена на самые большие работы - 30-50 тысяч рублей. Например, на ту же "Рыбку", "Сакуру", "Руки", "Белую орхидею". На работы размером поменьше и соответственно менее трудоёмкие и цена поменьше.
-А сколько времени они делаются?
-Две-три недели.
-А где вы учились?
Оказалось, что учился Маннур Хасниярович в военном училище в Выборге. На вертолётного бортмеханика. Вот его фото в курсантской форме вместе с женой.
А потом кем он только ни был. Служил в армии, в милиции, был предпринимателем. Занимался деревообработкой. Руководил филиалом "Уралэлектромеди". Теперь вот депутат Новоуральской городской думы и мастер витражей. Можно только восхититься неуёмной энергией и деловой хваткой этого человека.
Мы спросили про портрет Петра Первого, висящий на стене.
-Это эскиз.
Козицыну, руководителю УГМК и тогдашнему начальнику Маннура Хаснияровича, всегда нравился царь Пётр. И вот он нашёл художника и заказал ему портрет Петра. Художник написал эскиз, а потом по нему большую картину, метра полтора высотой.
-Занёс я ему в кабинет картину, а Козицына в это время в кабинете не было. Я сказал сектретарю, чтоб он описал мне его реакцию.
Реакция была предсказуемой, Козицын пришёл и обалдел. А эскиз остался здесь.
А под конец Маннур Хасниярович поделился с нами своими планами. Он уже два года вынашивал идею фермерского сыроварения. Сыр получается очень вкусный, ведь он приготовлен из жирного молока 5-6 процентов жирности. Такое жирное молоко специально покупают в деревне Конёво. В сыроварении помогает вся семья. Изготовляют два сорта сыра - филадельфия и качотта. Оба этих сыра мы с удовольствием попробовали.
Подобный сыр мы использовали для приготовления роллов. Только этот полностью натуральный и гораздо вкуснее. Сейчас сыр, который продаётся в магазинах состоит почти наполовину из наполнителей, консервантов и усилителей вкуса. Жуёшь его, жуёшь и не понимаешь, сыр ли это.
Владельцы суши-баров начинают уже заказывать сыр именно у Гильмияровых. Аля вспомнила, что её мама раньше тоже готовила самодельный сыр. Вкус детства.
На прощание Гильмияровы подарили нам вот такую сверкающую феечку с фонарём. Кто-то, увидев её крылья, вдруг сказал:
-Совсем как настоящие.
А теперь мне хочется от всего сердца поблагодарить Маннура Хаснияровича и всю его семью за гостеприимство, за экскурсию и интересный рассказ. И пожелать им удачи и процветания в делах. Чтобы витражи были всегда такими же красивыми, а сыр вкусным. И чтобы все их творческие планы успешно реализовались. Спасибо вам огромное от всех нас. Все находятся под впечатлением от посещения вашей витражной мастерской.