Вот уже два года, как люди, следящие за макроэкономической ситуацией, с тревогой смотрят ближайшее будущее мировой экономики.
Первые месяцы Кризиса проходили на фоне мрачных прогнозов, предвещавших экономический Армагеддон.
Однако администрации большинства государств не сидели сложа руки, и появления всемирного Зимбабве удалось избежать.
Перечислим бегло основные тенденции дня сегодняшнего, опровергающие мрачные прогнозы осени 2008го.
- Пузырь на рынке недвижимости не сдулся окончательно - цены в некоторых регионах мира несколько снизились, на фоне стагнации спроса, а кое-где даже выросли (в первую очередь я имею в виду Китай).
- Корпорации в большинстве своем использовали ситуацию для сокращения персонала и оптимизации издержек - что в итоге привело к росту корпоративных прибылей в 2009 и текущем годах.
- Ставки рефинансирования по-прежнему держатся на рекордно низких уровнях. Дефляции удалось избежать.
- Фондовые рынки в большинстве стран почти восстановили свои докризисные значения.
Ну и где же проигравшие?
Есть такая поговорка: волк - санитар леса.
Так же и периодически происходящие кризисы - санитары экономики.
Затяжные периоды экономического процветания неизбежно порождают огромные пласты неэффективных собственников и нерационально действующих экономических агентов. Предназначение экономических кризисов - периодическая очистка экономик от этой скверны. Как прополка сада от сорняков. Суть кризиса в том, чтобы уничтожить последователей заведомо проигрышных экономических стратегий и увеличить общую эффективность всей системы. Это происходит за счет выработки новых правил и появления новых пластов эффективных экономических агентов, которые занимают экологические ниши, освобождаемые обанкротившимися лузерами.
Например, кризис в России 1998 года позволил подняться легкой и пищевой промышленности благодаря снижению курса рубля. Рост производства в этих отраслях происходил за счет замещения резко подорожавшего импорта.
Однако, не знаю, как вы - но вот лично я не наблюдаю того же эффекта от событий, имевших место в 2008м.
Ни одни крупный производитель чего-либо не прекратил существование свое.
Финансовые потоки текут по тем же направлениям, что и раньше.
Продолжается эпоха дорогой нефти.
Экономическая политика ведущих держав не претерпела существенных изменений, за некоторыми исключениями, о которых мы поговорим ниже.
Ситуация будто застыла в стационаре.
Человек напряженно вглядывается в туман, скрывающий будущее, и задает себе один и тот же вопрос: «Что дальше?».
Бегларян, Сорос, Рубини и прочие армагеддонцы каждый на свой лад пророчат коллапс уже второй год. А он никак чета не наступает.
Бодрые парни из администраций ведущих держав (от амеров до медвепутов) отчитываются о том, что кризис кончился. Однако реального улучшения ситуации, позволяющей с оптимизмом смотреть вперед, так же не происходит.
Мы живем как будто вне времени. Ни мира ни войны. Экономика словно подвешена на ниточках в неведомом пространстве, в клубах тумана.
Давайте же вспомним, почему не произошло полномасштабного кризиса, денежной метлой выметающего неэффективных собственников из экономической избы и дающего старт Новому Витку Роста.
Произошло это главным образом благодаря финансовым вливаниям в экономику со стороны администрации США, Великобритании и стран Евросоюза. Я имею в виду и спасение Дженерал Моторс, и выкуп AIG, и вливание биг бабла в амерскую и европейскую банковские системы, и программы субсидий на покупку новых автомобилей при утилизации старого, и инфраструктурные проекты Китая. Основные изменения в экономической политике России свелись к введению протекционистских мер для автопрома. Ну и программа утилизации старых авто, которая была введена через год (если я правильно помню) после того, как такие же начали проводить в США и Европе.
Ну да и фиг с ним - Россия в данной ситуации стоит на периферии событий, основная роль принадлежит амерам, европеоидам, и китайцам.
Итог всех этих мер свелся к тому, что триллионы долларов, которые мировые державы влили в свои экономики, фактически спасли мир от катастрофы. В то же время, эти деньги приняли форму государственных долгов некоторого ряда стран.
Что в конце концов и приводит нас к ответу на заданный выше вопрос «Ну и где же проигравшие?»
Проигравшими в данном случае являются госбюджеты США, Японии, стран Евросоюза, и Великобритании. Китай, как мы помним, реализует сейчас принятую в начале 2009го программу инвестиций в инфраструктуру стоимостью в 500 миллиардов долларов. Увеличивать госдолг ему для этого нет нужды, ибо имеются самые большие в мире резервы. То есть по факту произошел перенос финансового бремени, порожденного кризисом, с плеч банков и корпораций на плечи нескольких государств.
Повторюсь, что кризис для экономики - однозначно здоровое и нужное явление - дальнейший виток экономического роста невозможен без предварительного существенного падения.
В сложившейся ситуации мы имеем десятилетие бурного экономического роста, сопровождавшееся раздуванием пузырей на рынках недвижимости, сырья, продовольствия и фондовых рынках планеты. А вот никакого реального падения мы после этого не имеем. Потому что все потери взяли на себя госбюджеты нескольких стран.
Таким образом, никакие экологические ниши в мировой экономике не освободились. Никто не обанкротился (из крупных операторов рынка). Все осталось, как и было.
А это означает, что некуда экономике расти.
Старый виток роста завершен.
А для начала нового необходимо падение вниз, которого не было.
Вот такой вот Советский Союз получается в мировом масштабе.
При самом неблагоприятном раскладе все это вырисовывает нам перспективу «потерянного N-дцатилетия» по типу Японии 90-х.
Однако, я писал данный опус не для того, чтобы создать грустную картину будущего бесперспективняка и на том откланяться.
Отнюдь.
Ниже я озвучу свое видение возможного выхода из затянувшегося кризиса, который и создаст в итоге условия для Нового Начала.
Итак, основной проблемой на сегодняшний день становятся триллионные государственные долги, которые тяжелыми гирями повисли на США, Европе, Англии, и Японии. Обслуживание этих обязательств не дает возможности в полной мере стимулировать экономический рост через снижение налогового бремени, реализацию инфраструктурных проектов и размещение госзаказов. Ситуация ухудшается еще и тем, что долговое бремя тяжкой ношей давит на основной локомотив мировой экономики - Американского Потребителя. Американцы обременены огромным количеством долговых обязательств и имеют малую норму накоплений. Попытки администрации Обамы снова раскрутить маховик потребкредитования до тех оборотов, которые он набрал перед кризисом, вряд ли имеют большие шансы на успех. Люди же не идиоты в конце концов. Статистика показывает, что в последние 2 года американцы начали больше сберегать и меньше тратить, что вполне разумно и объяснимо. Полагаю, что большинство американских граждан в ближайшие лет десять не будет обременять себя кредитами почем зря, насмотревшись в последнее время по телевизору душераздирающих историй о жертвах ипотечного кризиса, которые теряют свои дома и оказываются на улице. Поэтому удержание ставки рефинансирования околонуля не даст тех результатов, что дало в начале 2000х, после краха доткомов. Нужно что-то еще.
Вот об этом самом «еще» я и хочу «поведать миру» (с) Фрёккен Бокк.
Решение, которое я озвучу, лежит на поверхности, и полагаю, что администрация Обамы уже рассматривает его, как один из рабочих вариантов на тот случай, если текущая политика не даст результатов. Господин Гайднер пока еще успокаивает мировую общественность, отвергая саму идею «валютных войн», но ФРС уже спускает своих псов, о чем и было заявлено 4 ноября. Я по прежнему не уверен, что такой вариант будет реализован, поскольку его последствия были бы разрушительны для некоторых социальных групп в течение нескольких лет. Однако действия американских монетарных властей говорят в пользу того, что вероятность весьма велика. Если же это все-таки произойдет - спустя несколько лет, когда пыль уляжется, нас будет ждать еще как минимум одно прекрасное десятилетие всеобщего прогресса и процветания. Однако перед этим мировая экономика претерпит ряд пертурбаций, которые негативно отразятся на многих из нас.
Итак, вот этот сценарий:
Федеральная Резервная Система США по согласованию с администрацией президента и правительством приступает к масштабной эмиссии доллара. Деньги тратятся целенаправленно на субсидии штатам и муниципальным образованиям для покрытия дефицита бюджетов, на инфраструктурные проекты и поддержку населения в различных формах - например в форме субсидирования процента по ипотечным кредитам. Таким образом, в экономику начинает поступать большой объем ничем не обеспеченной денежной массы. Увеличение объема денег в экономике раскручивает маховик инфляции. Доллар США в итоге теряет доверие иностранных инвесторов, что приводит к быстрому падению курса национальной валюты.
Мировая практика показывает, что превращение нормальных инфляционных процессов в сумасшедшую гиперинфляцию может произойти в течение нескольких месяцев. Обесценение национальной валюты на несколько порядков в течение года - событие, которое не раз имело место в мировой истории. Это и Германия после 1й мировой войны, и современная нам Зимбабве.
Не искушенному обывателю может показаться, что намеренная реализация такого сценария - преступление против собственного народа. Однако это не так в случае США.
Давайте рассмотрим последствия гиперифляции для Америки.
Во-первых, госдолг США составляет на сегодняшний день около 13 триллионов долларов. При удешевлении доллара хотя бы в 10 раз, Штаты оставят с носом и китайских товарищей, и японцев, и российский ЦБ. Ценность их золотовалютных резервов скукожится как ебалайка чувака из видео про Дэвида Блейна, однако для Штатов это будет означать снижение госдолга в десять раз - ибо ничто не помешает амерской администрации индексировать налоги (из которых обслуживается госдолг) на величину инфляции!
Более того, ничто не мешает штатам девальвировать доллар и в сто, и в тысячу, и в миллион, и в миллиард раз. Пример Зимбабве показывает, что в этом случае sky’s the limit.
Во-вторых, резкое снижение стоимости нацвалюты даст фору американским производителям (в первую очередь я имею в виду производителей оружия и автопром). Дополнительный плюс - распродадутся излишки недвижимости - европейские, арабские и азиатские инвесторы будут расхватывать подешевевшие в иностранных валютах квадраты как горячие пирожки.
В третьих, в огне гиперинфляции сгорят долги американских домохозяйств. Ибо американские банки не смогут проиндексировать процентные ставки по кредитам так, как может проиндексировать свои налоги правительство страны.
В этом пункте я не учитываю кредиты, выданные на условиях плавающей ставки, но что мешает американской администрации законодательно изменить правила для банков незадолго до начала операции, например обязав их не повышать процентную ставку по ранее выданным кредитам выше какого-то рубежа?
В четвертых, стоимость американских фондовых активов, номинированных в долларах, улетит в небеса. Что позволит приближенным к администрации крупнейшим финансовым группам поднять огромные деньги на спекуляциях.
Таким образом, после краткого периода гиперинфляции Америка восстанет как феникс из пепла - столь же могущественная с военной точки зрения, с такой же развитой инфраструктурой, и в то же время обновленная, очищенная от долгов - и многократно более привлекательная для мировых инвесторов!
Далее доллар можно деноминировать, убрав с него лишние нули, и пожинать плоды успеха :)
Самое прикольное в том, что все же будут понимать, что Штаты снова поимели остальное человечество, но никто ничего не сможет сделать при всем желании!!!
А после того, как доллар будет деноминирован, а долги фактически списаны - американские бумаги будут снова восприниматься, как самые надежные в мире, потому что все будут понимать, что в ближайшие минимум 30 лет США не будет необходимости повторять этот сценарий.
Домохозяйства смогут снова наращивать долговое бремя, служа локомотивом мировой экономике. А администрация сможет так же спокойно наращивать размер госдолга, потому что доверие к ее бумагам будет выше, чем до кризиса.
Вот такое элегантное решение.
Теперь внимание - вопрос: «А где же проигравшие?»
Думаю, ответ на него достаточно очевиден.
Во-первых, это множество мелких банков, не приближенных к администрации. Системообразующие институты, полагаю, предупредят заранее. Мелкие же игроки повылетают на массовом обесценивании выданных кредитов. Их активы перейдут к крупным игрокам.
Хотя - не факт. Банковская система России начала 90-х озолотилась на спекуляциях дешевеющей нацвалютой по отношению к доллару. Ничто не мешает банковской системе США пойти той же проторенной дорожкой.
Во-вторых, это американские пенсионеры - их пенсии обесценятся. Впрочем, после фактического списания всех долгов государство сможет проиндексировать пенсии своим гражданам в «новых» долларах. Ведь мировые рынки капитала с радостью поглотят новые гособлигации!
В третьих - это центробанки, имеющие большую долю доллара в золотовалютных резервах.
В четвертых - это китайские производители всего и вся.
В пятых - это страны зоны евро. Европейский ЦБ не может быть столь же мобилен в своих решениях, как ФРС, потому что вынужден учитывать интересы ряда противоположных групп. Одним странам Евросоюза выгоден дорогой евро, другим - нет. Поэтому действия европейского ЦБ однозначно будут запоздалыми, и стоимость евро будет колебаться в широком диапазоне.
Думаю, что японцы при таком раскладе так же все профакают - их администрация весьма неповоротлива, имхо.
А вот бритиши, полагаю, успеют среагировать быстро, и если амеры начнут опускать свою валюту - так же оперативно опустят фунт. Выгоды для национальной экономики будут примерно теми же, что и для штатов. Список проигравших будет тот же.
Нефть в этом случае может стать на некоторое время спасительным активом для бегущих от доллара инвесторов - так что российский фондовый рынок так же имеет шанс улетать в небеса по мере роста стоимости барреля.
Вся эта история может вполне уложиться в три года.
Такой вот сценарий.
Кто что думает?