О Св. Патрике сегодня известно куда больше мифов, чем фактов. Это и подчерпнутая в «Книге Бурой Коровы» история воскрешения Кухулина, и повествование встрече святого с Ойсином (которого к тому же путают с Оэнгусом) и легенда об изгнании из Ирландии всех змей и о двери в чистилище, найденной им на острове Стейшен.
Но что же в действительности известно нам о личности этого столь популярного святого и о его жизни?
Родился будущий апостол Ирландии в Южном Уэльсе в около 389 года. Его отец Кальпурний - римский декурион и член городского совета был также и дьяконом. Мать была близкой родственницей св. Мартина Турского - покровителя Галлии. Но, несмотря на всё это, Суккат (так назвали мальчика) был довольно далёк от веры.
Шестнадцати лет отроду он был похищен шотландскими пиратами и продан в рабство в Ирландию. Там его хозяином стал вождь клана Антрим Милрх. Патрик пас у него овец. Неожиданное пленение и жизнь вдали от родины обратили взор Патрика к Богу. Юноша стал усердно молиться, читая «до ста молитв в день»(Исповедь: 16) и углубился в покаяние.
Проведя в плену шесть лет, в одну из ночей он получил откровение, побудившее его бежать. Пройдя многие километры Патрик прибыл наконец в порт, где несмотря ни на какие уговоры не смог получить место на корабле. Лишь обратившись с просьбой о помощи к Богу, Патрик смог добиться от капитана разрешения плыть в его команде.
Так он попал в Галлию где обучался под руководством Св. Германа. Для борьбы с пелагианской ересью, предполагавшей возможность спасения без участия благодати, Патрик со своим учителем возвращается в Британию.
Несколько лет спустя, получив благословение от папы Целестина, он направляется в Ирландию для проповеди. На его пути неожиданным препятствием встаёт долгая борьба за епископский сан (Исповедь: 27), к которому его пытаются недопустить.
В 432 Патрик наконец попадает на Изумрудный Остров, который ему предстоит сделать Островом Святых.
Уже через год, на Пасху 433, он проповедует в Пяти Королевств Таре перед троном Верховного Короля Ирландии.
Труден был путь проповедника через языческие земли.
На равнине Маг Слехт Патрик сокрушает древний идол Кромм Круах. В Ирландских лесах его ждёт засада, устроенная королём по наущению друидов. Придя к стенам Тары на кануне Бельтана, Патрик и его спутники, вопреки древнему языческому обычаю, запрещавшему в эту ночь зажигать любые огни раньше, чем загорится ритуальный Огонь Короля, складывают огромный костёр. Жрецы - друиды коворят королю. Что «если этот огонь не будет погашен сегодня», тот кто зажег его «будет царствовать». Войнам короля Лоэгайрэ не удаётся погасить плямя, зажженное в честь Пасхи и на утро Патрик в епископском облачении вступает во главе пасхальной процессии в столицу ирландских земель.
Именно там он впервые использует трилистник клевера, как аллегорию Бога-Троицы.
Рассказывают, что для того, чтобы обратить Лоэгайрэ в христианство святой воскрешает легендарного Кухулина и тот свидетельствует об истинности учения, проповедываемого Патриком. Творя многие другие чудеса он обходит страну от Ольстера на севере, до Кэшела на юге.
В 444 г. основана епископская резиденция в Армахе(Armagh, ирл. Ardmacha - «возвышенность Махи»), ставшая со временем главной епархией Ирландии. ( В XIII в. там был возведён собор Св. Патрика(перестроенный в XVIII в)
Умер Патрик в Сауле в 461 году 17 марта, приступив прежде к Святому Причастию. Птицы поют на его могиле.
Первая рукопись, содержащая сочинения Патрика - «Книга Армы», составленная в XI в. Ныне она хранится в Тринити-колледже в Дублине.
О деяниях святого рассказывается и в «История Бриттов» Ненния, и в записи Тиренаха еп. Ардбракканског(графство Мит)(670-700 гг.)
Основным источником информации о Патрике помимо его «Исповеди» является житие, написанное Мурьху из Армы(680-700 гг.), сыном агиографа Св. Бригитты.
Более всего известно житие, написанное Джоселином Фурнскис в 1185году.
Первая рукопись, содержащая сочинения Патрика - «Книга Армы», составленная в XI в. Ныне она хранится в Тринити-колледже в Дублине.
Дополнительное:
Христианство в Ирландии до Патрика:
Папа Целестин I (422-432 гг.) посылает Палладия к «ирландцам, верующим во Христа» сообщает Проспер Аквитанский.
432 - прибытие Палладия на остров.
Так же предшественниками Патрика традиционно считаются свв. Киаран, Деклан, Аилбе и Аббан.
Легенда о низвержении Кром Круаха, приводится в виде поэмы в составе Лейнстерской, Баллимотской и Леканской книг и в качестве прозаического диннсенхуса в т.н. Реннском манускрипте.Возможно она связана с библейским рассказом про пророка Илию и статую Ваала. Маг Слехт - «Равнина Поклоненья» - местечко возле современного селения Баллимагавран, графство Каван.
Отрывок из поэмы:
Здесь возвышался
Воинственного вида грозный идол,
Носивший имя Кромм Круах;
На всех соседей наводил он страх.
Какая мерзость!
Ему издревле поклонялись гэлы.(…)
Творя ужастные злодейства
И кровью обагряя Кромм Круаха.
Пшеницу с молоком
Они поспешно у него просили
За треть потомства в жертву принесённого;
Велик был страх и ужас перед ним
Пред ним покорно
Ниц повергались гэлы благородные.
С тех пор, в воспоминанье дел позорных,
То место стали звать «Равниной Поклоненья».(…)
По сторонам [стояли]
Четырежды по три таких же истукана.
Чтобы привлечь внимание толпы,
Сам идол Кромма сделан был из золота.
Со времени правленья
Почтенного издревле Гермиона
Здесь люди поклонялись тем камням,
Покуда не пришел блаженный Патрик.
Он молотом по Кромму,
От головы до пят по идолу прошелся,
И раскроил на мелкие куски
Позорный идол, древле там стоявший.
(пер. С. Голова, А. Голов)
перевод Заславского По поводу названия идола трёхчастное житие Св. Патрика - компиляция XV в., объединяющая несколько гэльских рукописей говорит, что при приближении Патрика демон покинул изваяние и оно накренилось. Отсюда и привычное нам название идола Кромм Круах - Наклонившийся с Холма, ранее звучавшее как Кенн Круах - Повелитель Холма.
Святой Патрик в искусстве:
Ранние иконографические изображения Патрика - «кельтский крест» короля Фланна в Клонмакнойсе (X в.)Крест св. Патрика в Кашеле (XII в.)
С XV в. святой изображается в одеянии епископа. Его атрибутами служат трилистник клевера, патерисса(пастырский посох епископа - развился из посоха путника) и змей.
Произведения Патрика
Молитва "Щит Св. Патрика"("Мольба оленя"), прочитанная Патриком и его спутниками когда они преодолевали засаду Лоэгайрэ.
Я восстаю ныне великой силою
воззвания ко Троице,
верою в Троичность,
исповеданием Единства
Творца всего творения.
Я восстаю ныне
силою Христа и Его Крещения,
силою Его Распятия и Погребения,
силою Его Воскресения и Вознесения,
силою Его пришествия на последний суд.
Я восстаю ныне
силою любви Херувимов,
силою послушания Ангелов,
силою служения Архангелов,
силою надежды воскресения и благовоздаяния,
силою молитв Патриархов,
силою провозвестия Пророков,
силою проповеди Апостолов,
силою веры Исповедников,
силою непорочности Девственниц,
силою деяний Праведников.
Я восстаю ныне
силою Небес,
светом Солнца,
сиянием Луны,
славой Огня,
быстротой Молнии,
порывом Ветра,
глубиной Моря,
постоянством Земли,
крепостью Камня.
Я восстаю ныне
Божьей силою, меня ведущей,
Божьим могуществом,меня укрепляющим,
Божьей мудростью, меня направляющей,
Божьим оком, меня соблюдающим,
Божьим слухом, мне внемлющим,
Божьим словом, мне глаголющим,
Божьей дланью, меня хранящей,
Божьим путем, мне предлежащим,
Божьим щитом, меня ограждающим,
Божьим воинством, меня сберегающим
от демонских уловлений,
от скверных искушений,
от природных похотей,
от всех, кто желает мне зла,
дальних и ближних,
единых и разделенных.
Я призываю ныне
все силы эти оградить меня
от всего, без милости восстающего
на мои тело и душу,
от заклятий лжепророков,
от злоучений язычников,
от лжеверия еретиков,
от обмана идолослужения,
от злого колдовства,
от тех знаний, что губят тело и душу.
Христос ныне обороняет меня
от яда и огня,
от потопления и ран
дабы даровать благо в изобилии.
Христос со мною,
Христос предо мною, Христос за мною,
Христос во мне, Христос подо мною, Христос надо мною,
Христос справа меня, Христос слева меня,
Христос где я лежу, Христос где я сижу, Христос где я стою,
Христос в сердцах, помышляющих о мне,
Христос в устах, говорящих о мне,
Христос в очах, видящих меня,
Христос в ушах, внимающих мне.
Я восстаю ныне великой силою
воззвания ко Троице,
верою в Троичность,
исповеданием Единства
Творца всего творения.
Спасение от Господа.
Спасение от Господа.
Спасение от Христа.
Спасение Твое, Господи,
да присно пребудет с нами.
Аминь.
На ирландском и английском Примечания.
Даты могут быть неточны - сдерживающим их в определённых рамках фактом является только то, что «Исповедь», будучи написана Патриком в конце его жизни содержит цитаты не из Вульгаты, а из более раннего перевода Библии, что ставит отнесение смерти святого к 491 г. под сомнение и заставляет придерживаться примерно тех дат, что указанны здесь.
Извините за неунифицированное написание имён и названий.