Как строится московское метро. Строительство ствола водоотливной установки на ТПК.

Oct 20, 2016 23:39

Оригинал взят у rajon_pride в Как строится московское метро. Строительство ствола водоотливной установки на ТПК.
Сегодня волею судеб удалось побывать на строительной площадке Третьего пересадочного контура (ТПК) или иначе "Второго кольца" московского метрополитена, а именно на его северо-западном пусковом участке. Данный участок по заявлениям правительства Москвы должен быть пущен в декабре 2016-го года, однако, как кажется лично мне, скорее будет пущен не раньше весны 2017-го года. Участок включает в себя станции Петровский парк (с пересадкой на станцию Динамо Замоскворецкой линии), ЦСКА (проектное название - Ходынское поле), Хорошёвская (с пересадкой на Полежаевскую Таганско-Краснопресненской линии), Шелепиха (переход на одноимённую станцию МЦК) и Деловой центр (скорее всего обзовут иначе потом, потом же будет переход на одноимённую станцию Калининско-Солнцевской линии, которую закроют ввиду временного объединения этих линий в одну на период достройки других участков, а также станцию Выставочная Филёвской линии). В данном репортаже я хочу осветить строительство ствола на перегоне Хорошёвская - Шелепиха, который необходим для строительства водоотливной установки (ВОУ) на данном перегоне.
Водоотливная установка представляет собой зумпф, который будет находится в самом низу ствола, ниже уровня уже построенных перегонных тоннелей в их низшей точке. Глубина ствола примерно 60 метров, вода из тоннеля будет сливаться в зумпф, откуда по стволу будет насосами откачиваться наверх, в городскую систему канализации.
Данный ствол строится с помощью уникального комплекса - стволопроходческой машины немецкой фирмы «Herrenknecht AG» VSM-10000, самой новой и современной, которые эксплуатируются в мире. Всего таких машин существует 10, 11-я в стадии создания. 4 из них - в России. Я не буду здесь вдаваться во все технические подробности данного комплекса и его собратьев, расскажу вкратце, кому интересно почитать подробности во всей красе - рекомендую вот это обсуждение на прекрасном форуме «Наш транспорт».

Приступим.

1. Ствол. Сначала ставится ножевое кольцо, которое вгрызается в грунт, потом монтируется сама машина, которая на лебёдках идёт вниз, параллельно разработке породы на глубине ножевое кольцо опускается, а сверху ставят новое. И так до конца. По окончании проходки - комплекс поднимается, ствол осушается.



2. Площадка очень чистая и компактная, расположена на территории действующего вполне автосервиса. Вот её моют.


3.


4. Провода-шланги.


5. Сепараторная. Сюда выдаётся порода и вода, закачанная в ствол на время работ.


6. Центрифуга. Она перерабатывает размельчённую породу, смешанную с водой. Всё это подаётся на-гора по шлангам из ствола, а устройство разделяет их. Вода на время работы возвращается в ствол...


7. Вот по этому монитору за центрифугой следят и управляют её работой.


8. Отделённая от воды порода откатывается вот так. Потом её с помощью экскаваторов грузят на самосвалы и вывозят за пределы Москвы.


9. Всё это тянется под воду, где ведёт работу стволопроходческий комплекс.


10.


11. Юмор проходчиков Мосметростроя :)


12. Шланги-кабели опять. Красота!


13. Слева - действующий автосервис, за ним стройка. Очень компактно.


14. Элементы будущих колец ствола. Кольцо в данном случае составляет три таких блока. Кстати, проходка ствола составляет примерно 2 метра в день, так что скоро закончат. Для комплекса это 9-я проходка ствола вообще, а для ВОУ - 2-я, ранее он поработал на Дмитровском радиусе Люблинско-Дмитровской линии, а также на северо-восточном участке ТПК в районе Электрозаводской.


15. Ствол. Комплекс где-то на глубине 42-х колец :) Лебёдки, которые его держат с трёх сторон, ну и всякие шланги-кабели опять :) А через трубочку справа (слева тоже такая есть, но не попала в кадр), наращивая её заодно со стволом, замеряют глубину ствола.


16. Вот обратите внимание как стоит верхнее кольцо. Скоро его будут опускать вниз и ставить сверху очередное.


17. Пошла обратно в ствол технологическая водичка из сепараторной.


18. Домкрат.
После погружения ствола шахты на 1 м с помощью специальных гидравлических домкратов, расположенных на опорной раме, производится монтаж очередного кольца железобетонной водонепроницаемой обделки.
Комплекс гидравлических домкратов, обеспечивающих усилие до 2000 т, нужен не только для оказания дополнительной нагрузки при опускании ствола шахты в прочных грунтах, но и для поддержания ствола от неконтролируемого оседания в слабых грунтах.


19. Местный "музей". Что выкопали помимо обычной породы. Как это оказалось на такой глубине - тайна, покрытая мраком.


20. Пульт управления комплексом.


21. Справа диаграмма - на ней в режиме реального времени отображается проходка по секторам ствола. Серым отмечено то, что уже пройдено, жёлтым - то, что нужно, а зелёным то, что в процессе.


Кстати, вот вам видео, где видно сам комплекс и принцип его работы.

image Click to view



22. Внимательные заметят, что кольцо готово и ствол, съев ещё грунта, опустился ниже отметки, которая была на фото № 15.


23. А тем временем ещё одно кольцо надо собирать. Вот первый блок на подходе.


24. Раз и готово!


25. Ещё один...


26. ...И тоже готово. Установлен. Процесс занимает совсем немного времени.


27. Третий блок тоже установили, очередное кольцо готово. Работники Мосметростроя скрепляют его и заливают щели.


28. А потом на радостях пишут на нём краской названия своих любимых команд. В данном случае присутствовали ЦСКА, Зенит и Спартак :)


На этом на сегодня закончим :)
Спасибо за внимание. И огромное спасибо работникам ММС за интереснейшую экскурсию по площадке!

P.S.
Вручную такой ствол тоже можно пройти, и большинство из них так и проходятся, но иногда это может затянуться даже не на один год, ибо на глубине 15-20 метров начинает хлестать вода, а вот этому девайсу она нипочём, поэтому стволы проходятся гораздо быстрее, чем по-старинке.

фото

Previous post Next post
Up