Оригинал взят у
kviten в
МММ (Музей Минского Метро)На этой неделе свой День Рождения отметил Минский метрополитен: ему исполнилось 32 года. Дата не круглая, но внушительная. Метрополитен, решение о строительстве которого принималось с большими сложностями, в настоящее время занимает 4 место по пассажиропотокам в СНГ, оставив далеко позади по этому показателю системы, открытые гораздо раньше.
Прошлой осенью, 11 сентября 2015 года, у метрополитена появился свой музей. В
обзоре станций Минска я уже упоминал о нём, когда экспозиция только готовилась. А сейчас в честь дня рождения приглашаю на фотоэкскурсию.
1. Музей находится на станции Могилёвская, конечной Автозаводской линии на юго-востоке. Как и многие станции в Минске, она является двухъярусной, на нижнем этаже непосредственно находится пассажирская платформа, а на верхнем - технические помещения. Вот здесь они и были использованы для музея
2. Вход в музей отдельный из вестибюля, осуществляется через турникеты по обычным жетонам
3. На стенах галерей вдоль станции размещено большое количество исторических фотографий
4. Началось строительство в 1977 году в районе станции Парк Челюскинцев
5. Широкое применение получил московский метод строительства с использованием "стен в грунте". Массово применялись буронабивные сваи
6. Большая заслуга в том, что в Минске метро начали строить, принадлежит Петру Мироновичу Машерову, первому секретарю ЦК компартии БССР, который буквально выбил строительство. К сожалению, он не дожил до пуска первой линии, погибнув в автокатастрофе
7. 29 июня 1984 года начато регулярное движение поездов от станции Институт Культуры до Московской, а на следующий день, 30 июня, станции открылись для пассажиров
8. С этого момента и началась славная история минского метро
9. В центре музея расположена кабина вагона метро. Она была привезена в Минск из Москвы специально для музея: вагон этот раньше работал в депо Сокол
10. Каждый посетитель может почувствовать себя машинистом. Именно номерные являются единственным типом подвижного состава в минском метро. На третьей линии, которые строятся сейчас, хотят использовать вагоны компании Штадлер, но кто знает, что в итоге получится
11. Напротив кабины - дефектоскопная тележка, используется для проверки состояния путей
12. Также в музее оборудованы два выставочных зала, стилизованные под вагоны метро
13. И изнутри тоже оформлено в стиле вагона. Здесь собрано множество уникальных артефактов
14. Документы о начале строительства
15. Сборники материалов из прессы, посвящённые минскому метро
16. Причём подборки эти делали простые минчане, которые потом передали их в дар музею (Волгоградская - проектное название Московской, Московская - Института Культуры)
17. На складах были найдены керамические панно, предназначенные для оформления станции Площадь Якуба Коласа
18. Как я понимаю, их изготовили больше, с запасом, и теперь они пополнили экспозицию музея
19. Фрагменты отделки других станций
Московской линии
20. А вот они на станции Институт Культуры
21. К вопросу об истории: в этот приезд меня приятно удивило то, что на станции Парк Челюскинцев включили оригинальные светильники, станция прямо по другому смотрится, гораздо интереснее. Вот это отношение к истории! А фрагменты люстры тоже есть в музее
22. Но вернёмся в музей: история средств оплаты. Изначально в Минске планировали ввести металлические жетоны, но из-за в итоге остановились на пластмассовых с магнитными вставками. Эксперименты проводились и с цветом жетонов, в итоге был выбран малиновый
23. Позже были внедрены магнитные карточки, сейчас вовсю используются бесконтактные
24. Пульт со станции Московская. Действующий - можно наблюдать как диспетчер видит движение составов
25. В Минске, как и во многих городах, был именной пионерский поезд, построенный на средства от собранного металлолома
26. Старые схемы метро и график движения первого поезда. Схема слева относится к первому периоду независимости, когда государственным языком был только белорусский. Также здесь ещё цвета линий не поменяны местами: Московская - красная (как и положено первой линии), Автозаводская - синяя. В этой же витрине ключи от новых участков, куда ж без них
27. Иногда к открытию создавали вот такие прекрасные медали
28. Памятные значки
29. И, конечно, подарки от дружественных метрополитенов: Киева
30. Из Москвы
31. Изучать историю в Музее можно долго
32. А можно и по книгам. Жалко, что они были изданы маленьким тиражом, но часть из них
доступны в сети
33.
34. Второй зал находится в процессе наполнения. Здесь размещены картины художника Святослава Федоренко, посвящённые метростроевцам
35. Электрооборудование
36. Находки при строительстве третьей линии - дореволюоцинные рельсы
37. Вот такой музей, хоть и компактный, но насыщенный
38. Мостик из прошлого в современность. Вот пуск станции Пушкинская, как видно, она сдавалась ещё без своих фонарей
39. Сейчас они, кстати, тоже включены, это приятно
40. Хочется пожелать, чтобы открытия станций в Минске случались как можно чаще и музей пополнялся новыми экспонатами
41. И чтобы все перспективные планы воплотились в жизнь
42. А музей рекомендую к посещению, будете в Минске - обязательно сходите
Благодарю пресс-секретаря Минского метро Кузьмина Андрея Александровича за организацию съёмки и сотрудника музея Карасик Елену Анатольевну за интересную экскурсию
Мои другие записи на схожие темы
Центр профориентации московского метро Музей петербургского метрополитена Музей нижегородского метро