Оригинал взят у
spjasshka в
Котельники: позор московского метро. Недавно окончилась большая эпоха в жизни московского метро. Каки пафосно бы это ни звучало, но то метро - метро Кагановича и Кравца, метро Душкина, Алёшиной, метро Лужкова и нас с вами - ушло. "Дворец пролетариата", "Лучший в мире метро" - эти лозунги с транспарантов и сердец метростроителей, перекочевали в пыльные музеи.
В этом посте не будет традиционных дисклэймеров типа "это всё моё личное мнение" или "никого не хотел обидеть". К сожалению то, что здесь написано - это не более и не менее, чем объективная действительность. Стоит сказать, что случай не какой-нибудь из ряда вон выходящий - Котельники как зеркало отразила все перемены в отношении к метрополитену и транспорту в целом в последнее время.
Уже предчувствую многочисленные комментарии "а пассажирам нравится, значит, так и надо делать" или "метро ж это транспорт, можно было вообще просто покрасить стены штукатуркой и смонтировать потолок армстронг". Что ж, они будут только подтверждать нижесказанное.
Давайте посмотрим на первоначальный проект станции:
Он далеко не идеален. Его можно критиковать, и критиковать за дело, например, за не очень удачный материал колонн. Но это хотя бы архитектура!
01. А это назвать архитектурой ну никак нельзя.
Как так вышло? А очень просто. В один прекрасный день рабочие начали монтировать отделку станции. На
небезызвестном форуме выложили фотографии монтажа колонн, и тут все заметили, что они как-то не очень похожи на то, что изображено на визуализации принятого к рассмотрению проекта... Стали копать. Выяснилось, что под шумок, без малейшей огласки, проект поменяли в сторону жесткого удешевления и экономии на материалах. Причем проект отделки станции составляла контора, занимающаяся жилищно-коммунальным хозяйством! ЖКХ, Карл!
02. Желтая дверь дисгармонировала бы с архитектурой, если бы архитектура была.
Для проектирования московского метро всегда приглашали лучших архитекторов своего времени: в нём трудились Фомин, Щусев, Душкин, его проектировали Таранов и Быкова, Лихтенберг, Колли и Теплицкий... В послесталинские времена всеобщего упрощения и типизации метро оставалось островком относительной свободы: для него разрешали такие дорогостоящие материалы, как мрамор, метро позволялось украшать скульптурами и рельефами, что, например, в жилом домостроении было немыслимо.
Даже в столь нелюбимом нами метро 60х-70х работали такие мастера, как Алешина, Погребной, Вигдоров - архитекторы не последнего звена в СССР.
И теперь оказывается, что метро может спокойно спроектировать организация, никакого к архитектуре и сооружениям отношения не имеющая в принципе.
03. Один торговый центр на фоне второго торгового центра.
Вы можете сказать: ну всё равно же получилась отличная красивая станция! А вот нет. Такой безвкусицы я ещё никогда в московском метро не видел.
04. Сочетание мрамора с алюминиевыми панелями делает последний похожим больше на дешевый кафель "под мрамор" из общественного туалета.
Ну и раскладка камня: об этом проектировщики, как я понимаю, вообще не слышали.
05. Один общественный туалет на фоне другого общественного туалета.
Тонированные стекла в архитектурной среде считаются дурным вкусом; впрочем, не это здесь главное, а полное отсутствие архитектуры как таковой. Стои́т, и ладно.
06. Тесный и неудобный вестибюль.
Здесь мы видим всё то же сочетание металла с мрамором, сильно огрубляющее и дешевящее последний.
07. Лавочка цепляется за штаны, поэтому её прикрыли оргстеклом.
08.
09. Чтобы дойти до станции, нужно сначала спуститься на 36 ступеней, потом ещё на 8, потом подняться на 3, а затем спуститься по эскалатору. Сравните с концепцией 1937 года "эскалатор от уровня земли до уровня платформы" и почувствуйте разницу.
Если приведенные доводы всё ещё не убедительны, давайте посмотрим на нормальную архитектуру: источник всех фотографий -
широко известный в узких кругах сайт.
Где-то в Мюнхене
и Котельники
Marienplatz station, Munich
и Котельники
Oriente train station by Santiago Kalatrava (да хоть бы и наземная)
и Котельники
Twin stations by sporarchitects
и Котельники
Список можно продолжать бесконечно. Надежду подают лишь проекты последующих станций: вроде как среди них есть парочка неплохих. Ну и конкурсные варианты Солнцево и Новопеределкино. Посмотрим, что из этого должно выйти. Но то, что сделали с Котельниками, если прилично выразиться, отнюдь не вызывает положительных эмоций.
upd: огромные извинения за кат, я не заметил: отправлял с мобильного приложения, а там всё через одно место. Простите пожалуйста, приношу искренние извинения, чесслово, я не хотел и даже не подозревал.
upd. 2: тем, у кого бомбануло: не принимайте близко к сердцу))