Как уже многим известно, сейчас
проходит голосование за лучшую схему Московского метро, которая уже весной будет размещена в вагонах. Возникает, конечно, вопрос, почему это делается через несколько месяцев после
обновления официальной схемы, но оставим его в стороне. Выбирать в этот раз будем из трёх претендентов: свои варианты схемы подготовили дизайн-центр РИА Новости, Студия Артемия Лебедева и Илья Бирман. Попробую на свой дилетантский взгляд оценить каждую из схем по нескольким параметрам и выбрать, опять-таки, сугубо на мой вкус, лучшую.
В дальшейнем схемы будут обозначаться аналогично названиям файлов на сайте для голосования: Р (РИА Новости), А (Артемий Лебедев), Б (Бирман). Фрагменты схем следуют в том же порядке.
Итак, схема Р:
Схема А:
Схема Б:
Первое впечатление
Р бросается в глаза нарочитой угловатостью, в частности, восьмиугольной Колцевой линией. Своя фишка есть и у А - пересадки, оформленные в виде колец. Ну а Б ничем особенным не выделяется - возможно, именно поэтому на первый взгляд она понравилась мне больше остальных.
Победитель: Бирман.
Линии и станции
Способ изображения станций «кружочками» на схеме Р близок к принятому в упразднённой в 2012 году официальной схеме. Схемы А и Б изображают станции «засечками», и мне этот подход кажется предпочтительным. На мой вкус, на схеме Б эти засечки слишком маленькие, а вот на А - в самый раз.
Победитель: Лебедев.
Пересадки: общая идея
Разумеется, один из важнейших параметров, по которым надо оценивать схему, - изображение пересадок. Скажу честно, схема Р в этом смысле вызвала у меня резкое отторжение. Пересадочные узлы обведены настолько резко, что сильно бросаются в глаза, даже когда специально на них не смотришь. Да, возможно, это самая нужная часть схемы, но не надо это подчёркивать так навязчиво! Создатели А решили изобразить пересадки в виде колец. Это выглядит необычно, но визуально куда как более приемлемо, чем в схеме Р. Ну а Илья Бирман решил отказаться от казавшегося незыблемым принципа «одна станция - один кружок» в пользу другого: «одно название - один кружок». Вообще в этом смысле Московское метро устроено своеобразно: между одноимёнными станциями может не быть пересадки, а между разноимёнными - вполне может. Изображение пересадочных одноимённых станций одним двухцветным кружком помогает логически оправдать тот факт, что названий на карте меньше, чем станций. Я считаю, очень здравый ход.
Победитель: Бирман.
Пересадки: организация сложных узлов
Наибольший интерес в этом пункте по понятным причинам представляет пересадочный узел «Библиотека Ленина - Александровский сад - Арбатская - Боровицкая». Сложность этого участках схемы состоит не только в том, что здесь пересекаются четыре линии, но и в том, что непосредственной пересадки между станциями «Александровский сад» и «Боровицкая» нет. Этот факт также следует отобразить на схеме. Как с этим справились конкурсанты?
На схеме Р, как было отмечено выше, все пересадочные узли так обведены, что ошибиться невозможно: пересадки между упомянутыми станциями нет. Но как же кошмарно пришлось ради этого изогнуть Филёвскую линию! Судя по схеме Р, она сначала как бы идёт на северо-восток, а потом резко сворачивает на запад. В реальности такого и близко нет. Это, конечно, схема, а не карта, но этот изгиб выглядит уж очень неестественно. Более того, судя по изображению на Р, можно подумать, что с Александровского сада на Боровицкую переходят через Арбатскую. На самом деле путь через Библиотеку короче.
На схеме А в этом месте изображён автомобильный руль. Я ничего не могу с собой поделать, но эта ассоциация не лезет из головы. Хотя изображение руля вполне вписывается в последовательность рекламных кампаний в метро последнего времени, мне кажется, можно было бы изобразить пересадку и попроще. Как на схеме Б, например.
Победитель: Бирман.
Пересадки: выходы в город
Приятно, когда изображения пересадочных станций примерно соответствуют взаимному расположению их выходов в город. Разумеется, полного соответствия тут добиться сложно из-за совмещённых вестибюлей. Однако показать, что выход из Новокузнецкой находится восточнее, чем выход из обеих Третьяковских, стоит. Другой характерный пример - Трубная и Цветной бульвар. Эти станции имеют пересадку, но их выходы находятся на расстоянии полукилометра друг от друга.
Схема Р по этому параметру в лидерах: взаимное расположение выходов станций, насколько это возможно, показано корректно.
Схема А тут явно проигрывает: с двойными пересадками всё в порядке, но узел-руль портит всю картину. Выход из Арбатской севернее, чем выход из Александровского сада? Серьёзно? Ну и Трубная с Цветным бульваром разнесены по направлению «запад - восток», а не «север - юг».
Что касается схемы Б, то здесь у принципа «одно название - один кружок» проявляется существенный недостаток. Отобразить взаимное расположение Новокузнецкой и Третьяковских при таком подходе - дело нехитрое, но как показать, что выходы из радиальных станций «Парк Культуры», «Октябрьская», «Проспект Мира» находятся севернее, чем у соответствующих станций Кольца? А никак. Выглядит компактней, но часть информации, увы, теряется.
Победитель: РИА Новости.
Монорельс и Бутовская линия
Также вызывает интерес изображение Монорельса и Бутовской линии. При этом желательно подчеркнуть, что Бутовская линия, хоть и проходит преимущественно по эстакаде, с точки зрения пассажира ничем от прочих линий не отличается: на неё можно просто пересесть со станции «Бульвар Дмитрия Донского», платить за проезд дополнительно не надо. То ли дело монорельс. Проблему оплаты не так давно вроде бы решили, но особенности пересадки остаются: чтобы, скажем, пересесть со станции ВДНХ на монорельс, нужно подняться на поверхность и пройти метров триста пешком.
Кроме того, велик соблазн Бутовскую линию изогнуть, чтобы увеличить пространство для остальной схемы. Мне кажется, это не очень хорошая идея. Если линия идёт на юг (а она правда туда идёт), негоже изображать её идущей на запад.
С точки зрения создателей схемы Р, Бутовская линия и монорельс - полноправные линии метро. Они изображены линиями той же толщины; отличие в способах пересадки не то чтобы подчёркнуто, но достаточно очевидно. Изгибы же обеих линий довольно прихотливы. Монорельс тут изгибается четыре раза (тогда как на местности скорее один раз), Бутовская же линия лихо загнута на запад.
На схеме А Бутовская линия тоже загнута, зато монорельс изображён аккуратной тонкой линией, что подчёркивает его отличие от остального метро. Пересадки на монорельс нарисованы с юмором: цепочки следов от ближайших станций метро показывают, что придётся немного пройтись. Очень милая деталь.
На схеме Б линия монорельса прямая как стрела и настолько тонкая, что становится уже малозаметной - это минус. Зато Бутовская же линия идёт строго на юг, как ей и положено.
И всё-таки отдам победу в этой номинации Лебедеву - за «тропинки» к монорельсу.
Победитель: Лебедев.
Перевод названий станций
Транслитерировать названия станций относительно просто (хотя и тут возможны варианты: см. станцию «Марьина роща», перведённую на трёх схемах тремя разными способами). Другой вопрос, будет ли иностранцу реально удобно этим пользоваться. На эту тему есть две ключевые станции: ВДНХ и Улица 1905 года. Как сделать так, чтобы иностранец смог это прочесть?
Prostite, kak proyti k metro «Ulitsa nineteen-o-five goda»? По мнению создателей схем Р и А, иностранец, задавший прохожему такой вопрос, имеет шанс быстро получить ответ. Мне так не кажется. Создатель схемы Б подошёл к вопросу по-другому и так и написал: «tysyacha devyatsot pyatogo». Глаза, конечно, сломаешь, пока будешь такое в вагоне читать, зато ясно, как полностью произнести название станции по-русски.
Или возьмём, например, ВДНХ. Как иностранец должен прочитать «VDNKh» (схема Р)? «Ви-ди-эн-ка-ейч», так? Боюсь, не поймут. Вариант «VDNHa» (схема А) чуть лучше, хоть одна гласная появилась. Ну а схема Б в этом смысле снова на высоте: «VDNH (Ve-de-en-ha)». И нашим, и вашим. Как будто остальным места жалко.
Победитель: Бирман.
Ж/д и аэроэкспрессы
Схема Р: ужасные цвета. Эти розовые паровозики на голубых пунктирных линиях... Не, не айс.
Схема А: очень хорошо! Информация о ж/д второстепенна, но тому, кто её специально ищет, вполне заметна. Маршруты в аэропорт выделены более ярким цветом, но не так бросаются в глаза, как на схеме Р. Неплохой компромисс между наглядностью и информативностью.
Схема Б: выглядит аккуратнее, но информации гораздо меньше. Как мне, например, помогут значки «ж/д платформа», если я не буду знать, что от Электрозаводской доехать до Авиамоторной на электричке можно, а до Площади Ильича - нельзя?
Победитель: Лебедев.
Инвалиды и парковки
Схема Р: Достоевская. Марьина роща. Как прекрасно смотрится голубой значок на салатовой линии!..
Схема А: ненавязчиво, но мелковато. На станциях, где одновременно есть и парковка, и доступ для инвалидов, это особенно заметно: значки на первый взгляд не отличаются и воспринимаются как «что-то мелкое голубого цвета».
Схема Б: отлично. Пиктограмма «инвалид» чёткая, узнаваемая и резко отличается от обозначения парковки.
Победитель: Бирман.
Навигация
Как быстро найти станцию на схеме? Подход с квадратами всегда казался мне странным. Я никогда толком не умел им пользоваться. Пока поймёшь, по вертикали буквы или по горизонтали, пока найдёшь нужный квадрат... А потом ещё и в квадрате искать. И это никак не соотносится с логикой схемы.
В схемах А и Р применён именно такой подход. А решение в схеме Б поразило меня своей простотой и, не побоимся этого слова, гениальностью. Надо было всего лишь перенести на бумагу способ, которым люди объясняют друг другу, где находится та или иная станция. «Кантемировская, а это где? - Это зелёная ветка, снизу!»
Победитель: Бирман.
Итого
Схема РИА Новости (Р) побеждает в номинациях: «пересадки: выходы в город».
Схема Студии Лебедева (А) побеждает в номинациях: «линии и станции», «монорельс и Бутовская линия», «ж/д и аэроэкспрессы».
Схема Ильи Бирмана (Б) побеждает в номинациях: «первое впечатление», «пересадки: общий вид», «пересадки: организация сложных узлов», «перевод названий станций», «инвалиды и парковки», «навигация».
По моему мнению, лучшую схему представил Илья Бирман.
Мой голос за него.
Poll