В апреле 1991 года открылось метро в Свердловске, тут же названное местными жителями "игрушечным" или "второй детской железной дорогой". Туда приезжали как на экскурсию. В народе родился миф, что это самое короткое в мире метро, однако подземный фуникулер в Хайфе короче.
С тех пор число станций возросло в три раза, а по числу перевозок метрополитен вышел на четвертое место в России. Утром в час-пик ощущаешь плечи соседей также, как в Москве или Петербурге.
Екатеринбургу повезло, что открытие состоялось до распада СССР, иначе была бы велика вероятность, что дело кончилось бы долгостроем, как в Челябинске или Красноярске.
В Екатеринбурге единственный из малых метрополитенов России, где есть станции глубокого заложения, что сыграло свою роль в разнообразии типов станций и как следствие - в богатой отделке с применением местных материалов. К сожалению, всю красоту несколько сложно оценить из-за экономии на освещении, полностью оно включено лишь на новых станциях.
Открыть в полном размере (1600x1200; 554,52 килобайт) 1. 28 августа 1980 года экскаваторщик Николай Савкин вынул первый ковш земли для строительства первого ствола шахты - вот здесь:
Открыть в полном размере (1600x1200; 785,88 килобайт) 2. Или здесь? Оба памятных знака находятся на расстоянии 100 м друг от друга недалеко от павильона станции Уральская.
Открыть в полном размере (1600x1200; 965,13 килобайт) 3. Однако открыт первым был участок в районе Уралмаша: от станции "Проспект Космонавтов" до станции "Машиностроителей". У всех станций подземные вестибюли, выглядящие одинаково.
Открыть в полном размере (1600x1200; 467,81 килобайт) 4. На первых станциях до сих пор сохранилось старое название метрополитена.
Открыть в полном размере (1600x1200; 444,01 килобайт) 5. Вход на станцию. Хотя запрет на съемку отменен больше года назад, пиктограмы до сих пор запрещают фотографировать.
Открыть в полном размере (1600x1200; 578,61 килобайт) 6. В вестибюлях пассажиров встречают космонавты
Открыть в полном размере (1600x1200; 575,97 килобайт) 7.
Открыть в полном размере (1600x1200; 546,1 килобайт) 8. Кассы выполнены в виде иллюминаторов.
Открыть в полном размере (1600x1200; 572,56 килобайт) 9. Станция "Проспект Космонавтов". Красивая, но очень тёмная. Оформление полностью соответствует названию.
Открыть в полном размере (1600x1200; 481,11 килобайт) 10. Изначально предлагались варианты станции со светлыми и воздушными интерьерами. Однако в последний момент жена какого-то крупного начальника указала на проект выделявшийся на общем фоне.
Открыть в полном размере (1600x1200; 524,75 килобайт) 11. На путевых стенах - флорентийская мозаика в стилистике 80х годов прошлого века.
Открыть в полном размере (1600x1189; 500,77 килобайт) 12.
Открыть в полном размере (1600x1189; 569,77 килобайт) 13. Светильники стилизованы под сопла ракеты.
Открыть в полном размере (1600x1200; 500,68 килобайт) 14. "Уралмаш". Изначально планировалось станцию разместить на площади Первой Пятилетки, у проходной одноименного завода.
Открыть в полном размере (1600x1188; 590,65 килобайт) 15. Станция единственная в городе, у которой один из выходов встроен в жилой дом.
Открыть в полном размере (1600x1200; 573,3 килобайт) 16. Тем не менее, оба вестибюля - подземные.
Открыть в полном размере (1600x1200; 693,94 килобайт) 17. На станциях сохранились советские разменные автоматы.
Открыть в полном размере (1600x1200; 677,15 килобайт) 18.Свод станции напоминает огромный винт.
Открыть в полном размере (1600x1200; 536 килобайт) 19. Путевые стены имеют зубчатое очертание.
Открыть в полном размере (1600x1200; 498,16 килобайт) 20.
Открыть в полном размере (1600x1200; 520,98 килобайт) 21.
Открыть в полном размере (1600x1200; 542,6 килобайт) 22. Подвижной состав представлен номерными Вагонмаша и ОЭВРЗ.
Открыть в полном размере (1600x1200; 539,54 килобайт) 23. Над выходами расположены барельефы с изображением индустриального Свердловска.
Открыть в полном размере (1600x1200; 578,22 килобайт) 24.
Открыть в полном размере (1600x1200; 486,51 килобайт) 25. Следующая станция - "Машиностроителей". А где же находиится улица Машиностроителей? Правильно, у станции "Уралмаш".
Открыть в полном размере (1600x1200; 484,45 килобайт) 26.
Открыть в полном размере (1600x1200; 557,4 килобайт) 27. Турникеты принимают жетоны и Е-Карты.
Открыть в полном размере (1600x1200; 616,96 килобайт) 28. Оформление посвящено заводу имени Калинина, эвакуированному в Свердловск во время Великой Отечественной войны.
Открыть в полном размере (1600x1200; 518,67 килобайт) 29. На момент открытия, пока были открыты только три станции, поезда ходили по обоим путям по челночной схеме.
Открыть в полном размере (1600x1195; 481,69 килобайт) 30. 26 апреля 1991 года на станции прошёл торжественный митинг, посвящённый открытию метрополитена в столице Урала.
Открыть в полном размере (1600x1200; 491,71 килобайт) 31. На путевых стенах барельефы промышленной направленности. Кстати, это, пожалуй, единственная станция, где в оформлении присутствует РСФСР - все же распад СССР был очень близок и республики отдалялись друг от друга.
Открыть в полном размере (1600x1200; 475,09 килобайт) 32. Рабочие завода в военное время.
Открыть в полном размере (1200x1600; 465,6 килобайт) 33.
Открыть в полном размере (1200x1600; 434,81 килобайт) 34. Удивительные люстры-паучки: идея и работа заводчан.
Открыть в полном размере (1600x1200; 503,03 килобайт) 35. Проход к одному из вестибюлей расположен под железнодорожными путями.
Открыть в полном размере (1600x1189; 467,6 килобайт) 36. Аналогичное решение применено в Москве на станции Ботанический сад.
Открыть в полном размере (1600x1200; 483,55 килобайт) Продолжение следует - впереди трудное время 90-х годов.