Венское метро: край непуганых гуманистов

Sep 28, 2008 16:27


По Вене удобнее всего перемещаться на метро.

Впрочем, билет на все виды транспорта, включая автобус и трамвай, один и тот же. Проезд не дешёвый, но!.. Одноразовая поездка стоит 1.70 евро, и такой билет действителен в течение часа. За это время можно делать любые пересадки на любые виды транспорта. А долгоиграющие билеты - на сутки, двое, на неделю, месяц - стоят дешевле. Например, за 10 евро можно кататься 48 часов по городу в любых направлениях на любом виде транспорта. Причем дети до 12 лет, едущие при родителях, путешествуют бесплатно (если детишки путешествуют одни, то должны платить).
Говорят, что на транспорте иногда попадаются контролёры, но мы за неделю пребывания в Вене не видели их ни разу. Тем не менее штраф за безбилетный проезд - 60 евро. Билеты же надлежит прокомпостировать при входе в метро или в вагон наземного транспорта.
Турникеты выглядят... ну совсем символически. Фактически их нет. Стоят столбики с компостерами, за которыми никто не наблюдает (впрочем, видеонаблюдение имеется, но оно - против хулиганов; пробил ты билет или нет, никого не касается). Никаких свирепых метротёток и тем более никакой полиции с собаками!



На одной станции мы видели нечто вроде диспетческого пункта. Всё открыто и прозрачно. Снято через стекло, потому не очень чётко. Кстати, никто и нигде не запрещал нам фотографировать. Только пассажиры слегка удивленно посматривали и улыбались - дескать, метро и метро, эка невидаль...



Наземных метродворцов в Вене нет. Везде вход в подземку обозначен буквой U (U-bahn), и не всякий раз найдёшь, куда спускаться: многие эскалаторы выходят прямо на улицу.
Станции - неглубокого залегания и в основном устроены функционально; лишь некоторые отличаются претензией на оригинальность оформления. Эскалаторы - отдельная "песня": когда народу нет, они еле движутся. Стоит переступить некую линию, они начинают шевелиться в нормальном темпе!





На некоторых станциях эскалаторы едут только вверх, а вниз нужно спускаться по лестнице. Однако это не значит, что людям с колясками, костылями или тяжёлыми чемоданами придётся, чертыхаясь, ковылять по ступенькам! На всех станциях обязательно работают лифты для инвалидов и детских колясок. Поэтому в метро часто можно увидеть и немощных стариков, и младенцев в собственных экипажах.

Белые полосы вдоль платформ - не украшение: это приспособление в помощь незрячим. Однажды мы видели, как слепой шёл, водя палочкой по этим линиям - они помогают ориентироваться.



Между прочим, в венском транспорте можно перевозить и собак - при условии, что они на поводке и в наморднике (последнее правило, правда, соблюдается не всегда, но крупных псин всё же обычно возят как положено).

Над платформами висят табло с информацией о прибытии поездов. Указана линия, конечная станция, время, оставшееся до прибытия поезда, и путь. На нижней строчке - сведения о следующем поезде. Вечером интервалы больше, до 10 минут. Остановки объявляет приятный мужской баритон, всякий раз объясняя, на какие линии тут пересадка, и в какую сторону выход (направо или налево). Естественно, всё это - по-немецки. Но есть и световое табло, и схемы, так что ориентироваться нетрудно.



Поезда ходят в основном вот такие:



Иногда салон - сквозной, тянущийся через все вагоны; места расположены по два друг напротив друга (есть и одинарные):



Но бывает и не сквозной, если вагоны прицеплены:





В одном из таких вагонов удалось снять кабину машиниста:



Немецкая практичность сказывается и в устройстве открывания дверей. Чтобы выйти или войти, нужно или нажать кнопку (они есть снаружи и изнутри), или дёрнуть за рычаг. А если входить или выходить некому, эта дверь и не откроется. Никаких "осторожно, двери закрываются!" и истошных криков - "не держите двери!!" Если уж очень нужно, можно и придержать - пока вагон стоит на станции. Но, поскольку народу в целом немного, обычно этим не злоупотребляют. Венский час пик - это когда заняты все сидячие места. Естественно, никаких человеческих пробок и мясорубок в вагоне тут не бывает.



Вагоны метро оснащены... пантографами.



А иногда в подземке ездят и самые обычные... городские трамваи.



Салон такого метрамвая несколько отличается от обычного салона поезда; зато при нажатии на дверную кнопку "выезжает" подножка, облегчающая посадку:



Ну, и о некоторых станциях.
Ярко оформлены отнюдь не все из них. Весёленько смотрится нижний вестибюль станции Вестбанхоф - Западный вокзал.



С некоторой претензией сделан верхний вестибюль станции Музейный квартал - Museumsquartier: он украшен скульптурами в авангардной манере.



Наверное, удобно назначать свидания "у червяка"...



Из того, что мы видели, наиболее изысканно выглядела станция Народный театр - Volkstheater. Помимо театра, там рядом находится несколько крупных музеев, что отражено в оформлении станции. Верх её украшен панно с росписями на природные темы, а платформа - витринами с рекламными экспозициями и киосками, торгующими ювелирными изделиями и другими необычными предметами.

Общий вид станции не очень впечатляет:



Но стоит приглядеться, и она оказывается весьма интересной:



Одно из боковых панно:



Витрины на платформе:





Реклама в метро, конечно, есть - в поездах и на стенах станций. Но, разумеется, нигде она не висит на крюках над головами пассажиров, как в Москве на многих эскалаторах. И сколько бы подручные г-на Гаева не уверяли, что это абсолютно безопасно, лично меня эти их подвесные плакаты очень раздражают. Вот образчики венской рекламы - простенько и со вкусом:



Напоследок - не очень чёткие, к сожалению, снимки метромоста через Дунай. Дело было дождливым вечером, и кадры вышли слегка размытыми.
Мост соединяет станции Хандельскай и Новый Дунай (Neue Donau). Перегон, как и везде в Вене, небольшой.



Линия метро проходит справа. А пешком ходить через мост в этот вечер, кроме нас, дураков не было...



Но может, не такими уж мы были и дураками, полюбовавшись напоследок ночным Дунаем...



Previous post Next post
Up