Полустанок - так называют это место сами герои спектакля. За окном темнота. Всегда. А еще трамвай, который ходит по кругу. То немногое, что напоминает о прошлой жизни. Время пребывания здесь зависит от собственных воспоминаний. Памяти. Искать надо истину. Истину самого себя. Копаться, рыться в глубинах души. Может все-таки и получиться вспомнить свой самый страшный грех…
Компания реформатору Павлу Максимовичу Торчалову подобралась очень даже интересная. Семен - в прошлом водитель грузовика, помер в 1954г. Дите социализма. Лиза - из бывших крепостных, скончалась в 1839г. «Тихое ничто, зарубившее человека». Сашка - живет…т.е. жил по законам диалектики, да и после смерти старается их соблюдать. Идеолог. Проявляя заботу о народе, живет за его счет.
Заправляет этим всем полустанком Римма - самоубийца. Помогает ей следить за порядком Степан - добрый малый, любящий животных, но тоже оборвавший свою жизнь сам. Останутся они тут навсегда. Самоубийство - первородный грех, никаких сомнений. Во втором акте спектакля появляется гордость Павла Максимовича - «новый человек». По совместительству ещё и сын Семена - Женя.
И позвольте представить, сам Павел Максимович Торчалов - политик постсоветского периода, реформатор, подаривший людям свободу и веру в себя. Различает цвета и оттенки. Здесь пытается разобраться, где голова, где ноги.
Все вместе и каждый по отдельности ждут своего звоночка. Именно он позволит им подняться вверх по белой лестнице и стать ближе к Богу. Или как говорит Лиза «стать богаче».
Из всего спектакля две события потрясают особенно. Разговор Павла Максимовича с Риммой, «светлым пятнышком» из его прошлой жизни. Да-да эта строгая комендантша, та единственная которую он любил, которую он уважал. Но как оказалось, он не верил даже ей… Она звала его Андрюшей. Почему? Известно только им двоим. Она попросила побыть с ней до утра. И они не поняли друг друга. Он думал о морали, осквернить её боялся. Но ей страшно было оставаться в пустой квартире одной. Днем арестовали отца и маму. И ей просто хотелось, чтобы кто-то был рядом. Ей просто хотелось, чтобы её пожалели. Она так и не смогла понять, почему от любви говорят «нет»…
А еще молитва, произнесенная Торчаловым, чтобы отсрочить Сашкино неблагополучное возвращение на Землю. На краю сцены человек с перевязанным горлом в больнично-казарменном одеянии стоит на коленях. Его обращение к Господу - нотка милосердия в черствой душе человека.
Все что в прошлой жизни было на лицо, здесь оказывается на изнанку. И каждый по-своему пытается разобраться в этой истине. Декорации подчеркивают это состояние неопределенности героев. Черный занавес, невысокий надстрой над сценой, тоже черный, и больше ничего.
Найти эту истину из всей компании смогут только двое. Степан, который боится наказания от людей больше чем от Господа Бога. И Лиза - виновница московского пожара 1812г.
Сашку, неверующего Фому, ожидает третий круг. Вернуться обратно и прожить жизнь заново, но уже в новой роли - кастрат-эпилептик, ворующий чемоданы, врущий с трибуны, которого загрызла собственная собака. Но даже при таком раскладе он все равно умудряется отрицать существование Бога. Реформатор Торчалов тоже будет возвращен на Землю, но доживать свою жизнь. Сбой в системе. А «где система там и сбои». Но вместе с возвращением на Землю он получает «подарок» - маленького щеночка, о котором так мечтала его жена.
Чтобы это все понять, понять, зачем мы здесь, понять, что такое любовь, понять, кто есть Господь, надо это посмотреть!
PS: спектакль "Страсти по Торчалову" в Астраханском Театре Юного Зрителя