Sep 27, 2012 22:44
Часть I
Периодически слушая свежий нопфлеровский Privateering (2012), имею желание явить такие мысли:
- альбом производит впечатление "камерного" по материалу, несмотря на наличие "громких" номеров и (на первый взгляд) вроде как совсем "для себя и друзей" (мнение в процессе несколько меняется);
- аранжировки, звук и исполнение - очень хороши;
- наконец-то новый барабанщик (ну, это уже личное)) и старый знакомый П.Фрэнклин на лэп-стил (жаль только, что излишне скромно), остальные - все те же, и все исключительно на месте;
- снова есть (и это здорово!) очень проникновенные, душевные и цепляющие баллады ("Dream Of The Drowned Submariner", "Go, Love", к примеру и др.);
- помимо них, хватает красивых медленных треков с более или менее выраженной блюзовой и/или "шотландской" основой;
- так же хватает бодрых треков в духе последних сольников Марка, включая вполне традиционные и достаточно "корневые";
- альбом довольно разнообразен, несмотря на преобладающие блюзовый и кантри-блюграссовый тона, и не воспринимается затянутым;
- Нопфлер последователен и уверен в себе - рады мы этому или нет)
Вот. Альбом такой, каков он есть, и он по-своему очень хорош! Старина гнет свою линию, радуя в концертах поклонников нетленками, но выпуская на дисках именно то, что ему хочется и близко сейчас. Чего-то не хватает - пожалуйста, есть дискография Dire Straits и парочка сольных альбомов после. А ведь не хватает...
Мне лично - не хватает воздушных и искрящихся гитарных соло Марка, этого праздника драйва, души и мелодизма, не хватает упругой тонкости "стекла" его Стратокастера ранних и средних DS и певучего драйва Пенсы поздних... матовый саунд слегка перегруженного Лес Пола последних сольников, в который одеты задумчиво-тяжеловесные и не особо изобретательные партии, вызывают у меня грусть... сольных партий вообще в последние годы на его альбомах мало... конечно, иногда Марк "просыпается" в своей игре - но почему иногда?
Возможно, та злосчастная авария и долгое восстановление после (но туры-то мотает дай боже как), потом возраст, переоценка ценностей...
Но ведь есть другие гитаристы, не растерявшие с годами, продолжающие развиваться, оттачивая свою манеру, стиль и даже технику и после 50-60?!
Конечно, все индивидуально, а ожидания чего-то от других - бесполезная и зачастую вредная вещь. Нопфлер - герой гитары, это факт, не требующий сегодня доказательств.
Часть II
Итак, мое резюме по Privateering после определенного времени прослушивания (и начального, фактически, неприятия альбома)): альбом оценил - и неожиданно для себя высоко :)
Прежде всего, то что он - двойной, имхо идет ему только на пользу (чего я в данной стилистике первоначально никак не предполагал) - дело в том, что продолжительность треков в среднем невелика, нет ощущения затянутости ни за счет соло (которых мне, правда, не хватает - о чем уже писал и еще вернусь ниже), ни за счет "цикличности" (повторяемости) основной гармонической/мелодической фигуры в финале, чего с избытком хватало у поздних DS и на ряде сольников Марка. А так как треков много, аранжировки и саунд разнятся (что, опять же, понимаешь не с первого прослушивания), и Марк играет все же по-разному (где-то акустика, где-то блюзовый слайд - давненько его не было в таком количестве!, где-то привычное за последние годы слегка перегруженное электричество), и хватает номеров, где солирующие функции несет не гитара вообще - вот и получается достаточно разнообразно!
Насчет инструментария: вновь появившийся лэп-стил, конечно, добавляет приятных нюансов (хотя партий не много, и они "в полотне"), но куда больше радуют замечательная гармоника, периодически солирующая в блюзах, и порхающее отвязное "салонное" ф-но :) Ну, о всяких "шотландских дудках", аккордеонах и смычковых я и не говорю - все как всегда красиво (опять же Ботти с трубой отметился))
В целом, везде отличное сочетание инструментов: клавишных (орган, подкладки, фортепиано) и аккордеона, гитар, духовых; новый ударник тоже на месте (Дэнни меня утомлял и звуком, и исполнением - наконец-то пришел другой и правильный)); и конечно, вокала - петь Нопфлер в последние годы стал в записи лучше)
Персоналии:
Mark Knopfler - vocals, guitar, producer
Richard Bennett - guitars
Guy Fletcher - keyboards, producer, engineer, bass (on "Redbud Tree"), string arrangements
Glenn Worf - bass guitar, string bass
Ian Thomas - drums
John McCusker - violin, cittern, whistle
Jim Cox - piano, organ
Paul Franklin - pedal steel guitar
Phil Cunningham - accordion
Michael McGoldrick - flute, whistle, uilleann pipes
Rupert Gregson-Williams - conducting strings
Kim Wilson - harmonica
Ruth Moody - vocals
Chris Botti - trumpet
Вообще, при всей стилистической "простоте" - баллады/серенады, блюзы (роковые и около-корневые) да "около-кантри" - альбом отлично аранжирован, выстроен, исполнен и записан. И он цепляет! Конечно, есть треки, которые мне нравятся меньше, есть даже парочка, которые я чаще всего просто проматываю... но для подобного двойника в 20 песен - это мелочи :)
В итоге "вслушивания" и стойкого заселения моего внутреннего аудиопространства целым рядом различных треков с данного альбома, прихожу к выводу, что свежий нопфлеровский релиз интереснее и разнообразнее предыдущих двух его сольных работ.
Что касается основной моей претензии к Нопфлеру последних лет - потере легкости и изящности сольных партии, их упрощению и вообще уменьшению количества гитарных соло в записи... ну да, с этим ничего не поделаешь. Радует, конечно, что Марк снова использует слайд - но это мелочи. Что проникновенно и хорошо (для себя) поет - но это уже не первый год...
А вот "идеальных" соло, нередко встречавшихся на альбомах DS (и на сольниках Марка до какого-то момента тоже) - когда не хочется ни нотки, ни интонации изменить - таких вот у Марка уже почти нет... Да, мастерство никуда не делось, но легкость и искрометный драйв уступили место спокойной неторопливости, регулярному самоцитированию и, что обиднее всего, не всегда обоснованной небрежности в исполнении...
Объясняются мои подобные "печальки" просто - вот они, те самые ОЖИДАНИЯ, которые зачастую мешают нам получать удовольствие от восприятия того или иного произведения. Ведь силен еще в памяти образ Нопфлера как героя-соло-гитариста прежних лет, где были номинации, награды и проч. Но Марк давно уже в большей степени "сингер-сонграйтер", рассказчик своих особых, блюзовых и кантри-блюзовых историй. А в этом состоянии души в развернутых фееричных соло нет ни особой ценности, ни необходимости.
Я рад, что дискография Нопфлера (включая работы Dire Straits) достаточно разнообразна стилистически. Почти всегда можно найти то, что захочется послушать в настоящий момент.
И свежий релиз - действительно хорош!
:)