Мстислав Владимирович Юркевич (1885 -- после 1918)

Oct 13, 2009 12:28

"Юркевич, третий в списке авторов предполагаемой брошюры "Новый день искусства", представляет собой еще более таинственную фигуру, нежели Михаил Меньков. Достаточно сказать, что во всей до сих пор существующей литературе у него или совсем нет инициалов, или они ошибочны, или за него выдают другого, но тоже неизвестного человека.

Имя Юркевича просуществовало на исторической поверхности около полутора лет и только в связи с обществом Супремус. Работы его не настоящий день не выявлены; от земного существования художника сохранился один-единственный текст для журнала "Супремус".

Статья без названия написана почерком, выработанным уроками чистописания, то есть принадлежит человеку, посещавшему реальное училище или гимназию. Взгляды, выраженные в коротком тексте, максималистские, они демонстрируют огромное влияние Малевича. Подпись "М.Юркевич" дала возможность идентифицировать автора как Мстислава Владимировича Юркевича, некогда учившегося в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Почерк статьи для "Супремуса" и почерк прошений в деле МУЖВЗ принадлежат одному и тому же лицу.

Мстислав Владимирович Юркевич родился 13 июня 1885 года в Петербурге; в 1906 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры. Во вступительной анкете, заполненной при поступлении, против графы "образование" стоит "нет сведений"; к делу подшито требование вернуть обратно свидетельство о рождении, выданное полицмейстером г. Вильно, где проживала мать, Е.Л. Юркевич. Не исключено, что у Мстислава Юркевича, если судить по фамилии, были украинско-польские корни.

Наличие города Вильно в околичностях биографии и Менькова, и Юркевича, поступавших, хоть и в разное время, на скульптурное отделение МУЖВЗ, заставляет предположить, что ровесники могли быть земляками, связанными дружескими узами.

"Личное дело" Юркевича в архивах небольшое, поскольку в 1907/1908 учебном году он был исключен из МУЖВЗ за систематическое непосещение. Теперь юноше грозил призыв на военную службу, заставивший его предпринять попытки восстановиться в училище.

В объяснительной части ходатайства указана причина отсутствия на занятиях, "тяжелая нервная болезнь", принудившая его уехать в Петербург. Однако прошение Юркевича было отклоненно, и бумаги из канцелярии он попросил вернуть уже по своему московскому адресу.

Знакомство Малевича с ним, возможно, относилось ко времени поступления обоих в МУЖВЗ -- удачного для Юркевича, и в третий раз неудачного для Малевича. Особо близким оно не было, при перечислении предполагаемых членов Супремуса инициатор пишет фамилию Юркевича с многоточием, поскольку или не знает, или не помнит его имени.

Тем не менее, фамилия Юркевича неизменно присутствует в бумагах и в документах Супремуса 1916-1917 годов.

Из письма Ольги Розановой проистекает также, что у Юркевича были декоративные рисунки, явно исполненные для "Вербовки", -- они должны были быть помещены в декоративном отделе журнала: "Прилагаю также декоративные рисунки Юркевича и др<угих>, может быть, они понадобятся".

Особо интригует присутствие Юркевича в триумвирате гипотетических авторов брошюры "Новый день Искусства". Более того, его текст для "Супремуса" написан, как уже говорилось, на таких же четвертушках листов, что и рукопись брошюры, за одним исключением: у Юркевича бумага линованная, в лекции Малевича -- нет. Напрашивается вывод, что статья Мстислава Юркевича поначалу предназначалась для издания "Новый день искусства", а затем перешла в журнал "Супремус".

В последний раз фамилия Юркевича упомянута в статье Малевича "Государственникам от искусства", появившейся в газете "Анархия" 4 мая 1918 года: "Представителями супрематизма являются: Малевич, Клюн, Давыдова, Розанова, Меньков, Юркевич, Удальцова, Попова и др<угие>".

После нее нигде никаких упоминаний имени Мстислава Юркевича нет. Очевидно, молодой человек не пережил смутного времени Гражданской войны".

Шатских А.С. Казимир Малевич и общество Супремус. -- М.: Три квадрата, 2009. -- С. 199-200.

Ольга Розанова, 1908, 1907, Санкт-Петербург, Супремус, "Казимир Малевич и общество Супремус", 1917, Наталия Давыдова, газета "Анархия", Гражданская война, 1885, Любовь Попова, журнал "Супремус", МУЖВЗ, "Вербовка", Мстислав Юркевич, 1918, Надежда Удальцова, 1916, Иван Клюн, "Государственникам от искусства", Александра Шатских, "Новый день искусства", Михаил Меньков

Previous post Next post
Up