"Юркевич, третий в списке авторов предполагаемой брошюры "Новый день искусства", представляет собой еще более таинственную фигуру, нежели Михаил Меньков. Достаточно сказать, что во всей до сих пор существующей литературе у него или совсем нет инициалов, или они ошибочны, или за него выдают другого, но тоже неизвестного человека.
Имя Юркевича просуществовало на исторической поверхности около полутора лет и только в связи с обществом Супремус. Работы его не настоящий день не выявлены; от земного существования художника сохранился один-единственный текст для журнала "Супремус".
Статья без названия написана почерком, выработанным уроками чистописания, то есть принадлежит человеку, посещавшему реальное училище или гимназию. Взгляды, выраженные в коротком тексте, максималистские, они демонстрируют огромное влияние Малевича. Подпись "М.Юркевич" дала возможность идентифицировать автора как Мстислава Владимировича Юркевича, некогда учившегося в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Почерк статьи для "Супремуса" и почерк прошений в деле МУЖВЗ принадлежат одному и тому же лицу.
Мстислав Владимирович Юркевич родился 13 июня 1885 года в Петербурге; в 1906 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры. Во вступительной анкете, заполненной при поступлении, против графы "образование" стоит "нет сведений"; к делу подшито требование вернуть обратно свидетельство о рождении, выданное полицмейстером г. Вильно, где проживала мать, Е.Л. Юркевич. Не исключено, что у Мстислава Юркевича, если судить по фамилии, были украинско-польские корни.
Наличие города Вильно в околичностях биографии и Менькова, и Юркевича, поступавших, хоть и в разное время, на скульптурное отделение МУЖВЗ, заставляет предположить, что ровесники могли быть земляками, связанными дружескими узами.
"Личное дело" Юркевича в архивах небольшое, поскольку в 1907/1908 учебном году он был исключен из МУЖВЗ за систематическое непосещение. Теперь юноше грозил призыв на военную службу, заставивший его предпринять попытки восстановиться в училище.
В объяснительной части ходатайства указана причина отсутствия на занятиях, "тяжелая нервная болезнь", принудившая его уехать в Петербург. Однако прошение Юркевича было отклоненно, и бумаги из канцелярии он попросил вернуть уже по своему московскому адресу.
Знакомство Малевича с ним, возможно, относилось ко времени поступления обоих в МУЖВЗ -- удачного для Юркевича, и в третий раз неудачного для Малевича. Особо близким оно не было, при перечислении предполагаемых членов Супремуса инициатор пишет фамилию Юркевича с многоточием, поскольку или не знает, или не помнит его имени.
Тем не менее, фамилия Юркевича неизменно присутствует в бумагах и в документах Супремуса 1916-1917 годов.
Из письма Ольги Розановой проистекает также, что у Юркевича были декоративные рисунки, явно исполненные для "Вербовки", -- они должны были быть помещены в декоративном отделе журнала: "Прилагаю также декоративные рисунки Юркевича и др<угих>, может быть, они понадобятся".
Особо интригует присутствие Юркевича в триумвирате гипотетических авторов брошюры "Новый день Искусства". Более того, его текст для "Супремуса" написан, как уже говорилось, на таких же четвертушках листов, что и рукопись брошюры, за одним исключением: у Юркевича бумага линованная, в лекции Малевича -- нет. Напрашивается вывод, что статья Мстислава Юркевича поначалу предназначалась для издания "Новый день искусства", а затем перешла в журнал "Супремус".
В последний раз фамилия Юркевича упомянута в статье Малевича "Государственникам от искусства", появившейся в газете "Анархия" 4 мая 1918 года: "Представителями супрематизма являются: Малевич, Клюн, Давыдова, Розанова, Меньков, Юркевич, Удальцова, Попова и др<угие>".
После нее нигде никаких упоминаний имени Мстислава Юркевича нет. Очевидно, молодой человек не пережил смутного времени Гражданской войны".
Шатских А.С. Казимир Малевич и общество Супремус. -- М.: Три квадрата, 2009. -- С. 199-200.