![](http://pics.livejournal.com/baburov/pic/0000dd1w/s320x240)
Хан-Магомедов С.О. Лазарь Хидекель. -- М.: Фонд Русский авангард, 2008.
Первым супрематическим архитектором был не Казимир Малевич и даже не Эль Лисицкий. И даже не их ученики Николай Суетин и Илья Чашник. Первым супрематическим архитектором был Лазарь Хидекель.
Сегодня его биография кажется невероятной. Сын витебского еврея-каменщика хотел "строить как отец", и ничто этому не мешало. Так бы оно все и было, с поправкой на будущий советский режим, если бы не целый ряд случайностей, которые сегодня уже кажутся закономерностями. Пословица "Где родился, там и пригодился" в случае Хидекеля оказалась вывернутой наизнанку.
В том же Витебске семнадцатью годами раньше родился Марк Шагал, который, отучившись в Петербурге и Париже, в 1914 году на три месяца вернулся в Витебск и из-за войны, революций и переворотов застрял там на несколько лет. В 1918 году Шагал создает в Витебске Народное художественное училище, в которое, после средней трудовой школы, поступает четырнадцатилетний Хидекель. Шагал через петроградскую газету "Искусство Коммуны" обращается к художникам приехать преподавать в Витебск. Нет, казалось бы, никаких причин петроградским художникам ехать в Витебск -- кроме одной существенной: голода. И они едут.
Учителями четырнадцати-пятнадцатилетнего мальчика последовательно становятся: Мстислав Добужинский, Марк Шагал, Эль Лисицкий, Казимир Малевич. Если сегодня какому-нибудь еврейскому мальчику в каком-нибудь Житомире сказать, что даже если он и не хочет быть художником, он им все равно будет, -- он сочтет вас ненормальным. И ему не надо суетиться -- все лучшие художники мира приедут к нему сами. В 15 лет Лазарь Хидекель становится одним из ведущих супрематистов и выставляется в Москве вместе с Кончаловским, Кандинским, Малевичем, Родченко, Шагалом, Экстер.
Но мальчику по-прежнему хочется "строить как отец". Пройдя школу Лисицкого-архитектора, Хидекель создает "практически первую подлинно архитектурную композицию на базе супрематизма" -- "Аэроклуб" (1922-1924). В 1922 году дипломированный художник поступает в Петроградский институт гражданских инженеров (ПИГИ, впоследствии ЛИГИ) и на первом курсе сам читает студентам лекцию о новых принципах архитектурной композиции. Одновременно сам Хидекель осваивает классический ордер. В 1926 году Хидекель делает курсовой проект рабочего клуба и этот проект вошел в историю русского авангарда и мировой архитектуры как первый супрематический архитектурный проект.
Проект рабочего клуба был прямым продолжением архитектонов Малевича и был воспринят Малевичем практически как собственный. Малевич публикует этот проект в своей статье "Супрематическая архитектура" в немецком журнале "Wasmuts Monatshefte fur Baukunst" как собственную авторскую работу, хотя в одном из следующих номеров журнала вносит исправление об авторстве Хидекеля.
После этого были собственные супрематические архитектурные проекты Хидекеля, совместная работа с Никольским, постсупрематизм и общая судьба всего русского архитектурного авангарда -- неоклассика.
Был ли Лазарь Хидекель гением? К концу восьмидесятидвухлетней жизни он сам почти забыл об этом. Одно можно утверждать точно: он был архитектурным продолжением гения Казимира Малевича, таким же, какими в других областях были Илья Чашник и Николай Суетин.