Михаил Гробман: "Я создаю иконографию политических убийц"

Sep 27, 2009 09:54

Специальный гость III Московской биеннале о женских тайнах, кибуцах и о том, кого же всё-таки можно отнести к второму авангарду



Михаил Гробман // Фото: gallery.vavilon.ru

Михаил Гробман судит всех по гамбургскому счёту. Классик второго авангарда рассказывает в день своего юбилея о том, как в СССР появились современные художники и кого из 35 основных модернистов всё-таки можно отнести к истинным новаторам.
Михаил Гробман - представитель Второго русского авангарда. Он сам придумал это понятие для художников, принадлежавших к неофициальному искусству 60-х. При чём, по его же классификации, первого не существует. Русский авангард 20-х - классический. Гробману виднее - ведь он в одном лице художник, поэт, теоретик, коллекционер и архивист. Свое творчество он определил как «магический символизм». Михаил Яковлевич верит в магическую природу знаков и слов. В этом смысле - он не концептуалист. Он не играет символами. Он ими пользуется, как ключами к иной реальности. Но общий тон гробмановских картин по-концептуальному ироничен.



Конец войны, 2004, коллаж // moscowbiennale.ru

Гробман - левый мистик, поэтому всегда ощущал особую связь с русскими футуристами, в первую очередь с Хлебниковым и Малевичем. И так же как они всегда занимал активную общественную позицию. Вероятно, поэтому, когда свободолюбивые шестидесятые закончились, в 1971 году предпочел эмигрировать в Израиль.
В 1975 основал общество «Левиафан». «Народность и религиозность - две колеи нашей дороги. Говоря о народности - мы имеем в виду искусство, апеллирующее к творческой интуиции всех без исключения зрителей. Говоря о религиозности - мы зовем к мистическому постижению мира средствами изобразительного искусства», - писал он в своем манифесте.
Эта позиция противоречила вкусам местных творцов, находящихся под влиянием американского поп-арта. И на помощь Гробману-мистику - приходил Гробман-концептуалист и критик. Со всем своим могучим социальным темпераментом он уже обрушивался на израильскую художественную элиту, клеймя ее за творческую вторичность. Гробман издевался в своих работах и над советской идеологией и над буржуазной, поскольку и та и другая были уже радикально правыми. А Гробман - левый по определению.
Вот как он объяснил в одном из интервью происхождение названия своей группы: «Существует хасидская легенда о том, что, когда наступит конец света, огромный Левиафан проглотит всех грешников. И тогда святоши сядут за стол и будут есть мясо этого чудовища - то ли рыбы, то ли змея, то ли крылатого дракона... Миром правит пошлость. Пошлятина - самая грозная беда человечества. Она может выражаться в искусстве, литературе, политике. Главная наша задача - избежать пошлятины!»



Герцог Лозен, 1965, коллаж, цветной карандаш, черная бумага// moscowbiennale.ru
Точнее - бороться с ней. Так или иначе, библейский морской змей - бунтовщик. Быть в оппозиции - основная черта Гробмана-художника и публициста. Его назначение - сбивать, счищать культурную ржавчину и замшелость. Гробман - катализатор художественных процессов. Сначала - в СССР, потом - в Израиле.
Характер его творчества близок Дмитрию Александровичу Пригову. Это концептуальный мистицизм с упором на критическую составляющую.
Михаил Яковлевич 21 сентября отметил свое 70-летие. Он приглашен в качестве специального гостя на III Московскую биеннале. И сама биеннале и его выставка «Метаморфозы коллажа» (открытие 26 сентября в Московском музее современного искусства), словно подарки к юбилею вечного арт-революционера.
Поздравляем мастера и предоставляем ему слово.

- Что явилось толчком, от которого соцреализм дал трещину?
- Молодежный фестиваль 1957 года. Возникли новые художники, новые обстоятельства. На этом фестивале были выставки, представлявшие разные тенденции западного искусства.
Примерно тогда же состоялась экспозиция Пикассо. Импрессионисты открылись в Пушкинском музее изобразительных искусств. Возникла новая среда, повлиявшая на мысли молодых художников.
Так постепенно зародилось то, что мы сегодня называем Вторым русским авангардом. Уже к 1960 году он существовал. И продолжался около 10 лет. Почти все его главные достижения были созданы в этот период.
Это не была единой средой с общими идеями. Там была школа Кропивницкого, группа Яковлева-Гробмана, одиночки Краснопевцев или Вейсберг. Второй авангард - это ряд непохожих групп. Но все мы дружили. В своей программной статье я упоминаю 35 художников, 5 из них - имеют международное значение. Остальные важны только для России.

- Кто эти пять художников?
- Этого я не написал, пусть каждый коллекционер решает для себя сам.
- Вы и сейчас их не назовете?
- Не могу. Все из меня пытаются вытащить эту тайну. Но я сознательно не называю фамилий, чтобы не вмешиваться в рынок. Не навязывать свои представления о том, что и как.
- Какие общие черты у самых сильных мастеров?
- У них нет общих черт. Каждый походит на самого себя. Но то, что они предложили русскому искусству, а потом и Западу - эти вещи новы и уникальны. Если мы предложим творчество остальных замечательных художников Второго русского авангарда (большое удовольствие рассматривать их картины, жить с их картинами, писать об их картинах и т.д) Америке или Европе, они скажут: у нас есть свои подобные мастера.
- Вы относите себя и Яковлева к одной группе. Хотя, казалось бы, вы такие разные. Что вас связывает?
- Что касается магического символизма и вообще этих понятий магия, мистика, религиозность, то действительно меня и Яковлева можно рассматривать через эту призму.
Яковлев чрезвычайно мистический художник, хотя казалось бы почему? Ну, цветочек нарисовал. Оказывается, это не просто цветочек, а магическая формула. Из 35 мастеров Второго авангарда далеко не все интересовались мистикой.
Когда мне было немного лет, я пропадал в библиотеке Ленина. Приходил с открытием и уходил с закрытием. Изучал мистическую культуру Запада и Востока: начиная от русского старчества и заканчивая йогой. Книги выдавали свободно. Я прошел целую академию, изучая мистику. Из наших художников этим никто не занимался.



На курорте, 1996, 2006, коллаж, шариковая ручка // moscowbiennale.ru
- Вы делали то же, что делал Пригов - в 70-е. За приговским ерничеством чувствуется серьезная философская база. Мне показалось, что магический символизм вас роднит с Приговым?
- Мне не пришлось с Димой Приговым говорить на эту тему.

- У Дмитрия Александровича есть даже как у вас коллекция мистических чудовищ - «Бестиарий».
- Но как поэт он, кажется, немного другого плана.

- Да, известны стихи про милиционера и т.д. Но у него много стихов, в которых несмотря на шуточность, много мистики. Просто более известны его сатирические штуки.
- Да, это очень интересно…Но вернемся ко Второму авангарду. Все мы любили европейское искусство. Но корни моего творчества - в русском футуризме. Тогда русский футуризм практически никто не знал.
Я опять таки ходил в библиотеку Ленина, там доступно было огромное количество редчайшей литературы с футуристическими репродукциями. Советская власть не препятствовала.
В сталинские времена футуризм был связан с Маяковским, поэтому это направление было легализовано. Мы сами много устраивали выставок под шапкой «Друзья Маяковского».



Феминизм, 1996, 2006, коллаж, тушь // moscowbiennale.ru

- Женские образы у многих русских художников постепенно исчезают из холстов, становясь «жертвами» метафизических экспериментов (Вейсберг, Краснопевцев). У вас женская тема не пропадает.
- В мой футуристический период я рисовал огромное количество обнаженки. Потом, постепенно вообще перестал рисовать людей, поскольку вел борьбу внутри себя со всякого рода реализмом.
Через некоторое время людские образы вернулись, но в другом контексте - мне удалось освободиться от визуальности, построенной на иллюзии. И в коллажах, и в рисунках женщины заняли достойное место. Плюс - в моих стихах. Я вернулся к женщинам, поскольку пришел к выводу, что без них никак не обойтись.
Женщина вмещает в себя с одной стороны - огромное количество мистических тайн, с другой, является движущим моментом в любом деле. У Яковлева в рисунках женщины появлялись время от времени, но цветы и абстракции победили.

- В ваших коллажах вы совмещаете не только разные планы реальности, но и придаете им политическое звучание, как в работе «Последний поцелуй» («КПСС целует Советскую власть»).
- Для меня, в отличие от моих более молодых друзей, которые начали работать в 70-е годы, когда возник соц-арт, эти вещи никогда не являлись игрой. В первой половине жизни я был погружен в мистику и магию.

Но постепенно, после многих перфомансов и инсталляций, меня стало захватывать нечто другое: актуальность, которая нас окружает, реакция на политическую и социальную жизнь. Но у меня это была не игра, а война.
Например, в 1979-1980 году я сделал серию «Лениниана». Она неоднократно выставлялась, публиковалась. И сейчас находится в музее Людвига в Кельне. Они когда-то купили ее.
Для меня была важна не игра с образом Ленина, а разрушение мифа о вожде, о той жизни, которую большевики устроили в России. Ведь и сейчас хватает пафосных портретов Ленина, Сталина, Брежнева. Их опять стали выставлять Гройс или Деготь - как произведения искусства.
Хотя на самом деле - это полное безобразие. Это как было, так и осталось - политической пропагандой, мифологизирующей вождей. Для меня важно разрушение этой мифологии.

- Уорхол мифологизировал предметы общества потребления. У нас мифологизация государства, у них - рынка.
- Совершенно верно. У них там огромное количество продуктов производства, которые прославлял Энди. Единственное, что я люблю в нем - это то, что он чех.
У нас же были взяты идеологические элементы для манипулирования сознанием. Советскую идеологию я ненавижу - это мразь, чернота, грязь. Меня страшно возмущает, когда Борис Гройс, этот сытый еврейский мальчик, начинает создавать иллюзии, что было еще какое-то другое искусство - тех, кто рисовал Ленина и Сталина.
Одна из моих целей - создать иконографию политических убийц и бандитов. Для меня тот же Ленин - не главная тема, но я к ней постоянно возвращаюсь. И пока не сделаю столько же Лениных, сколько их было во время советской власти, не успокоюсь.



Письмецо с того света, 1997, 2006, полиграж, тушь, коллаж // moscowbiennale.ru

- Власти создавали позитивный образ Ильича, вы - негативный. Но получается, вы тоже работаете на пиар Ленина.
- Когда я изображаю Ленина, Горбачева или Хрущева, у меня это обидное издевательство. Я издеваюсь над ними, над их видом и над теми, кто еще задумывается: какие они были великие люди. Сталин выиграл войну и т.д.

- Это у вас левая сатирическая составляющая.
- Не совсем сатирическая. Надо принять во внимание, что я еврейско-русский художник и для меня важна культура скоморохов, которых когда-то разогнали.
Скоморохи издевались над политическими деятелями, над влиятельными богатыми людьми. У меня это тоже - издевательство, не ирония. Я издеваюсь над этими людьми - идеологическими идолами. Убийцы есть убийцы.

- Когда вы оказались в Израиле со своим по скоморошьи «издевательским» взглядом на мир, как вы изменились как художник?
- Я, наверное, сильно изменился. Но как и почему я изменился за эти почти сорок лет, не могу сказать. Революций со мной не происходило.
Темы, которые я разрабатывал, то чем я интересовался в России, легко переехало в Израиль без всякой остановки в Чопе. Медленно, но верно перекочевало. Очевидно, я стал другим художником, но не исключено, что я стал бы таким же, если бы жил в России.
В любом случае я - часть русской субкульутры.

- Почему вы говорите субкультура, а не просто культура?
- Потому есть еврейская и русская культуры. Они существуют автономно от других культур. Но для русских - я русский художник и поэт. Для евреев - еврейский. Точнее - поэт, пишущий на русском языке. Но есть колоссальная разница в ментальности еврея и русского. Это - два разных животных.

- Друг моего отца, еврей по национальности, съездил как-то в Израиль в гости к родному брату. По возвращении, он невероятно громил тамошние мещанско-рыночные порядки. Сейчас он на ПМЖ в Германии. Встретив его как-то на Родине - я услышал от него тоже самое. Он остался по ментальности советским человеком. У него - коллективное восприятие, а не индивидуальное, как на Западе.
- Да, это то, что здесь объединяет всех выходцев из Советского Союза. Кроме того, что они русские, украинцы, татары и евреи - они еще советские люди. Даже я, который всю жизнь ненавидел советскую власть, тоже в чем-то советский человек. Для меня важно товарищество, коллективность.

- А советская коллективность - это продолжение русской соборности, воспеваемой русской религиозной философией. Ее главная черта - решать проблемы сообща.
- Когда я создал группу «Левиафан» - это был коллектив единомышленников. Кстати, первая группа, которая появилась после футуристов была создана уже в наши времена Львом Нусбергом - это «Движение», кинетисты. Он тоже был большой сторонник коллективной работы. Коллективное сознание способствует развитию индивидуального: взаимопомощь, взаимовыручка, взаимолюбовь.



Портрет немецкого профессора медицины, 1998, 2008, тушь, коллаж // moscowbiennale.ru

- Кибуцы опять же.
- Вот-вот - кибуцы. Их аналоги - русские коммуны, которые коммунисты сразу разгромили, когда увидели, что это самостоятельная сила. И быстро превратили в колхозы.
Коллективное сознание - это в огромной степени еврейская философия, которая потом досталось социал-демократии. Социал-демократию, как известно, создали австрийские евреи.

- И это все наложилось на русскую ментальность, с ее тягой к справедливости и т.д.
- Конечно! Для России это было то, что нужно! Не было ни одного места на земном шаре, где появилось бы столько сект! И каждая искала большей справедливости, чем, на их взгляд, было в официальной церкви.
Они искали свое, боле точное понимание Библии. России в этом смысле трудно найти аналог. В США была несколько похожая ситуация. Но там было всего несколько сект. Они в гораздо меньшей степени были заражены этой «отравой» - быть коллективом. Художник и коллектив - отдельная тема.

- Ваша выставка на биеннале - подарок вам к юбилею. И Второму авангарду в вашем лице.
- Да, это приятно. Кстати, я не называю первым - авангард 20-х. Я называю его - классическим. Потому что эти авангарды разделяет целая эпоха. Второй по отношении к русскому авангарду 60-х - собственное имя.
Русский авангард начала века был настолько грандиозен, что я могу сравнить его только с Возрождением. Такой был напряг культуры, такая светлая новость в культурной жизни человечества! И в Европе, конечно, происходили революционные вещи в культуре, но в России - особенно.

- В России это еще связано с социальной утопией, в отличие от европейского авангарда.
- Это вы точно подметили. Я неоднократно об этом говорил. Между западным авангардом и русским колоссальная разница! Тут была - мистика, мифология.
Вот, к примеру, в Европе и США разрабатывалась грандиозная авангардная архитектура, но это все строилось! А здесь делалось огромное количество вещей из области абсолютной фантастики. Хотя с течением времени эти проекты могут быть воплощены.
Например, изобретения Петра Митурича. Он сделал и запатентовал эскиз корабля, который состоит из секций, и волнообразно плывет, как змея. Потрясающая вещь!

- Кстати, это изобретение связано с Левиафаном - гигантским морским змеем. Точнее, корабль Митурича объединяет два библейских образа - морского змея и ковчег.
- Тут явно присутствуют какие-то совпадения! Вероятно поэтому на меня эта работа всегда производила сильное впечатление.



Возьми на память мои глаза, 1997, 2006, тушь, коллаж // moscowbiennale.ru
Отсюда: http://www.chaskor.ru/p.php?id=10699

3-я биеннале современного искусства, Михаил Гробман, "КПСС целует Советскую власть", второй русский авангард, Энди Уорхол, 2009, Владимир Маяковский, русский авангард, соцарт, Дмитрий Пригов, интервью, "Левиафан", Владимир Яковлев, "Друзья Маяковского", "Последний поцелуй", Борис Гройс, Екатерина Деготь

Previous post Next post
Up