Mar 10, 2010 18:18
"Выставка, смонтированная в течение двух или трёх дней, открылась всем на удивление. Два контрастных художника столкнулись и объединились рядом: точнее, по вертикали. Экспозиция В. Янкилевского -- в цокольном зале при искусственном освещении, Э. Штейнберга -- наверху, в лучах заходящего солнца. Свет и бездна. Подпочва и запредельность. Пространственная музыка геометрии и трагическая конкретика проломов. Медитативное созерцание идей-символов и напоминание о грядущем Апокалипсисе. Князь тьмы и Князь света. Из антиномий родился синтез. Родился образ выставки.
Вернисаж Э. Штейнберга и В. Янкилевского явился праздником для присутствующих. Выставку посещало в среднем около 60 человек в день. Полупустые залы мало беспокоили художников. Пространство выставки смоделировало себе подобных зрителей. В залах выставки накануне её закрытия Б. Гройс -- критик, философ, лингвист -- прочёл доклад об эстетике М. Хайдеггера. Философский, эстетический уровень выступавших оппонентов, как и доклад, вызванный к жизни самим фактом существования выставки, внесли неожиданно новый ракурс в то стереотипное понятие, которое именуется "художественной жизнью". Всем стало очевидно, что выставка сама обеспечивает себе структуру зрительного зала. Она может стать сенсацией, площадью для зрительских манифестаций, салоном по продаже и закупке сочинений официальными властями и частными лицами, но она может превратиться в место уединённой встречи, лицом к лицу, художника и его отражения".
Маневич Г.И. Варианты отражений // Маневич Г.И. Цвет прошедшего времени. -- М.: Аграф, 2010. -- С. 144.
Эдуард Штейнберг,
выставки,
Борис Гройс,
1978,
Владимир Янкилевский