Originally posted by
marubeni at
Полонизация Галичины 110 лет назад: Русские - "не христиане, но язычники"Дорогие Друзья, продолжаю понемножку разбирать старый архив.
Как вы помните, еще не так давно церковников клеймили темными, узколобыми и безграмотными.
Чтение же дореволюционных источников свидетельствует об обратном. Люди, ответственные за "связи с общественностью" в Русской Православной Церкви, обладали необходимой широтой кругозора и глубокими познаниями в международной ситуации и внутриполитической обстановке в России.
Позволю привести для вас две выдержки из уже
известного вам "Церковного вестника". Раздел "Летопись церковной и общественной жизни за границей". Смею думать, что события 110-летней давности могут пролить свет на то, что мы вынуждены наблюдать сегодня. Русофобия, ненависть к православию, русскому языку, полонизация, даже расчеловечивание - вот с чем приходилось сталкиваться русским гражданам Империи на территории Галичины.
"На почве исторической, по-видимому неискоренимой вражды поляков к русским, часто возникают в Галичине такие прискорбные факты, которые "грустныя думы наводят" о будущем этой древней русской области. Нет житья от поляков нашим зарубежным братьям, они постоянно уязвляют и без того израненную и измученную бедную Галичину, в грубой форме унижая самое лучшее достояние Галичины - ея церковный обряд. Кснедз Дучко, например, поносит русскую веру и выставляет ее на смех даже перед школьною молодежью, а другой ксендз - Базаль систематически во всех своих проповедях хулит русских и русскую веру; своим прихожанам этот ксендз строго воспрещает заглядывать в русскую "униатскую" церковь, " потому что, говорит он, нет более тяжкого греха, как если поляк зайдет в церковь", где молятся не христиане, а язычники, признающие трех богов, что выражают они троеперстным крестным знамением. Тот же ксендз оклеветал перед консисторией ни в чем не повинного русского священника; клевета, однако, была так очевидна, что даже пристрастный суд консистории не признал возможным обвинит священника и ограничился лишь тем, что выдал прекрасную аттестацию клеветнику, "который де в данном случае действовал ad meliorem Dei gloriam".
Так жестоко и несправедливо преследуют бедную Галичину нынешнюю хозяева ея - поляки, не боясь суда и забыв свое племенное славянское родство с русскими".
Церковный вестник, издаваемый при С-Петербургской Духовной академии.
Еженедельный журнал. № 23, 5 июня 1903 г. , с. 729/
"Бедная и страшно угнетенная Галичина, находящаяся в фактической зависимости от поляков, сделалась последнее время предметом особенно дружного и стремительного натиска со стороны полонизма, от которого вряд ли может уцелеть эта исконная русская страна, раздираемая к тому же распрей двух непримиримо враждебных между собою галицийских партий - русофилов и украинофилов. Из учреждений, имеющих своей целью полонизацию русского края, особенно энергией отличается существующее во Львове просветительное общество под названием "Товаржиство Освяты Людовей". Как широко развивает оно свою полонизаторскую деятельность, видно из отчета: начиная со 2 июня 1902 года по 2 февраля нынешнего года общество основало в восточной "русской" Галичине 110 новых читален (из них 6 - в Буковине); кроме того улучшило и расширило 143 прежних читальни; в декабре прошлого года оно разослало 400 читальням польские патриотические сочинения о Тадеуше Костюшко, для 100 читален выписано польскую газету "Воскресение", для 79 - Ойчизну", для 100 - "Проводник земледельческих знаний". Следует заметить, что членов у общества очень немного, всего только ок. 80 человек, взнос которых не превышает 600 крон (ок. 250 руб.) в год. От куда же оно берет средства на полонизацию русских областей? Оказывается, что означенное общество действует на счет пособий, которые заимствует их общественных фондов, а именно: ото львовского сойма, от львовской городской думы, от различных уездных учреждений. Следовательно полонизация производится на счет самого же русского народа!
В той же Галичине часто можно наблюдать характерные факты проявления дикой ненависти со стороны поляков ко всему русскому. В селе Олеску в костеле один прихожанин, некто Лабинский, русский по происхождению и по разговорному языку, обратился к своему брату с вопросом по-русски: "Можно уже раздавать свечи?" Эта фраза услышана была совершавшим литургию ксендзом. Когда служба кончилась, ксендз пригласил Лабинского в закристию костела и изо всей силы ударил его рукой по лицу, приговаривая: "Вот тебе за то, что говоришь по-русски"...
Церковный вестник, издаваемый при С-Петербургской Духовной академии.
Еженедельный журнал. № 7, 13 февраля 1903 г. , с. 221.