«Я был бы весьма признателен за избавление меня от встреч с журналистами и официальными лицами»

Aug 30, 2020 23:26

Забытое письмо и фотография восстанавливают историю дружбы гранадского поэта



Портрет, который Лорка подписал Боведе / Фото: Королевская Галисийская академия

Виктор Фернандес | Барселона, 30-08-2020 / 13: 28

Когда мы вспоминаем биографии, подобные биографии Федерико Гарсиа Лорки, мы смотрим на громкие имена, окружавшие главного героя. В данном случае это Дали, Бунюэль, де Фалья, Альберти, Салинас или Гильен, при этом в стороне остаются другие, менее известные или забытые со временем. Это несправедливо, потому что зачастую забытыми или неизвестными остаются интересные факты как о поэте, так и о том человеке, чья жизнь соприкоснулась с жизненной дорогой Федерико. Иногда это хороший предлог, чтобы получше узнать человека, свидетельство которого может стать ключом к очередной закрытой двери в истории поэта.

Осенью 1933 года Федерико Гарсиа Лорка приехал в Аргентину в связи с оглушительным успехом трагедии «Кровавая свадьба» в постановке Лолы Мембривес. После более чем сотни спектаклей в буэнос-айресском театре «Авенида» поэт был вынужден задержаться в городе и стране и представить другие свои пьесы, такие как «Мариана Пинеда», а также прочитать несколько лекций. Он был настолько занят, что ему пришлось нанять временного секретаря, который печатал его корреспонденцию, а также приводил в порядок малочитабельные рукописи автора «Цыганского романсеро». Просьбы выступить с речью приходили со всей страны. 10 ноября 1933 года из отеля «Пласа» в Кордове отправлено письмо-приглашение. «Консул сообщил мне, что университет оплатит все ваши командировочные расходы (например, отель?), [и] я передал бы вам 300 песо», - говорится в послании. В нем появляется такая мольба: «Не могли бы вы взять на себя хлопоты и позаботиться о них?» Выполнил ли Лорка эту просьбу? Телеграмма, отправленная через четыре дня, гласит: «Жду тебя четверг, отель «Пласа». Обнимаю». Оба эти документа подписаны фамилией Боведа. Кто это был? Пришел ли Лорка на встречу?

За ответом не нужно ехать в Аргентину, он находится гораздо ближе. В Королевской Галисийской академии в Ла-Корунье, где содержатся фонды некоторых важнейших галисийских авторов. Именно там хранятся письмо и фотография Федерико Гарсиа Лорки. Правда, гранадский поэт имел прямое отношение к галисийской литературе, о чем свидетельствует его книга «Шесть стихотворений по-галисийски». Но за то, что два документа, хранящиеся в Ла-Корунье, связаны с его пребыванием в Аргентине, отвечает писатель и журналист Хавьер Боведа. Входивший в круг Кансиноса-Ассенса завсегдатай тертулий в мадридских кафе 1910-х годов, в 1923 году Боведа поселился в Аргентине. Он оставил поэзию, чтобы посвятить себя журналистике, где и нашел понимающую аудиторию. Он перебрался в иммигрантские круги Латинской Америки и сотрудничал с испанской дипломатической службой. Узнав, что Лорка находится в Аргентине, он и прислал цитируемое письмо и телеграмму. Гранадский поэт ответил письмом, которого нет в издании «Полного собрания писем» 1997 года под редакцией Эндрю А. Андерсона и Кристофера Морера. Это письмо напечатано на машинке - возможно, продиктовано временному буэнос-айресскому секретарю секретарю Артуро Басану - и сегодня хранится в архиве Королевской Галисийской академии. Оно гласит:



Письмо Лорки Хавьеру Боведе/ Фото: Королевская Галисийская академия

«Буэнос-Айрес, 13 ноября 1933 г.

Сеньору Хавьеру Боведе

Дорогой друг!

Я получил твое письмо. В среду вечером я мог бы отправиться в Кордову, приняв условия, указанные в письме, то есть все путевые и гостиничные расходы и триста песо.

Ответь телеграммой, какую лекцию я могу прочитать. Я бы хотел прочитать «Теорию и игру дуэнде». Конечно, вход будет по приглашениям, ни о какой продаже билетов не может быть и речи.

Я ужасно хочу познакомиться с Кордовой, и мне чрезвычайно приятно выступать в Университете.

Кстати, все три дня, что я буду там, я хотел бы быть на связи со студентами и был бы весьма признателен, если бы вы избавили меня от встреч с журналистами и официальными лицами.

С дружеским приветом, Федерико.

Ответь телеграммой.»

Это был недостающий фрагмент мозаики, из которой сложился еще один аргентинский эпизод жизни Лорки: поездка в Кордову. Там он прочитал упомянутую лекцию, одну из знаковых для автора.

Этот опыт, должно быть, понравился поэту, который хотел поблагодарить Боведу за хлопоты. В те дни Лорка пришел в буэнос-айресскую престижную фотостудию «Уиткомб», чтобы позировать перед камерой. Фотосессия, одна из самых известных, стала серией изображений, на которых поэт появлялся с веселым, серьезным и грустным лицом. Самый «везучий» из этих портретов послужил иллюстрацией к изданию «Цыганского Романсеро» (изд. "Sur", 1934). Еще одна такая фотография была подарена Боведе с таким посвящением: «Моему дорогому Хавьеру Боведе. Обнимаю, твой верный Федерико».

https://www.larazon.es/cataluna/20200830/iiqcme2g7fejxoxvrv73lzhmpe.html

Буэнос-айресская фотосессия:






и это все о нем, люди, фото

Previous post Next post
Up