«История сокровища» Ф. Гарсиа Лорки

May 19, 2019 01:25

Антонина Родриго

Опубликовано в «El país» в воскресенье, 20 марта 1983 года.

Как и на многих художников его поколения, на Федерико Гарсиа Лорку большое влияние оказало молодое искусство кино. В 1918 году компания друзей-«закоулочников» решает снять собственный фильм, короткую забавную ленту в арабском колорите. Сценарий, написанный Лоркой, назывался «История сокровища». Разыграли и запечатлели его у подножия Альгамбры, у таверны Антонио Барриоса «Эль Полинарио». Но в этой киноигре Лорка впервые выразил то, что будет преследовать его всю жизнь: предчувствие ранней насильственной смерти.

В один из ностальгических лоркианских вечеров в парижской студии Мануэля Анхелеса Ортиса на Рю де Л'Одеон восьмидесятилетний художник показал нам серию кадров, запечатлевших историю, снятую по устному рассказу Федерико Гарсиа Лорки. Это было в 1918 году, в дни, когда гитарист Анхель Барриос позировал для Мануэля Анхелеса. Художник изобразил свою модель при дневном освещении, на террасе таверны «Эль Полинарио».



«Эль Полинарио» - артистический псевдоним Антонио Барриоса, отца гитариста. Барриос-старший не только играл на гитаре и пел, но и содержал в самом сердце Альгамбры таверну, названную его прозвищем. Таверна стала культурным центром, куда многие стремились попасть во время посещения Альгамбры. Там останавливались самые неординарные личности: художники, музыканты, писатели. Для «закоулочников» - компании Федерико и Франсиско Гарсиа Лорки, Франсиско Сориано Лапресы, Мануэля Анхелеса Ортиса, Антонио Гальего Бурина, Исмаэля Гонсалеса де ла Серны, Хуана Кристобаля, Мигеля Писарро, Мануэля и Хосе Фернандесов Монтесиносов, Мельчора Фернандеса Альмагро - контакты с этими гражданами мира оказались очень важными и многое объясняли. Например, почему Мануэль де Фалья, который жил в центрах европейской культуры - Париже и Лондоне - был настолько очарован местной атмосферой, что решил остаться жить в Гранаде. А Хуан Рамон Хименес напишет: «Он искал в Гранаде тишину и время, и Гранада превзошла его ожидания, подарив ему гармонию и вечность».

Ближе к вечеру молодежь встречалась на террасе «Эль Полинарио» с Мануэлем Анхелесом и его моделью, друзьями «Закоулка». По окончании сеанса они обычно любовались закатом над Хенералифе или оставались в патио таверны, чтобы послушать пение и игру на гитаре Антонио Барриоса. Однажды, когда портрет был уже почти закончен, кто-то пришел с фотоаппаратом. Лорка сделал фотографию портрета и модели, сидящей в шезлонге в той же позе, а с обеих сторон от него стояли Мануэль Анхелес Ортис и Мигель Писарро. Тут-то и включилась неисчерпаемая фантазия Федерико: он задумал снимать «Историю сокровищ».

Мавры и султаны

Одной из туристических приманок Альгамбры была возможность сфотографироваться в костюме мавра или султана. Семья Линаресов вместе с хозяевами других антикварных лавок на Королевской улице Альгамбры держали на паях небольшую фотостудию, украшенную в арабском стиле, и желающие могли получить свой портрет в мавританском костюме на фоне убранства Львиного дворика.





Современный вид входа в фотостудию (фото 2010 г.)

Лорка любил театральность таких фотографий и наслаждался переодеваниями. Широко известен снимок поэта в белом халате и тюрбане, выполненный в Студенческой резиденции и датированный 1924 годом.



В одном из писем Лорка написал Барриосу: «Анхель, не пора ли нам обратиться в мусульманство? Присмотри-ка и для меня халат с чалмой». (Перевод Н. Малиновской.) Чтобы снять «Историю сокровищ», нужны были арабские костюмы - и они нашлись. Соседский фотограф оставил им гардероб своей студии с роскошными тюрбанами, фесками, бурнусами, плащами, мечами, подушками, коврами и колоритными безделушками. Сценой была веранда кафе «Эль Полинарио».

В первой сцене Лорка, Ортис и Мигель Писарро, одетые маврами, сидят на подушках и держат в руках стаканы с питьем, которое им предложил Анхель Барриос. Перед ними сам Анхель, коленопреклоненный, держит поднос. Они пытаются убедить Федерико, хранителя сокровища, открыть им место, где оно спрятано.

Во второй сцене Лорка, стоя перед дверью пещеры, где спрятано сокровище, равнодушно взирает на драгоценное ожерелье в руках Барриоса, которым тот пытается подкупить хранителя. Мануэль Ортис, в знак покорности стоя перед ним на коленях и простирая к нему руки, умоляет его открыть дверь в пещеру. Мигель Писарро тоже стоит на коленях, но хранитель отвечает презрением на попытку взятки, мольбы и земные поклоны.

Третья сцена: хранитель продолжает охранять вход в пещеру. Видя его неподкупность и презрение, остальные решают напасть на него и убить, чтобы украсть сокровище. Мигель Писарро держит его руку и ногу, обездвиживая его, Барриос ударяет его в грудь, а Мануэль Ортис бросается к нему, размахивая саблей.

Четвертая сцена: Лорка лежит на земле мертвый, со скрещенными на груди руками, в одной из них зажат кинжал. Вокруг него - коленопреклоненный Мануэль Ортис с Кораном в руках, рядом Анхель Барриос указывает ему, какую суру читать, Мигель Писарро, сидя на корточках, всматривается в лицо убитого.



Рожденные вместе с кино

Для поколения 1927 года кино оказалось чрезвычайно важным явлением. Они родились вместе с кино и с детства ощущали себя участниками действа, а не зрителями: движущиеся картинки покорили их воображение и подарили немало идей. Свидетелями тому - Бунюэль, Дали, Ауб, Альтолагирре, Айала и Альберти, который в своей «Потерянной роще» пишет:

«Повежливей со мною! Я - ровесник
кино, бипланов, кабельных сетей.
Я видел, как меняли на авто
свои кареты короли и папа».
(Перевод Ю. Корнеева)

Сюжеты о путешествиях, гэги и трюки американского кино - это волшебное, непревзойденное зрелище будило их богатую фантазию. К большинству старших кино опоздало прийти, они не понимали этого нового языка и воспринимали его лишь как очередное не имеющее будущего средство развлечения на ярмарках (фериях) - их первом пристанище. В Гранаде поначалу кино показывали исключительно во время праздника Тела Господня. Затем зал для показа фильмов оборудовали в казармах на Эмбоведадо под названием «Синематограф Паскуалини». Еще позже кинотеатр переехал на Гран Виа де Колон - широкую и прямую, ради строительства которой городские власти снесли целый квартал старинных мавританских особняков и дворцов. Мощеная, освещаемая световыми арками, Гран Виа представляла собой всё самое современное и ультрамодное. Кинозал разместили на углу справа, со входом через улицу Католических Королей; совсем рядом находился другой кинотеатр, «Свет Эдема», с барочным фасадом, украшенным кинематографическими символами: орган из огромных труб, кукольный театр и музыкальный автомат, а венчала это великолепие фигура режиссера. Благодаря шарниру под подбородком он качал головой направо и налево, а в правой руке у него была дирижерская палочка. Все блестело, сверкало и мигало огнями разноцветных лампочек.

В дверях зазывала привлекал внимание публики: «Проходите, господа, проходите!». Экран располагался в центре зала. Места были двух видов: «VIP-места», где стояли камышовые кресла, и общие - на деревянных скамьях. Мужской голос вкратце пояснял эпизоды ленты, как тогда называли фильмы, под звучание пианино или пианолы - на них играли сопровождающую музыку, быструю или медленную, в зависимости от того, что происходило на экране. Фильмы были короткими, картинка сменялась быстро. Реализм изображенного впечатлял зрителей настолько, что в опасных эпизодах зрители становились участниками и кричали, предупреждая: «Не ходи, не выходи... да что там?!», - и тому подобное.

Поклонники кино

Мануэль Анхелес Ортис, друг детства Лорки, особо вспоминает ленты «Дочь лесника» и «Путешествие на Луну» Жюля Верна.

https://vimeo.com/39275260

image You can watch this video on www.livejournal.com



Air - Le Voyage Dans La Lune from Alix on Vimeo.

Это были кинотеатры и фильмы детства Лорки, «едва старый дилижанс привез нас из Пастушьего Ключа и кучер, воздев медный рожок, огласил площадь пронзительным пеньем». (Перевод Н. Малиновской) В 1908 году семья окончательно переехала жить в столицу. Тогда и родилась его любовь к миру движущихся картин. Позднее, в мадридской Студенческой резиденции, это старое увлечение получило новый толчок - ведь рядом жили такие азартные любители кино, как Бунюэль и Дали. В Нью-Йорке в 1929-1930 годах кино для Лорки было одним из главных отвлекающих от учебы факторов, ведь в этом городе показывали все фильмы мира. Лорка и его поколение прекрасно понимали, что кино ожидает большое будущее. Поэт неоднократно обращался к теме кино в своем творчестве: вспомним «Прогулку Бастера Китона» - дань уважения американскому комику, написанную в 1928 году и опубликованную в журнале «Gallo»; его обработки народных песен для музыкального сопровождения к документальной короткометражке о ловле тунца «Almadrabas» - об этом в 1935 году его попросил Карлос Вело; и осенью того же года его заявление в барселонской прессе, в котором он выражает свою заинтересованность в создании кино: «Я хотел бы сделать фильм обо всем, что связано с корридой. Не о корриде как таковой, нет. Песни, танцы, легенды, все, что связано с корридой, - это интересует меня». Эта идея родилась в августе, в долгих и приятных беседах с Хосе Марией де Коссио во дворце Ла Магдалена в Сантандере, который в то время принадлежал Международному университету Менендес-и-Пелайо.

Королевский дворец Ла Магдалена в Сантандере:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86_%D0%9B%D0%B0-%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0

Но и ныне считается, что главный след, оставленный Лоркой в кино, - это сценарий для немого (звуковое кино тогда еще не было придумано) фильма «Путешествие на Луну». Сценарий написан в Нью-Йорке, по просьбе мексиканского кинохудожника-авангардиста Эмилио Амеро. Сегодня мы добавляем в этот список «Историю сокровищ», которую Лорка придумал и сыграл в ней главную роль. Хотя эта первая попытка далека от оригинальности и новаторства «Путешествия на Луну», она всё-таки говорит об интересе юного автора к зрительным образам еще за год до того, как он познакомился со своими соседями по Рези. В «Истории сокровищ», вписанной в старые гранадские легенды о кладах, мы видим маленького Федерико - посетителя кинозалов его такого недавнего детства. Но в то же время в своей «игре в кино» он предсказывает нам свою раннюю и ужасную насильственную смерть.

https://elpais.com/diario/1983/03/20/cultura/416962812_850215.html

Википедия об Анхеле Барриосе: https://es.wikipedia.org/wiki/%C3%81ngel_Barrios_(m%C3%BAsico)

Еще больше о кино в жизни Лорки и о Лорке в кино: http://www.cervantesvirtual.com/obra-visor/federico-garca-lorca--cine--el-cine-en-su-obra-su-obra-en-el-cine-0/html/ff33e018-82b1-11df-acc7-002185ce6064_4.html#I_9_

и это все о нем, locus genii, ссылки, люди, кино, la muerte, фото

Previous post Next post
Up